Цель: систематизировать знания.
Задачи:
- Закрепить знания о натуральном ряде чисел.
- Совершенствовать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел.
- Развивать кругозор, логическое мышление, словарный запас.
- Воспитывать товарищеские отношения.
Ход урока
1. Работа с числовым рядом
Доска:
- Запиши числа, которые повторяются;
- Запиши числа, которые больше 3, но меньше 7;
- Запиши числа, которые меньше 4.
Доска: 7 9 4 5 3 1 2
- Мы записали отрезок натурального ряда.
- Почему не отрезок? Докажите.
- Составьте из всех этих чисел отрезок натурального ряда.
- Почему не получается? (нет чисел 8,6)
- А отрезок 1 2 3 4 5? (надо из всех чисел)
- Добавьте пропущенные числа и запишите правильный отрезок натурального ряда.
- Сравните свой отрезок натурального ряда с моим
Доска: 1 2 3 4 5 6 7 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ….
- Почему вы не согласны, что это отрезок натурального ряда? (пропущено 8, стоит …)
- Исправьте.
- Почему я допустила ошибку?
- Что можно сказать об этих числах?
- натуральные
- однозначные
- четные и нечетные
- Для чего нам нужно было повторить знания о натуральном ряде чисел?
2. Выявление темы урока
- Сегодня мы будем говорить только об одном числе. А что это за число, догадайтесь сами?
- Кто может сказать, какая же тема урока? (число 7)
- Какие цели, задачи?
- Что можете рассказать о числе 7?
3. Сведения о числе 7.
Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё».
7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)
Люди с числом имени 7 часто становятся лидерами учителями самого высокого класса.
Встаньте Иваны, максимы, Людмилы – число 7 – это ваше число.
- Где вы встречались с числом 7?
(сказки «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
- Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах.
- На партах карточки. Прочитайте пословицы, которые даны на карточках
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. за семью печатями.
4. Семеро одного не ждут
5. Седьмая вода на киселе.
- Для чего рассказали о числе 7?
4. Работа с числом 7.
- Какие бы задания вы могли бы выполнить с числом? (составить примеры)
- Я вам предлагаю составить примеры, которые подходят к схеме
- Сколько примеров у вас получилось? (6)
- Проверим. Называем свой пример разными способами.
- Как по-другому можно назвать эти примеры? (равенства)
- Почему?
- Что в них общего? (на сложение)
- Как эти равенства можно объединить попарно?
- Какой закон использовали?
- У меня есть выражение 7-4
- Чем оно отличается? (на вычитание)
- Прочитайте те равенства, которые помогут найти значение разности? (4+3=7, 3+4=7)
- Запишите разность во второй столбик. (7-4=3, 7-3=4)
- Используя данную связь дополнить самостоятельно второй столбик
(3 человека на альбомном листе)
1 р. | 2р. | 3р. |
7-5=2 | ||
7-2=5 | ||
7-6=1 | ||
7-1=6 |
- Для чего выполняли эту работу?
- Я предлагаю второй столбик дополнить ещё одним равенством 9-1=7? (не согласны, это неверное равенство)
- Измените один из компонентов так, чтобы равенство стало верным
8-1=7
9-2=7 - Прочитайте разности, которые у вас получились?
- У меня получилось ещё одно равенство 10-3 =7
- Оно подходит? (нет, изменено два компонента)
- Зачем мы выполняли эту работу?
Физминутка
Сколько магнитиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз? (7)Столько палочек до точки
Столько встанем на носочки.(_______)Столько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
5. Составление равенств, неравенств.
- Глядя на эти два столбика, что мы ещё можем выполнить, какие задания? (сравнить)
- Я вам предлагаю 2 схемы, выберите ту, которая вам кажется интересней, составьте по ней или 3 равенства или 3 неравенства
На доске:: 1 человек составляет 3 неравенства, другой – 3 неравенства
- Для чего выполнили эту работу? Что вспомнили?
6. Геометрический материал
- Какую геометрическую фигуру вы видите в тетради? (точку)
- Сколько точек?(1)
- Какое задание вы бы могли предложить, чтобы оно соответствовало теме сегодняшнего урока? (построение многоугольника)
- Какой многоугольник нужно построить, чтобы он соответствовал теме урока? (7 углов, 7 вершин, 7 сторон)
- Сколько ещё точек вам нужно построить? (ещё 6)
- Сколько всего точек у вас получилось? (7)
- Сосчитайте эти точки, начертите многоугольник?
- Докажите, что это задание подходит к теме урока? (у многоугольника 7 вершин, 7 углов, 7 сторон)
- Как по-другому можно назвать этот многоугольник? (замкнутая ломаная линия)
- Посмотрите на карточку. Что на ней? (многоугольники)
- Чем все многоугольники похожи, что в них общего? (7 углов, 7 вершин, 7 сторон)
- Приготовьте красный, синий, зленный и жёлтый карандаши.
- Заштрихуйте многоугольник на карточке:
1-ый не красный и не синий
2-ой не зелёный и не желтый - Проверьте
1 - зелёный; 2 - красный
1 - жёлтый; 2 - синий
1 - зелёный; 2 - синий
1 жёлтый; 2- красный - У кого 1 вариант? 2 вариант? 3 вариант? 4 вариант?
- У кого по-другому?
- Зачем выполнили задание?
- Что повторили?
7. Закрепление
- А теперь я вам предлагаю на выбор ещё 2 задания, которые также связаны с числом 7. посмотрите на карточку. Выберите те задания, которые для вас интереснее?
А) вместо окошек поставьте знаки +,-
4…4…1 = 7
1…2…2…2 = 7
3….3….3….3….2 = 7
Б) найдите значения переменных x, y, z
x + y = 7
z - y = 4
z - x = y
8. Итог урока
- эти задания я проверю
- для чего выполняли эти задания?
- Какое задание было самым интересным?
- Где было трудно?
- Что для вас было новым?
- На доске у меня тоже большая цифра 7, я нарисовала её не напрасно. На каждом
ряду магниты. Выберите те, которые вам подходят.
Красный – было трудно, но интересно
Жёлтый – было легко и интересно
Зелёный – было неинтересно