Цель урока:
1. Повторить классификацию слов.
2. Дать представление о букве Г как значка для обозначения звуков [ г ] и [ г' ] .
3. Формировать механизм действий слогового чтения и письма.
4. Конкретизация действий чтения и письма.
5. Отработка действий чтения и письма.
6. Расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: Учебник, пропись № 2, карточки- опоры, предметные картинки.
Рекомендации: Ребята сразу работают в рабочих тетрадях (пропись № 2) в целях экономии времени, на доске уже висят карточки-опоры: погоды, настроения, план урока в условных обозначениях, понятных детям, оценивание своей работы. По мере прохождения темы на доску вывешиваются карточки-схемы, предметные картинки, выводы по уроку в схемах.
Ход урока.
1. Приветствие. Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
- На доске план урока [Рисунок 3]. Сегодня на уроке мы фиксируем погоду. Настроение. Смотрим и слушаем, думаем и говорим по делу, выполняем звуковой анализ слов и фиксируем важные для нас мысли в тетрадь. В конце урока мы оцениваем свою работу.
2. Фиксация погоды [Рисунок 1], настроения [Рисунок 2] в пропись № 2.
3. Повторение.
- А начнём мы с повторения пройденного материала. Вспомните, как обозначаются слова?
- Игра “Узнай слово”.
1 в. - встаёт, услышав слова- предметы
2 в. – встаёт, услышав слова- признаки
3 в. – встаёт, услышав слова- действия
4 в. – встаёт, услышав служебное слово
Слова: тетрадь, на, слушать, хороший, доска, аккуратный, по, слышать, воспитанный.
- На какие более мелкие частички делятся слова?
Слова делятся на слоги.
- Как узнать количество слогов в слове?
Поставить руку к подбородку. Произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов.
- Разделите слова на слоги молча. Показав количество пальчиками.
Показываются картинки детям, те работают. Спрашивается каждый слог.
- На какие более мелкие частицы делятся слоги?
Слоги делятся на звуки.
- Какие бывают звуки? Как обозначаются?
- Что обозначает точка в верхнем левом углу?
Звонкость согласного звука.
- Что обозначает закрашенный треугольник?
Мягкость согласного звука.
- Молодцы! Наша разминка окончена. Мы вспомнили важные для нас сведения.
4. Изучение нового материала.
4.1. Постановка учебной задачи.
- А помогает нам изучать новое наш сказочный герой Чипполино. И в своём узелке он принёс нам свои загадки, отгадав которые мы узнаем о каких звуках пойдёт речь.
- 1 загадка: Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака.
Или
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Гора.
Вопросы по загадке:
-Почему закутана в облака?
Гора очень высокая.
-Что значит “шапкой зиму достаю”?
На высоте очень холодно. Идёт снег. В горах кричать нельзя, иначе снег будет скатываться вниз. Получится лавина, которая с большой скоростью понесётся вниз, сметая всё на своём пути.
-А как мы скажем, когда будет стоять не одна гора, а несколько?
Горы.
4.2. Решение учебной задачи.
-Составим звуковую схему слова горы в тетради по письму, а я выполню вместе с вами на доске.
[ г ] - звук согласный, звонкий, твёрдый.
[ о ] - звук гласный, ударный
[ р ] - звук согласный, звонкий, твёрдый
[ ы ] - звук гласный, безударный
Ударение падает на 1 слог.
Первый слог - го, второй слог - ры.
-Молодцы! Приготовились слушать вторую загадку из узелка Чипполино.
Кругла, тяжела,
Силачу она нужна.
Гиря.
- Вы можете рассмотреть рисунок в тетради, и догадаться о каком предмете идёт речь. Обратили внимание, здесь нарисована гиря, которая нужна силачу и гиря, которая нужна для взвешивания, определения массы.
Слово одно, а значений два.
-Как мы скажем на рисунке нарисовано “Что?”.
Гири.
-Составьте звуковую схему слова гири.
- Посмотрите на первые звуки слов. Озвучьте их.
[ г ] , [ г']
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки.
А пока поиграем в игру “ Узнай звук”. Если услышите звук [ г ] , то встанут девочки, а если звук [ г' ] , то встанут мальчики. Будьте внимательны: гусь, гиря, глобус, гитара, гость, пироги, прогулка.
- Итак, с какими звуками мы сейчас играли?
Эти два звука обозначены буквой Г ( показ карточки).
Это печатные буквы, а эти буквы письменные.
Это заглавные буквы, а это строчные.
- Для чего нужны заглавные буквы?
Посмотрите как они пишутся. Напечатайте у себя в тетради по письму.
А вот так пишется строчная буква. Чем она отличается от заглавной?
Высотой.
- Напечатайте у себя в тетради по письму печатную строчную букву.
