Цели урока:
Образовательные
- Воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений по данной теме.
- Анализ заданий и способов их выполнения.
- Рационализация способа выполнения заданий.
- Самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.
Развивающие
- Развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности.
Воспитательные
- Воспитывать у учащихся навыки учебного труда.
- Воспитывать культуру устной и письменной математической речи.
- Прививать интерес к истории математики.
Тип урока: урок закрепления и проверки знаний, умений, навыков учащихся.
Структура урока:
- Инструктаж учащихся с организацией работы на уроке.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей и задач урока.
- Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
- Элементы здорорвьесберегающих технологий.
- Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Оборудование:
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Сайтком», 2000г.
- Таблица: «Формула площади прямоугольника».
- Презентация в PowerPoint.
- Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур для практической работы
- Тест у каждого из учащихся для проверки знаний, умений и навыков.
- Чертёжные инструменты.
План урока:
|
1 мин. 5 мин. 2 мин. 4 мин. 2 мин. 10 мин. 8 мин. 10 мин. 1 мин. 2 мин. |
Ход урока
Планируемый уровень достижений после изучения темы |
|
Знание |
Применение |
Умение ответить на вопрос, что называется квадратным
сантиметром. Умение читать и записывать формулы. |
|
Умение ответить на вопрос, что называется площадью фигуры, как найти площадь сложной фигуры. | Умение вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. |
Знать формулу площади прямоугольника. | Умение вычислять площадь прямоугольника. |
Умение ответить на вопрос, какие фигуры называются равными, знать их свойства. | Умение решать задачи, используя свойство равных фигур. |
Знать свойство площадей. | Умение решать задачи, используя свойство площадей. |
Умение ответить на вопрос, как найти площади равных треугольников. | |
Умение ответить на вопрос, что называется квадратом. | |
Знать формулу площади квадрата. | Умение вычислять площадь квадрата. |
1. Организационный момент.
Инструктаж учащихся с организацией работы на уроке <Слайд 1>.
2. Устный счёт.
Объяснение условий дидактической игры.
Решите устно пример. Найдите в таблице ответ и ему соответствующую букву, назовите букву. Если правильно решили пример, то в конце игры можно будет прочитать предложение.
к | и | н | а | г | о | с | ш | п | ь | м |
12 | 72 | 35 | 0 | 18 | 38 | 31 | 11 | 74 | 55 | 99 |
- 48:4 =12
- 12+23=35
- 24•3=72
- 36-18 =18
- 8•0=0
- 18+13=31
- 76:2=38
- 99:9=11
- 70-35=35
- 2•19=38
- 18•1=18
- 47-9=38
- 16+58 =74
- 9•8= 72
- 64-33=31
- 55:1=55
- 84+15=99
- 0:31=0
Что такое «Книга сошного письма»?
Это исконно русское руководство, которое излагало приёмы измерения площадей. Книга вышла в России в 1629 году. В ней описывались формулы для вычисления площадей прямоугольников и квадратов, которыми мы пользуемся до сих пор. И сегодня на уроке мы будем использовать эти формулы [1].
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
Тема урока: «Площадь. Формула площади прямоугольника» <Слайд 2>.
Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал в ходе решения задач. В конце урока проверим, как вы его усвоили.
4. Решение задач по готовым чертежам.
Посмотрите на рисунки <Слайд 3> и ответьте на вопросы:
- Что нам дано?
- Что требуется найти?
- Как будем находить?
Дополнительные вопросы <Слайд 4>:
- Я утверждаю, что если площади двух прямоугольников равны, то и сами прямоугольники равны. Права ли я?
- Как найти площадь фигуры, если известны площади её частей?
5. Физкультурная пауза <Слайд 5>:
Учащиеся выполняют движения и читают стихотворение:
Птички в домиках сидят
И в окошечко глядят,
Полетать им захотелось,
Полетели, полетели,
И на место тихо сели.
6. Решение задач из учебника: №698, 701 [2].
№ 698
a = 28 см.
b = ? см, в 7 р. <
S = ? см2
1) 28 : 7 = 4 (см) - ширина прямоугольника.
2) 4 • 28 = 112 (см2)
Ответ: площадь прямоугольника равна 112 см2.
№701
S = 36 см2
a = ? см.
S = a2
a = 6 (см)
6 • 6 = 36 (см2)
Ответ: сторона квадрата равна 6 см.
7. Практическая работа.
Учащиеся из конвертов вынимают фигуры: прямоугольников, квадратов; двух равных прямоугольных треугольников. Фигуры квадратов и прямоугольников обозначены буквами, а на треугольниках написана площадь.
Задание 1.
Найдите из предложенных фигур – равные и назовите их буквы.
Какие фигуры называются равными?
Задание 2.
Найдите площадь белого прямоугольника. Чему она равна?
Как вы искали?
Задание 3.
Перед вами два треугольника. Попробуйте сформулировать задачу и решите её.
Как вы сформулировали? Как решали? Какой ответ получили?
Задача: из фигур нужно составить прямоугольник и найти его площадь, используя свойство площадей.
8. Самостоятельная работа в виде теста в двух вариантах [3,4].
Вариант 1
1. Квадратный сантиметр – это:
а) площадь квадрата со стороной 1 см;
б) квадрат со стороной 1 см;
в) квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь прямоугольника определяется по формуле:
а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).
Площадь квадрата со стороной 7 см равна:
а) 59 см2; б) 28 см2; в) 49 см2.
4. Площадь фигуры, изображённой на рисунке равна:
а) 46 см2;
б) 18 см2;
в) 72 см2.
5. Периметр квадрата равен 64 см. Площадь его равна:
а) 128 см2; б) 64 см2; в) 256 см2.
Ответы к тесту
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
а |
б |
в |
б |
в |
Вариант 2
1. Квадратный сантиметр – это:
а) площадь квадрата со стороной 1 см;
б) квадрат со стороной 1 см;
в) квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь квадрата определяется по формуле:
а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).
3. Площадь прямоугольника, длина которого равна
7 см, а ширина – 8 см равна:
а) 49 см2; б) 30 см2; в) 56 см2.
4. Площадь прямоугольника ABCD = 18 см2, а площадь каждого треугольника равна:
а) 2 см2;
б) 36 см2;
в) 9 см2.
5. Периметр квадрата равен 48 см. Площадь его равна:
а) 48 см2; б) 144 см2; в) 576 см2.
Ответы к тесту
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
а |
а |
в |
в |
б |
9. Итоги урока. Рефлексия.
За урок каждый учащийся получает отметку.
10. Постановка домашнего задания.
Домашнее задание: п. 18, № 716. По желанию № 710.
№ 716 решается аналогично № 698.
№ 710 для учащихся, которые интересуются математикой.
Литература:
1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред.шк._М.: Просвещение, 1989.
2. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Сайтком», 2000г.
3. Юрченко Е.В., Юрченко Ел. В. Математика. Тесты. 5-6 классы: Учебно-метод. Пособие. - М.: Дрофа, 1997.
4. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.:Илекса,2003.