Цель урока:
- приобщение к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в древнерусской архитектуре,
- развитие творческого отношения к жизни, формирование целостной личности.
Задачи урока:
- Знакомство учащихся с древними деревянными храмами России, их основными чертами.
- Развитие воображения, художественно-образного мышления.
- Формирование навыков построения фронтальной композиции.
- Создание образа деревянного храма.
- Отработка мазка “бревнышко”.
Тип урока: формирование новых знаний, урок-экскурсия.
Оборудование урока:
Зрительный ряд.
- Изображения деревянных храмовых построек, раздаточный материал с изображениями деревянных храмов, детские работы.
Музыкальный ряд.
- М.Глинка “Иван Сусанин”, народные мелодии.
Материалы.
- Гуашевые краски, кисти большая, средняя, тонкая, бумага плотная А3, тряпочка для осушивания кистей, баночка.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Формирование новых знаний. Беседа.
Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.
Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.
А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.
А) Часовни
Среди деревянных культовых построек самыми распространенными были часовни. Возведение их не требовало много времени и средств. Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название.
Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. Они и сегодня поражают своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.
Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.
Витославлицы. Часовня из д. Малышево |
Витославлицы. Часовня из д. Кашира |
Б) Клетские храмы
Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Карелия. Церковь Воскрешения Лазаря |
Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино |
В) Шатровые храмы
Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены не каноничными, и строительство их было официально запрещено.
Каргополь.Рождествнский храм. Выпуклый шатер |
Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря |
Г) Ярусные церкви
Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.
Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль |
Храм Рождества Иоанна Предтечи Ширков погост. Тверская область |
Д) Кубоватые храмы
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень пластичны и нарядны.
Вознесенская церковь. Малые Корелы |
Владимирская церковь в с.Подпорожье Архангельская обл. |
Ильинская Водлозерская пустынь |
Е) Многоглавые храмы
Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.
Кижи |
Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.
Практическая работа.
Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.
IV. Итог урока. Эстетическая оценка работы.
Выставка-просмотр работ.
Ребята! Как удалось передать вам свое отношение к древним памятникам нашей культуры?
Какие разные и красивые работы получились!
Что вы хотели рассказать в своих работах?
Рассмотрим работы, выберем наиболее интересные с удачной композицией, с хорошей заполненностью листа, гармоничным колоритом.
V. Домашнее задание.
Список использованной литературы.
1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, Москва, “Просвещение”, 2005.
2. Бодэ А.Б. Поэзия русского севера. – М., 2002
3. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. - М., 2003