- Я вам показала печатные буквы, а можно эти буквы показать.
На счёт “ раз, два, три”- наклоняемся, руки вытягиваем вперёд.
На счёт “четыре, пять”- стоим в таком положении.
На счёт “ шесть, семь, восемь”- возвращаемся в исходное положение.
( Упражнение выполняем три раза. Темп медленный ).
- Молодцы! Тихо сели.
- Сейчас мы показывали букву, а на что она ещё похожа?
1. Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
2. Перед нами буква Г
стоит подобно кочерге.
3. Не гусь, не галка буква Г
А цапля на одной ноге.
-Вот какая хитрая буква, а какие слова из стихотворения пишутся с буквы Г. Кто запомнил?
Галка, гусь.
- Посмотрите на картинку и выберите слова, в которых будет писаться эта буква в начале слова, потом в середине слова, а потом в конце слова и назовите их.
- Итак: с какой буквой мы познакомились?
Какие звуки она даёт? (показ вывода)
- Запишите этот вывод в значке “ Запомним важное” в тетради по письму. Выполняем схему красиво, аккуратно. Помним:
Парта- это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты веди себя достойно,
Чтобы буквы были ровно.
-А сейчас мы будем читать слоги с новой буквой (на доске слова, читаем несколько раз: вслух, хором, по цепочке).
- Слоги прочитаны, молодцы.
- Давайте напечатаем слова с новыми слогами в тетрадь. Вспомните, какие слова нам принёс Чипполино?
- Запишем каждое слово. (Называем звук и печатаем по одной букве).
- Прочитайте слово. Поставь ударение. Выдели гласные. Раздели на слоги.
- Проверьте наши записи с учебником на стр. 68. Рассмотрите рисунки, подписи к ним. Кто прочитает первое слово, второе слово?
- Как расшифруем схему в верхнем правом углу?
- Прочитайте слоги.
- Вы читали маленькие слова- слоги, а теперь я предлагаю вам прочитать большие слова с буквой Г (слова на доске по столбикам, взяты из учебника).
- Читаем первый столбик.
Найдите лишнее , почему? ( Называем несколько вариантов и объясняем каждый.)
- Читаем второй столбик.
Найдите лишнее, почему?
- Читаем третий столбик.
Все ли слова вам понятны? Что такое гимн?
Гимн – это в переводе с греческого “ торжественная песня”, которая звучит в особых случаях. При звучании гимна люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.
-Что такое ангина?
Ангина – это заболевание горла.
- Что такое гам? Как вы понимаете это слово?
Гам – если сказать другими словами, то это шум. Чтобы его не было, постарайтесь на уроках хорошо учиться, а не издавать всякие звукоподражания. Отвечайте внятно, не гудите и уж во всяком случае, гам не создавайте.
-Назовите лишнее слово, объясните почему?
- Прочитайте все “слова про себя” и выберите имена; слова из двух слогов.
- Найдите слова в букваре. Чтение слов по столбикам.
- Выберите из этих слов слова- действия. Докажите.
- А теперь предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию и ответить на мои вопросы.
Кто изображён на рисунке?
Кого называют гномом?
Гном – это человек маленького роста.
Какое у него настроение?
Как вы думаете почему?
- Прочитайте текст к иллюстрации самостоятельно.
Чтение вслух.
- Ответьте на вопросы:
О ком этот текст?
Что узнали из текста о гноме?
Найдите в тексте эти предложения и зачитайте.
А когда говорят так: Ау, гном!
Так говорят, когда ищут кого-нибудь.
- А когда ещё говорят “ Ау!”?
Так говорят, когда заблудились.
- Прочитайте текст ещё раз и посчитайте количество предложений.
- Прочитайте первое предложение, второе, третье, четвёртое предложения.
- Составьте схему первого предложения.
- Како предложение ещё подойдет к этой схеме? Почему?
- Молодцы! А теперь возьмите в руки простой карандаш и обведите букву Г в тексте. Посчитайте, сколько раз она встретилась вам в тексте?
- Прочитайте эти слова.
5. Итог урока.
-Итог урока мы подведём предложениями, в которое вы доскажите слова.
“ Я сегодня на уроке узнал…”,
“Я сегодня научился…”.
6. Рефлексия [Рисунок 4].
- Я тоже так думаю. Думаю, что на следующем уроке вы будете работать намного лучше. Встаньте те , кто считает, что он работал таким образом:
- Да, вы молодцы. А кто работал вот так:
- Я с вами полностью согласна, мне бы хотелось поощрить вас и подарить вам приз – картинку. И надеюсь, что на следующем уроке вы будете ещё активнее, чем сейчас. Желаю вам удачи.
- Урок окончен. Вы свободны.