Учебные исследования на уроках алгебры

Разделы: Математика


Обучение навыкам исследовательской работы начинается с урока, который строится по законам научного исследования. На своем опыте я убедилась, что исследовательские навыки формируются при таком методе обучения, при котором учащиеся активно включаются в творческую деятельность. Таким является исследовательский метод обучения.

Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

Покажу на примерах, как учащиеся приобретают умения и навыки исследовательской работы.

Пример 1. Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их сумму”

Цель работы: Установить, чему равно произведение разности двух выражений и их суммы.

Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 62 – 42,

другие – (9 + 3) • (9 – 3) и 92 – 32,

третьи – (2 – 8) • (8 + 2) и 22 - 82.

В результате учащиеся получают, что

(6 – 4) • (6 + 4) = 62 – 42,

(9 + 3) • (9 – 3) = 92 – 32,

(2 – 8) • (8 + 2) = 22 - 82.

Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

Доказательство гипотезы:

Используя правило умножения многочлена на многочлен имеем, что

(a – b) • (a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2.

Итак, гипотеза доказана.

Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

Пример 2. Алгебра, 8-й класс, тема “Квадратный корень из произведения”

Цель работы: Установить каким свойством обладает квадратный корень из произведения любых двух неотрицательных чисел.

Учащиеся находят значения выражений:

а) и ;

б) и ;

в) и .

и видят, что

а) = ;

б) = ;

в) = .

Анализируя результаты наблюдений, дети выдвигают словесную гипотезу: корень из произведения любых двух неотрицательных чисел равен произведению корней из этих множителей.

Далее гипотеза формулируется с помощью переменных: если х 0 и у 0, то .

Доказательство гипотезы:

Так как по условию х 0 и у 0, то выражения и имеют смысл.

Докажем, что выполняются условия: 1) и 2) .

По определению арифметического квадратного корня и .

Значит, .

По свойству степени произведения следует, что .

Итак, из определения арифметического квадратного корня следует, что , где х 0, у 0.

Гипотеза доказана.

Вывод. Установили свойство квадратного корня: Корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей.

Большие возможности для формирования исследовательских навыков у школьников имеются при изучении темы “Квадратные уравнения” в 8 классе.

Пример 3.

Цель работы: Сделать выводы о корнях квадратного уравнения ах2 + bx + c = 0, где а + с = b.

Самостоятельная работа

Найдите корни уравнений:

Вариант I

2x2 + 3x + 1 = 0

Вариант II

-3x2 – x + 2 = 0

Вариант III

5x2 + 2x – 3 = 0

После самостоятельной работы записываем корни уравнений на доске.

2x2 + 3x + 1 = 0 х1 = -1, х2 =

-3x2 – x + 2 = 0 х1 = -1, х2 =

5x2 + 2x – 3 = 0 х1 = -1, х2 =

Анализируя корни уравнений, учащиеся выдвигают гипотезу: если в квадратном уравнении ах2 + bx + c = 0 сумма а + с = b, то х1 = -1, х2 = , где х1 и х2 – корни уравнения.

Итак, гипотеза сформулирована.

Чтобы она стала истиной, ее надо доказать.

Доказательство.

Так как по условию а + с =b, то ах2 + (а + с) • х + с = 0

Д = (а + с)2 – 4ас = а2 + 2ас + с2 – 4ас = (а – с)2

Итак, мы доказали гипотезу.

Вывод.

Если в квадратном уравнении ах2 + bx + c = 0 сумма а + с = b, то х1 = -1, х2 = , где х1 и х2 – корни уравнения.

Пример 4.

Цель исследования: Сделать выводы о корнях квадратного уравнения, если поменять местами коэффициенты а и с и изменить знак коэффициента b.

Проводится самостоятельная работа.

а) Найдите корни уравнения.

б) Поменяв в данном уравнении местами коэффициенты а и с и изменив знак коэффициента b, составьте уравнение и решите его

Вариант I

x2 + 5x + 6 = 0

Вариант II

2x2 + 3x + 1 = 0

Вариант III

3x2 - 7x + 4 = 0

После проверки самостоятельной работы записываем на доске данные и составленные уравнения и их корни.

Вариант I.

а) x2 + 5x + 6 = 0, х1 = - 3, х2 = - 2

б) 6х2 – 5х + 1 = 0 х1 = , х2 =

Вариант II.

а) 2x2 + 3x + 1 = 0 х1 = - 1, х2 =

б) х2 - 3х + 2 = 0 х1 = 1, х2 = 2

Вариант III.

а) 3x2 - 7x + 4 = 0 х1 = 1, х2 =

б) 4х2 +7х + 3 = 0 х1 = -1, х2 =

В результате наблюдений и анализа учащиеся выдвигают гипотезу: если в квадратном уравнении ах2 + bx + c = 0 поменять местами а и с и изменить знак коэффициента b, то корни полученного уравнения будут равны и , где х1 и х2 – корни уравнения ах2 + bx + c = 0.

Доказательство гипотезы.

Дано уравнение ах2 + bx + c = 0 (1), х1 и х2 – его корни, где D = b2 – 4ac, D > 0.

Поменяв коэффициенты а и с местами и изменив знак коэффициента b, имеем уравнение сх2 - bx + а = 0 (2), D = b2 – 4ac, D > 0. Обозначим полученное уравнение (2). Пусть корни уравнения (2) равны m и n, тогда

Умножая х1 и m, имеем

Значит, корни уравнения сх2 - bx + а = 0 равны и , где х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах2 + bx + c = 0.

Мы доказали гипотезу.

Вывод. Если в квадратном уравнении ах2 + bx + c = 0 поменять местами коэффициенты а и с и изменить знак коэффициента b, то корни полученного уравнения будут равны и .

Учебные исследования на уроках алгебры закладывают фундамент для развития исследовательских умений и навыков учащихся.