Урок-обобщение "Треугольники и четырехугольники"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока. Знать и понимать определения треугольника, прямоугольника, квадрата, равных фигур, свойства и признаки треугольников различных видов, свойства прямоугольника, квадрата. Уметь изображать и распознавать фигуры, их элементы. Повторить решение задач на части.

План.

1. Организационный момент. Повторить правила игры.

2. Игра по станциям.

Станция № 1. Треугольник.
Станция № 2. Прямоугольник. Квадрат.
Станция № 3. “Трансформер”.
Станция № 4. Периметр. Площадь.
Станция № 5. Задачи на части.

3. Подведение итогов.

Ход урока

Ученики знакомятся со “смотрителями” станций. На каждую станцию отводится 8 минут. Смотрители отмечают правильность ответов количеством баллов в маршрутном листе. Образец листа:

Маршрутный лист

Станция

Количество баллов

   

Ученики рассаживаются группами на станции и начинают работать, следуя указаниям смотрителя. По команде учителя: “Переход”, ученики переходят к следующей станции.

Станция “Треугольник”.

1. Раздать карточки с рисунками треугольников. Задание: Определить вид треугольника по сторонам и углам.

Ответы.

1.1. Равнобедренный остроугольный.
1.2. Равнобедренный тупоугольный.
1.3. Разносторонний прямоугольный.
1.4. Равнобедренный прямоугольный.
1.5. Разносторонний тупоугольный.
1.6. Равносторонний.

2. Раздать карточки с теоретическими вопросами.

После подготовки на вопросы отвечают по очереди.

  1. Самый “ простой” многоугольник?
  2. По каким признакам различают виды треугольника?
  3. Определение равнобедренного треугольника.
  4. Определение равностороннего треугольника.
  5. Определение прямоугольного треугольника.
  6. Определение остроугольного треугольника.
  7. Определение тупоугольного треугольника.
  8. Определение равнобедренного прямоугольного треугольника.
  9. Определение прямоугольного тупоугольного треугольника.
  10. Определение равнобедренного остроугольного треугольника.
  11. Почему не существует равностороннего прямоугольного треугольника?
  12. Почему в равнобедренном треугольнике углы при основании равны?
  13. Когда равнобедренный треугольник является равносторонним?
  14. Равносторонний треугольник является равнобедренным?
  15. Какие углы в равнобедренном треугольнике равны?
  16. Свойство углов в равностороннем треугольнике.
  17. Свойство сторон в равностороннем треугольнике.
  18. Свойство углов в равнобедренном треугольнике.
  19. Свойство сторон в равнобедренном треугольнике.

Станция “Прямоугольник. Квадрат”.

1. Раздать карточки с теоретическими вопросами. После подготовки на вопросы отвечают по очереди.

1.1. Как называется четырехугольник ,у которого все углы прямые?
1.2. Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны?
1.3. Что называется ромбом?
1.4. Какие стороны прямоугольника называется смежными (соседними), противоположными?
1.5. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?
1.6. Как найти периметр прямоугольника?
1.7. Как найти периметр квадрата?
1.8. Свойства диагоналей прямоугольника.
1.9. Когда прямоугольник является квадратом?
1.10. В каком прямоугольнике соседние стороны равны?
1.11. В каком прямоугольнике противолежащие стороны равны?
1.12. Виды четырехугольника.
1.13. В каком четырехугольнике диагонали пересекаются под прямым углом?
1.14. В каком четырехугольнике диагонали разбивают его на четыре равных р/б прямоугольных треугольников?
1.15. Когда ромб является квадратом?
1.16. Квадрат является ромбом?
1.17. Квадрат является ромбом?
1.18. Чему равна сторона квадрата, если сумма соседних сторон 8 см?
1.19. Чему равен периметр прямоугольника, если сумма соседних сторон 12 см?
1.20. Почему нельзя найти периметр прямоугольника, если известна только сумма противоположных сторон?

2. Раздать каждому карточки с рисунками прямоугольника, квадрата, трапеции (диагонали перпендикулярны), параллелограмма, ромба с проведенными диагоналями. Ученики отвечают по очереди на вопросы “смотрителя”, пользуясь рисунками.

2.1. В каком четырехугольнике диагонали равны?
2.2. В каком четырехугольнике диагонали в точке пересечения делятся пополам и пересекаются под прямым углом?
2.3. В каком четырехугольнике диагонали в точке пересечения делятся пополам?
2.4. В каком четырехугольнике диагонали равны, в точке пересечения делятся пополам и пересекаются под прямым углом?
2.5. В каком четырехугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам?
2.6. В каком четырехугольнике диагонали пересекаются под прямым углом ?

Станция “Трансформер”.

Раздать листы бумаги неопределенной формы.

