“Великое, истинное и прекрасное в
искусстве – это простота”.
Р.Роллан
Цели урока:
- Образовательная: Сформировать у учащихся представление о простейшем построении в музыке – периоде, о его использовании разными композиторами в своем творчестве.
- Воспитательная: Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитывать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.
- Развивающая: Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять ассоциативное поле школьников и эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
Частные задачи:
№п/п | Раздел урока |
Музыкальный репертуар |
Частные задачи |
Способы их решения |
Время |
1 | Оргмомент. | Ф.Шопен “Полонез а-dur”. | Вход в класс, создание творческой, рабочей атмосферы. | Вступительное слово Вопросы и задания, выводящие на стиль композитора. | 2-3 мин. |
2 | Слушание. | Ф.Шопен “Прелюдия № 7”. | Настроить на восприятие музыки, особое внимание уделить ее построению и выразительности. | Переход к новой теме, используя музыку Ф.Шопена, нацеливание на включение в музыкально-творческое задание. | 20 мин. |
3 | Хоровое пение. | А.Зацепин, сл. Л.Дербенева “Есть только миг”. | Знакомство с песней, разучивание мелодии и текста, работа над выразительностью фраз. | Слушание 1 куплета в исполнении педагога, разучивание. | 18 мин. |
4 | Итог урока. | _ | Подведение итогов, обобщение учителя. | Вопросы к детям, обобщение учителя. | 5 мин. |
Ход урока:
1. Оргмомент.
Вход в класс под “Полонез” Ф.Шопена.
Приветствие, посадка.
У: -Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.
Обратили ли вы внимание , что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?
Д: - Да, эта музыка нам знакома. Это “Полонез” польского композитора Фридерика Шопена. Рис 1
У: - Верно, действительно, это “Полонез”, а вы знаете, что это такое?
Д: - Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.
У: - Верно, а что вы помните об авторе этой музыки, Фридерике Шопене?
Д: - Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.
У: - Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.
“Шопен вдалеке от родимого края,
Влюбленный в прекрасную Польшу свою,
О ней вспоминая, сказал умирая:
“Варшаве я сердце свое отдаю!”
Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):
ОПЕРА |
МАЗУРКА |
ПРЕЛЮДИЯ КОНЦЕРТ |
ПОЛОНЕЗ БАЛЕТ |
НОКТЮРН КАНТАТА |
Д: - Фридерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.
У: - Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.
II. Слушание.
У: - Сегодня удивительная музыка Фридерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – “Музыкальный шедевр в 16 ти тактах” (записываем).
Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?
Д: - Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.
У: - Произведение, которое мы услышим, носит название “Прелюдия № 7”. Вспомните, что такое “прелюдия”?
Д: - Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
У: - Верно. Так вот произведение Ф.Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).
Сейчас я исполню это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).
1 гр. Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения. |
2 гр. Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки. |
3 гр. Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю. |
Итак, слушаем и работаем.
Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.
У: - Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки.
Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.
Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)
Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.
На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф.Шопена:
“…Милая моя, далекая, единственная!
Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…
Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
У: - Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?
Д: - Любовь и память о Родине, Польше.
У: - Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фридерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов)Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь,
Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце –
Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”
…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.
Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.
III. Хоровое пение: Это песня “Есть только миг” композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму “Земля Санникова” и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1 куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а так же поразмышляйте, похожа ли ее форма на “Прелюдию № 7” Ф.Шопена?
Показ одного куплета. Приложение 2
Д: - В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.
У: - А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?
Д: - Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением 2-го предложения, в этом состоит его отличие.
У: - Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. ( Запись в тетради.)
Предлагаю разучить первый куплет песни.
У: - Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?
Д: - Задумчивый, философский, лирический.
Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.
Затем использую приемы:
1. “Музыкальное эхо” ( повторение фраз после исполнения учителем).
2. Пение по цепочке ( по группам или по рядам).
3. При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.
4. Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.
После разучивания куплета, исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.
Благодарю за исполнение песни и старание точно воспроизвести ее образ.
IY. Обобщение урока.
У: - Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?
Д: - Мы познакомились с периодом.
У: - Как вы поняли, что из себя представляет период?
Д: - Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из 2-х предложений.
У: -Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?
Д: - “Прелюдия № 7” Фридерика Шопена и песня “Есть только миг”.
У: - Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?
Д: - Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.
Домашнее задание.
Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее произведения, построенных в форме периода.
Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.
Список литературы (приложение 3)