Математика. Обобщающий урок "Число 7, цифра 7"

Разделы: Математика


Цель: систематизировать знания.

Задачи:

  1. Закрепить знания о натуральном ряде чисел.
  2. Совершенствовать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел.
  3. Развивать кругозор, логическое мышление, словарный запас.
  4. Воспитывать товарищеские отношения.

Ход урока

1. Работа с числовым рядом

Доска:

  • Запиши числа, которые повторяются;
  • Запиши числа, которые больше 3, но меньше 7;
  • Запиши числа, которые меньше 4.

Доска: 7 9 4 5 3 1 2

  • Мы записали отрезок натурального ряда.
  • Почему не отрезок? Докажите.
  • Составьте из всех этих чисел отрезок натурального ряда.
  • Почему не получается? (нет чисел 8,6)
  • А отрезок 1 2 3 4 5? (надо из всех чисел)
  • Добавьте пропущенные числа и запишите правильный отрезок натурального ряда.
  • Сравните свой отрезок натурального ряда с моим

Доска: 1 2 3 4 5 6 7 9         1 2 3 4 5 6 7 8 9 ….

  • Почему вы не согласны, что это отрезок натурального ряда? (пропущено 8, стоит …)
  • Исправьте.
  • Почему я допустила ошибку?
  • Что можно сказать об этих числах?
  1. натуральные
  2. однозначные
  3. четные и нечетные
  • Для чего нам нужно было повторить знания о натуральном ряде чисел?

2. Выявление темы урока

  •  Сегодня мы будем говорить только об одном числе. А что это за число, догадайтесь сами?
  •  Кто может сказать, какая же тема урока? (число 7)
  •  Какие цели, задачи?
  •  Что можете рассказать о числе 7?

3. Сведения о числе 7.

Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё».

7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)

Люди с числом имени 7 часто становятся лидерами учителями самого высокого класса.

Встаньте Иваны, максимы, Людмилы – число 7 – это ваше число.

  • Где вы встречались с числом 7?

(сказки «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

  • Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах.
  • На партах карточки. Прочитайте пословицы, которые даны на карточках

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. за семью печатями.
4. Семеро одного не ждут
5. Седьмая вода на киселе.

  • Для чего рассказали о числе 7?

4. Работа с числом 7.

  • Какие бы задания вы могли бы выполнить с числом? (составить примеры)
  • Я вам предлагаю составить примеры, которые подходят к схеме
  • Сколько примеров у вас получилось? (6)
  • Проверим. Называем свой пример разными способами.
  • Как по-другому можно назвать эти примеры? (равенства)
  • Почему?
  • Что в них общего? (на сложение)
  • Как эти равенства можно объединить попарно?
  • Какой закон использовали?
  • У меня есть выражение 7-4
  • Чем оно отличается? (на вычитание)
  • Прочитайте те равенства, которые помогут найти значение разности? (4+3=7, 3+4=7)
  • Запишите разность во второй столбик. (7-4=3, 7-3=4)
  • Используя данную связь дополнить самостоятельно второй столбик

(3 человека на альбомном листе)

1 р. 2р. 3р.
7-5=2    
7-2=5    
7-6=1    
7-1=6    
  • Для чего выполняли эту работу?
  • Я предлагаю второй столбик дополнить ещё одним равенством 9-1=7? (не согласны, это неверное равенство)
  • Измените один из компонентов так, чтобы равенство стало верным
    8-1=7
    9-2=7
  • Прочитайте разности, которые у вас получились?
  • У меня получилось ещё одно равенство 10-3 =7
  • Оно подходит? (нет, изменено два компонента)
  • Зачем мы выполняли эту работу?

Физминутка

Сколько магнитиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз? (7)

Столько палочек до точки
Столько встанем на носочки.(_______)

Столько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

5. Составление равенств, неравенств.

  • Глядя на эти два столбика, что мы ещё можем выполнить, какие задания? (сравнить)
  • Я вам предлагаю 2 схемы, выберите ту, которая вам кажется интересней, составьте по ней или 3 равенства или 3 неравенства

На доске:: 1 человек составляет 3 неравенства, другой – 3 неравенства

  • Для чего выполнили эту работу? Что вспомнили?

6. Геометрический материал

  • Какую геометрическую фигуру вы видите в тетради? (точку)
  • Сколько точек?(1)
  • Какое задание вы бы могли предложить, чтобы оно соответствовало теме сегодняшнего урока? (построение многоугольника)
  • Какой многоугольник нужно построить, чтобы он соответствовал теме урока? (7 углов, 7 вершин, 7 сторон)
  • Сколько ещё точек вам нужно построить? (ещё 6)
  • Сколько всего точек у вас получилось? (7)
  • Сосчитайте эти точки, начертите многоугольник?
  • Докажите, что это задание подходит к теме урока? (у многоугольника 7 вершин, 7 углов, 7 сторон)
  • Как по-другому можно назвать этот многоугольник? (замкнутая ломаная линия)
  • Посмотрите на карточку. Что на ней? (многоугольники)
  • Чем все многоугольники похожи, что в них общего? (7 углов, 7 вершин, 7 сторон)
  • Приготовьте красный, синий, зленный и жёлтый карандаши.
  • Заштрихуйте многоугольник на карточке:
    1-ый не красный и не синий
    2-ой не зелёный и не желтый
  • Проверьте
    1 - зелёный; 2 - красный
    1 - жёлтый; 2 - синий
    1 - зелёный; 2 - синий
    1 жёлтый; 2- красный
  • У кого 1 вариант? 2 вариант? 3 вариант? 4 вариант?
  • У кого по-другому?
  • Зачем выполнили задание?
  • Что повторили?

7. Закрепление

  • А теперь я вам предлагаю на выбор ещё 2 задания, которые также связаны с числом 7. посмотрите на карточку. Выберите те задания, которые для вас интереснее?

А) вместо окошек поставьте знаки +,-

4…4…1 = 7
1…2…2…2 = 7
3….3….3….3….2 = 7

Б) найдите значения переменных x, y, z

x + y = 7
z - y = 4
z - x = y

8. Итог урока

  • эти задания я проверю
  • для чего выполняли эти задания?
  • Какое задание было самым интересным?
  • Где было трудно?
  • Что для вас было новым?
  • На доске у меня тоже большая цифра 7, я нарисовала её не напрасно. На каждом ряду магниты. Выберите те, которые вам подходят.
    Красный – было трудно, но интересно
    Жёлтый – было легко и интересно
    Зелёный – было неинтересно