"Древний деревянный храм" на уроке изобразительного искусства в 4-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • приобщение к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в древнерусской архитектуре,
  • развитие творческого отношения к жизни, формирование целостной личности.

Задачи урока:

  • Знакомство учащихся с древними деревянными храмами России, их основными чертами.
  • Развитие воображения, художественно-образного мышления.
  • Формирование навыков построения фронтальной композиции.
  • Создание образа деревянного храма.
  • Отработка мазка “бревнышко”.

Тип урока: формирование новых знаний, урок-экскурсия.

Оборудование урока:

Зрительный ряд.

  • Изображения деревянных храмовых построек, раздаточный материал с изображениями деревянных храмов, детские работы.

Музыкальный ряд.

  • М.Глинка “Иван Сусанин”, народные мелодии.

Материалы.

  • Гуашевые краски, кисти большая, средняя, тонкая, бумага плотная А3, тряпочка для осушивания кистей, баночка.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Формирование новых знаний. Беседа.

Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.

Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.

А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.

А) Часовни

Среди деревянных культовых построек самыми распространенными были часовни. Возведение их не требовало много времени и средств. Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название.

Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. Они и сегодня поражают своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.

Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.


Витославлицы.
Часовня из д. Малышево

Витославлицы.
Часовня из д. Кашира

Б) Клетские храмы

Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.


Карелия.
Церковь Воскрешения Лазаря

Новгородчина.
Успенская церковь из д. Никулино

В) Шатровые храмы

Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".

Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены не каноничными, и строительство их было официально запрещено.


Каргополь.Рождествнский храм.
Выпуклый шатер

Успенская церковь
из Александро-Куштского монастыря

Г) Ярусные церкви

Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.


Преображенская церковь
из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль

Храм Рождества
Иоанна Предтечи
Ширков погост. Тверская область

Д) Кубоватые храмы

Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень  пластичны и нарядны.


Вознесенская церковь.
Малые Корелы

Владимирская церковь
в с.Подпорожье Архангельская обл.

Ильинская Водлозерская пустынь

Е) Многоглавые храмы

Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.

12.jpg (28089 bytes) 13.jpg (46074 bytes)
14.jpg (57719 bytes)
 Кижи

Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.

 

 Практическая работа.

Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.

IV. Итог урока. Эстетическая оценка работы.

Выставка-просмотр работ.

Ребята! Как удалось передать вам свое отношение к древним памятникам нашей культуры?

Какие разные и красивые работы получились!

Что вы хотели рассказать в своих работах?

Рассмотрим работы, выберем наиболее интересные с удачной композицией, с хорошей заполненностью листа, гармоничным колоритом.

V. Домашнее задание.

 Список использованной литературы.

1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, Москва, “Просвещение”, 2005.

2. Бодэ А.Б. Поэзия русского севера. – М., 2002

3. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. - М., 2003

Приложение. Работы учащихся 4-го класса