Цели урока:
- обучение построение умозаключений;
- развитие аналитико-синтетических действий;
- формирование связной речи.
Оборудование урока:
- мягкая игрушка,
- карточки с индивидуальными заданиями,
- компьютеры по количеству учащихся,
- мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Сообщение правила работы на уроке. (Слайд 1).
Эпиграф:
“… научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать”.
И. Лафатер
Учитель: Как вы понимаете эпиграф?
Ученики: На уроке будем учиться спрашивать, слушать, отвечать, быть сдержанными.
2. Сообщение темы урока. (Слайд 2).
Учитель: Посмотрите, какой замечательный заяц (показывает медведя) пришел к нам на урок.
Ученики доказывают, что учитель ошибся, и это медведь.
Учитель: Вы доказали мне, что я не права. В повседневной жизни вам часто приходиться отстаивать свою точку зрения, доказывать ее. Вы спорите с мамой (ученики приводят примеры из практики), спорите с братом, друзьями (ученики приводят примеры из практики), с учителем (приводятся примеры). Всегда хочется, чтобы ваше мнение побеждало. А для этого необходимо знать правила доказательства. Сегодня на уроке мы будем их изучать. Тема нашего урока: “Обучение приемам доказательства”.
3. Проблемный вопрос. (Рисунок 1). (Слайд 3).
Учитель: Выберите фигуру вместо знака вопрос из прономерованных фигур.
Возникает спор 1 или 6.
Ученики обмениваются мнениями, но четкого доказательства может не быть. (Учитель напоминает под каким эпиграфом проходит данный урок и следит за выполнением этого правила.)
Учитель: Чтобы доказать вою точку зрения, надо знать правила доказательства, тогда мы будем сдержанными и уверенными в споре.
Правило 1. (Слайд 4).
Назови правильный (на твой взгляд) ответ и приведи доказательства, перечисляя факты, которые подтверждают твое мнение. Можно воспользоваться словами: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Попробуем построить доказательство по этому правилу.
4. Тест “Наблюдательность”. (Приложение 2.)
Учитель: На рисунках что-то изображено не правильно или чего-то не хватает, определите недостаток вашего рисунка и докажите, что вы правы, пользуясь правилами доказательства.
Карточки подбираются в зависимости от возможностей ученика: учащимся с более низким развитием логического мышления предлагаются карточки с меньшим порядковым номером, сильным учащимся с большим. Каждый по цепочке, пользуясь правилам доказательства, доказывает решение своей карточки перед классом, при повторе карточек доказывает один учащийся.
У учащихся имеются опорная карточка-схема доказательства. (Слайд 5).
Я думаю, что на рисунке не верно …., потому что: во-первых …, во-вторых …, в-третьих …. значит должно быть …. |
Учитель: (Слайд 6).
Правило 2. При построении доказательства можно пользоваться словами связками: если…, то …, значит ….
5. Упражнения в построении доказательства.
Учащимся демонстрируется мультфильм “Том и Джерри” выпуск “Это моя мама”.
(Утенок вылупился из яйца рядом с котом и называет его своей мамой, мышонок, пользуясь энциклопедией, пытается доказать, что утенок ошибается).
Учитель: Вы видите, что мышонок не смог доказать утенку, что кот не его мать. Докажите, пользуясь правилами доказательства, что кот не мать утенка.
Учащиеся проводят доказательство, пользуясь правилами №1 и №2.
“Кот не мать котенка, так как, во-первых _______, во-вторых __________, в-третьих __________ и т.д. Если бы Том был матерью утенка, то _______”.
6. Игра “Доказательства цепочкой”.
Учитель: Я начинаю фразу, которую вы должны обосновать или доказать цепочкой.
“Сейчас не лето, потому что ….”
1-й ученик. “на улице снег”,
2-й ученик. “температура воздуха ниже нуля”,
3-й ученик. “с деревьев облетели листья” и т.д.
Можно использовать фразы: “Крокодил не слон, потому что …”,
“Стол это не стул, потому что …” и др. Сложность выражений зависит от подготовленности класса.
7. амостоятельная работа.
Учитель: Самостоятельно заполните карточки-доказательства.
Для учащихся со сниженным уровнем усвояемости материала предлагаются более простые выражения для доказательства и подробная опорная схема.
Медведь не является домашним животным, потому что, во-первых _____________________________, во-вторых _______________________, в-третьих ______________________________. Если бы он был домашним животным, то _______________________________________.
Болеть я очень не люблю, потому что, во-первых ___________________, во-вторых _________________________, в-третьих _________________. Если бы я любил болеть, то _____________________________________.
В школу необходимо ходить каждый день, потому что, во-первых _____ ________________, во-вторых ___________________________________, в-третьих ________________________________. Если бы я не ходил в школу, то ____________________________________________________.
Для учащихся с более развитым логическим мышлением можно предложить следующие карточки.
Мышь не является домашним животным, _____________________________
_______________________________________________
__________________________________________.
Компьютер это не игрушка, ___________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, _________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
8. Головоломка “Найти недостающую фигуру”. (Приложение 3).
Учитель: Попарно садимся к компьютеру и при решении головоломки доказываете друг другу какое решение правильное.
Учитель следит, чтобы пользовались правилами доказательства. Пары учеников подбираются с одинаковым уровнем сформирования познавательных процессов, при этом более слабые выполнят начальный уровень задания, а более сильные дойдут до сложных заданий.
9. Итог урока.
Учитель: С чем знакомились на уроке?
Для чего Вам нужно знать правила доказательства (примеры из практики)?
Повторите правила доказательства.
А как необходимо вести себя во время доказательства?
10. Домашнее задание. (Слайд 7).
Учитель: В течение недели, до следующего урока, у вас возникнет необходимость доказывать свою правоту неоднократно, при этом обязательно пользуйтесь правилами доказательства и три случая доказательства запишите в тетрадь.