  1. С помощью перегибания листа получите прямоугольник. Вырежьте его.
  2. Используя перегибание и ножницы, получите квадрат.
  3. Сложите квадрат так, чтобы получился треугольник. Какой он по виду ?
  4. Сложите квадрат так, чтобы получилось 4 равнобедренных прямоугольных треугольника.
  5. Из квадрата, используя перегибание и ножницы, получите трапецию. Почему трапеция не является прямоугольником?
  6. Получите из трапеции, используя перегибание и ножницы, равнобедренный треугольник.
  7. Покажите на равнобедренном треугольнике боковые стороны, основание, углы при основании.
  8. Покажите перегибанием, что углы при основании равны.
  9. Сложите равнобедренный треугольник так, чтобы получился прямоугольный треугольник.

Станция “Периметр. Площадь”.

Раздать карточки с вопросами и задачами. После подготовки на вопросы отвечают по очереди.

  1. Найти периметр треугольника, если сумма двух сторон 9 см, а третья сторона на 2 см меньше суммы.
  2. Квадрат со стороной 4 см разделён диагональю на 2 треугольника. Чему равна площадь треугольника?
  3. Сумма соседних сторон прямоугольника 27 см. Найти периметр.
  4. Соседние стороны прямоугольника 2 см и 18 см. Чему равна сторона квадрата с таким же периметром?
  5. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?
  6. Найти периметр прямоугольника, если полупериметр 7 см.
  7. Размеры одного прямоугольника 3 см и 6 см, а другого 5 см и 4 см. Сравните периметры и площади.
  8. Длина прямоугольного участка 18 м, ширина на 6 м меньше. Найти длину забора, огораживающего участок.
  9. Площадь дачного участка 4 сотки. Найти ширину участка, если его длина 20 м.
  10. Площадь сада 6 соток. Могут ли стороны сада быть 100 м и 60 м?
  11. Периметр ромба 32 м. Найти его стороны. Может ли его площадь равняться 64 кв.м.
  12. Площадь квадрата 64 кв.м. Найти стороны прямоугольника, если его меньшая сторона в 2 раза меньше стороны квадрата, а площадь его равна площади квадрата.
  13. Какую сторону имеет квадрат площадью 1 га?
  14. Какую сторону имеет квадрат площадью 1 а?
  15. Какой периметр имеет квадрат площадью 1 кв.м?
  16. Периметр прямоугольника 16 см, ширина в 3 раза меньше длины. Найти стороны прямоугольника.

Станция “Задачи на части”.

Раздать карточки с вопросами и задачами. После подготовки на вопросы отвечают по очереди.

  1. С двух ульев получено 100 кг меду, с одного из них на 4 кг больше, чем с другого. Сколько меда получено с каждого улья?
  2. С одного улья получено в 2 раза больше меда, чем со второго улья. Всего собрано 156 кг меда. Сколько меда получено с первого улья?
  3. Взяли 6 частей яблок,5 частей груш и 3 части слив. Груш и слив вместе – 2 кг 400 г. Сколько всего яблок?
  4. В двух мешках 85 кг картофеля, в одном из них на 15 кг больше, чем во втором. Сколько картофеля во втором мешке?
  5. В одном мешке в 3 раза меньше картофеля, чем во втором мешке. Сколько кг картофеля в первом мешке, если всего 120 кг?
  6. Взяли 2 части яблок, 3 части груш и 5 частей сливы. Сколько всего взято сливы, если груш было на 2 кг больше, чем яблок?
  7. В красной папке на 27 листов бумаги больше, чем в зеленой. Сколько листов бумаги в красной папке, если в обеих папках всего 67 листов?
  8. В красной папке в 3 раза больше листов бумаги, чем в зеленой, всего в обеих папках 84 листа. Сколько листов бумаги в зеленой папке?
  9. Взяли 3 стопки красной бумаги, 2 стопки зеленой бумаги и 4 стопки белой бумаги. Сколько взято белой бумаги, если всего взято 90 листов? (Стопки одинаковы.)
  10. На туристической базе летом в палатках проживало на 45 человек больше, чем в доме. Сколько человек проживало в доме, если всего на базе было 301 человек?
  11. На туристической базе летом в палатках проживало в 5 раз больше человек, чем в доме. Сколько человек проживало в доме, если всего на базе было 312 человек?
  12. На туристической базе всех туристов разделили на одинаковые группы, из них 5 групп расселили в палатках, 3 группы в доме, а 2 группы ушли в поход. Сколько человек ушли в поход, если всего на базу прибыло 200 туристов?
  13. Картина с рамой стоит 1320 рублей, причем картина на 1080 рублей дороже рамы. Сколько стоит рама?
  14. Картина с рамой стоит 1320 рублей, причем картина в 10 раз дороже рамы. Сколько стоит рама?
  15. Яблоки составляют 7 частей, груши – 4 части и сливы – 2 части общего веса сухофруктов. Сколько взято яблок, если груш содержится 160 грамм?

Подведение итогов.

Подсчет баллов. Награждение призеров.

Выставление оценок.