Урок русского языка во 2-м классе (система Л.В. Занкова) "Грамматические признаки имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым грамматическим признаком (род) существительных и определить род существительных.
  2. Расширить словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

I. Организационный момент.

Звучит 1 куплет песни "Улыбка".

- Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала интереснее. Думаю, и урок сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех. Я желаю вам сегодня ясных высказываний своих мыслей, новых открытий.

II. Постановка цели и задач урока.

1. Упражнение «Ромашка- конструктор».

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

- Как понимаете смысл предложения?

2. Сегодня на уроке мы "откроем" с вами новый грамматический признак имени существительного. А помогут нам в этом наши сказочные герои: Мудрейкин, Глазастик, Орчик.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Задание Орчика: выделить орфограммы в предложении: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

Запись предложения в тетрадь.

IV. Работа по теме урока.

Найдите в предложении имена существительные.

Что вы можете сказать об имени существительном.
(Ответы детей).

Учитель: Имя существительное очень удивительное. Вы уже много знаете об этой части речи.

2. Работа с текстом.

- Давайте проведём эксперимент (опыт). Вычеркните имена существительные в тексте.

Что осталось? Понятен ли смысл?

Родное.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле-каждый колосок,
Речка,
Небо надо мною -
Это всё моё, родное.

3. На доске слова:

Тропинка, лесок, поле, речка, небо, колосок

- Измените имена существительные по числам.

Тропинка - тропинки, лесок - ?, поле - поля, речка - речки, небо - небеса, колосок - колоски.

4. Разделить слова на 2 группы.

5. Найдите в стихотворении родственные слова. Продолжите цепочку родственных слов. (Дети называют слова).

6. «С чего начинается Родина?».
Родина - слово такое родное.
Сколько в нём света, тепла и добра.

7. Работа со словарём.

Родина -

1) место рождения, происхождения
2) Родная страна.

Синонимы: Отчизна, Отечество.

8. Чтение текста.

Что такое Родина.

Человек называет родиной место, где он родился. Танина родина - Москва, Васина - подмосковная деревушка, а моя - небольшой сибирский город Усолье-Сибирское.

Но у всех нас есть общая Родина. Это наша огромная страна, наша Россия. Здесь всё родное: и люди, и природа, и язык. Бывают страны богаче России, красивее её. Но нет для русского человека страны, милее его Родины, его России.

9. Проблемный вопрос.

- Вы обратили внимание, что в тексте слово родина пишется то с большой, то с маленькой буквы. Подумайте, когда какую букву писать.

10. Запись слов в тетради.

Родное, родня, Родина, Род.

11. Лексическое значение слова род*

Род –

1) объединение родственных семей (жить родами, многочисленный род).
2) Ряд поколений, происходящих от одного предка (человеческий род).
3) Несколько видов животных, растений, имеющих общие признаки.

12. Проблемный вопрос.

Двум ученикам предложили к слову [рот] нарисовать картинку. Вот что у них получилось:

Рот* -

1) полость в нижней части лица
2) очертание и разрез губ. Красивый ро... Древний ро...

V. Знакомство с родом, как грамматическим признакам.

- Но в русском языке есть ещё значение слова род.

а) род*- грамматический класс слов.

Он (род) спрятался и в наших словах.

б) – Классификация имен существительных по родам.
- Разделите на 3 группы.

лесок тропинка поле
колосок речка небо

в) Давайте проверим наше предложение

Чтение правила

- Дополните схему

VI. Физкультминутка

а) Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имена существительные м. р., надо присесть. Если услышите имя существительное ср. р., надо подпрыгнуть.

(Дождь, трава, небо, дом, девочка, солнце, стол, море, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер). Умница? Молодец? (слова общего рода).

VII. Работа в парах. Составление схемы.

- Прочтите ещё раз и составьте схему.

VII. Проблемный вопрос.

Глазастик решил новое открытие сразу применить. Он сказал:

- Я давно знаю, что существительное изменяются по числам: Стол - столы. Оказывается, существительные и по родам изменяются. Сейчас я попробую!

А что вы скажете, исследователи русского языка? (ответы детей)

Глазастик схватил чистый лист бумаги - и вот что у него получилось:

Маленький пришелец посмотрел на рисунок и сам рассмеялся. Вывод: Существительные не изменяются по родам. Они уже рождаются словами м. р., ж. р., ср. р.

-Как нам это показать на схеме?

VIII. Самостоятельная работа.

Упр. №240 (стр. 109).

IX. Домашнее задание.

X. Итог урока. Рефлексия.