Цели урока:
- Учить видеть орфограмму, развивать умение проверять слова с безударными гласными.
- Развивать мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду. Привитие чувства коллективизма и взаимопомощи.
Задачи урока:
- Формирование умения использовать правило проверки безударных гласных.
- Тренировка орфограммной зоркости.
Оборудование:
- Кончил дело, гуляй смело.(запись на доске)
- Пословицы по частям( таблички)
- Группа слов с парными согласными «Найди лишнее слово» для повторения(запись на доске)
- Шаблон правила.(Таблица на ватмане)
- Слова для шаблона:
- однокоренное слово
- безударную гласную
- после согласной стояла гласная
-безударная гласная стала ударной
- парную согласную( на бумаге) - Сигнальные кружочки.
- Карточки для устной работы: с..сна, кл..довка, св..стун, ч..сло, зв..нок, м..сной, гр..бок, стр..ла.
- Алгоритм работы в ПСС на каждом столе.
- Карточки с безударными гласными для работы в ПСС.
- Маршрутные листы для работы по учебникам Русского языка и по Символам.
- Учебники Символ с аппаратом.
- Рефлекторная наглядность: индивидуальные фишки и поле.
- Листы с домашней отработкой по новой теме.
- Отличительный знак консультантов .
1 Этап: Орг.момент.
- Сегодня у нас необычный день. У нас на уроке гости.
Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.
- Сегодня мы с вами познакомимся с правилом проверки правописания безударных гласных .-Откроем тетради и запишем число.
2 Этап: Минутка каллиграфии.
1. Физминутка для рук.
2. На доске запись: Кончил дело, гуляй смело.
- Спишите красиво пословицу.
- Поставьте ударения
- Выпишите на первой строчке ударные гласные через соединительную петлю.
- На следующей строчке так же выпишите остальные гласные.
(показать на доске )
3. О работе гласных.- Какую работу выполняют гласные?(Бывают ударными, безударными, в сильной позиции, в слабой позиции ,могут быть смягчающими и утверждающими.)
-Покажите работу гласных на этой пословице при помощи цветных карандашей.( вызвать к доске )
3 Этап: Словарная работа.
- О чём эта пословица?
- Связана ли эта пословица с вашей жизнью?
- Найдите среди этих пословиц пословицы о труде.(на доске записаны, на левой стороне начала пословиц, на правой стороне концы, найти нужные части )
- Выпишите одну пословицу о труде.
- О чём другая пословица? Какие пословицы о труде вы ещё знаете?
- Проведём взаимодиктант словарных слов по теме «Труд».
4 Этап: Повторение пройденной темы..
На доске: Труд ,свеча, грядка, плуг, серп.
1. - Выделите корень в каждом слове(Выделяют, комментируя каждое слово)
- Найдите в этой группе слов лишнее слово.(Свеча-, выписать отдельно)
- Обоснуйте свой выбор.(Это группа слов с парными согласными в корне по теме «Труд»)
- Назовите орфограммы в каждом слове.
2. -Вспомним правило проверки парных глухих и звонких согласных.
(открыть шаблон правила):
Чтобы проверить … … в корне слова, надо подобрать … … , чтобы … … … … .
(Учитель вставляет нужные слова , после ответа детей, затем убирает)
3. -Расскажите правило в закрытых парах друг другу ,эти слова можете использовать для примера(Дети работают в парах)
- Запишите эти слова с проверкой.
(Выдать по одной карточке)
- Поменяйтесь тетрадями на проверку.
5 Этап: Физминутка.
1. Упражнения для глаз (С показом направления движения зрачков глаз по схеме).
2. Показ видов труда –стирка, копка, шитьё, пилка, рубка с повторением и угадыванием -Дети какой ваш самый главный труд? (Учёба - наш главный труд)
- Отдохнули? Продолжаем трудиться.
6 Этап: Новая тема.
1. - Почему слово СВЕЧА не вошло в группу слов?
(оно не содержит парную согласную)
- Какая орфограмма есть в корне этого слова?
(безударная гласная Е)
- В какой она позиции? (в слабой)
- Давайте образуем новые слова при помощи корня СВЕЧ.
(свечка, свечи, свечной)
- В каких из этих слов гласная Е имеет сильную позицию?
- Почему?(Она ударная)
- Назовите проверочные слова для слова свеча.
- Разберите по составу слова СВЕЧКА, СВЕЧИ.
- При помощи каких частей слова мы образовали проверочные слова?
(уменьшительно -ласкательный суффикс- К- ,множественное число)
- Приёмов подбора однокоренных слов много .Самое главное условие чтобы проверяемая гласная стала ударной.
2. Общее закрепление .
- Приготовьте сигнальные кружочки.
С..СНА , КЛ..ДОВКА, СВ..СТУН, Ч..СЛО, ЗВ..НОК, М..СНОЙ, ГР..БОК, СТР..ЛА. (после проверки каждого слова проверяемую гласную записываю на доске)
- Какие гласные требуют проверки? (А,О,Я,И,Е)
-Какие гласные не требуют проверки? (У,Ы,Э,Ё,Ю)
3. Составление правила правописания по безударным гласным используя предыдущий шаблон.(Поисковая работа с записью в тетради правила)
- Обсуждайте в группах. Какая группа готова поднимите сигнальные кружочки.
- Сформулируем новое правило на основе правила , которое мы уже знаем. ( Вызов ученика , который расставляет нужные слова в шаблон правила)
7 Этап: Закрепление новой темы.
*Работа в ПСС:
1. Повторить алгоритм работы в ПСС.
2. Раздать карточки с безударными гласными.
3. После работы итог по количеству выполненных карточек.
- Поднимите руки кто выполнил
- 1 карточку.
- 2 карточки
- 3 карточки и т. д.
8. Этап: Самостоятельная работа по маршрутным листам.
- Открыли маршрутные листы (на доске написать имена детей работающих по Символу)
*Самостоятельная работа.
- Если есть вопросы по заданиям в учебнике, обращайтесь к консультантам.
- Если вопросы остаются, подходите к учителю.
9. Этап: Итог урока.
1. РЕФЛЕКСИЯ.
- О чём говорили на уроке?(о безударных гласных)
- Чему научились?(составили новое правило, учились использовать это правило для проверки безударных гласных)
- Выберите нужную фишку :
КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные.
ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
ГОЛУБУЮ – Я сегодня не смог ,но завтра выучу новое правило и научусь.
Образовали звёздное небо .
2. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
3. Д/З (Раздать листы с заданием ), учить словарные слова по теме «Труд», работать по учебнику .