Особенности преподавания экономики в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Экономика


Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемой рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Введение курса экономики в школьное образование – требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

По учебному плану муниципального образовательного учреждения “Гимназия №17” г. Кемерово изучение экономики идет непрерывным курсом со 2 по 11 класс. Обучение со 2 по 4 классы строится по программе И.А. Сасовой “Экономика для начальной школы” и учебно-методическому комплексу к ней. Дополнительно используются учебники Т.В. Смирновой “Белка и компания” в 3 классе, “Новые приключения Белки и её друзей” в 4 классе и рабочая тетрадь “Путешествие в компании Белки и её друзей”. Курс “Занимательная экономика и азбука гражданина” создает основу для более глубокого изучения предмета в старших классах. Интеграция этих курсов целесообразна, так как такое изучение предметов способствует формированию в ребенке активной жизненной позиции.

Курс “Азбука гражданина” в сочетании с курсом “Занимательная экономика” дает возможность обучающимся почувствовать свою принадлежность к стране, обществу, познакомить с правами и обязанностями гражданина.

Начальный курс экономики и азбуки гражданина ставит своей целью формирование экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи:

  • формировать основы экономических знаний;
  • освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;
  • создать основы для дальнейшего наиболее глубокого изучения экономики в старших классах;
  • привить моральные нормы, понятия о добре и зле;
  • приобщить школьников к событиям страны;
  • познакомить с содержанием Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека;
  • формировать интерес к окружающей жизни;
  • обогащать личный опыт учащихся.

В основе преподавания курса лежат следующие дидактические принципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.

2. Быстрый темп изучения материала

На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал.

3. Ведущая роль теоретических знаний

Эта роль заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Главная особенность и отличие курса – это приоритет общечеловеческих, нравственных ценностей. Постоянно, на различных примерах, происходит рассмотрение морально – этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Нравственное воспитание осуществляется созданием ситуаций, которые ставят перед учеником проблемы морально – этического плана.

Усвоение экономических понятий построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себе возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками предлагаемых персонажей.

Главное в процессе обучения - не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигается использованием на уроках различных форм и методов организации учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. Для этого использую учебные пособия Б.А. Райзберга “Экономика для детей в играх, задачах и примерах”, А.А. Смоленцевой “Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок”, Программу “Семь шагов в мир экономики” МОО “Достижения молодых”. Это дает возможность разнообразить изучаемый материал, на практике закрепить полученные знания.

Любимая форма проведения урока – это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор. (Приложение 1.)

Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые моменты, например игра “ Кто больше?” На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5 – 7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места, ответить на наибольшее количество вопросов, указанных в карточке, обязательно указывая номер. При взаимопроверке (самопроверке) учитель называет номер и ответ. Выигрывает тот, кто ответил правильно на наибольшее количество вопросов.

При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, использую вопросы, требующие ответа “да”, “нет”, “+” или “-”. Например: Самостоятельная работа по теме “Деньги”:

  1. Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?
  2. Всегда ли деньги находятся в движении?
  3. Нужно ли платить налоги?
  4. Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?

Главное – в каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Использование таких подходов в работе позволило добиться неплохих результатов. При проведении исследования “Мое отношение к учению” у выпускников начальной школы выяснилось, что отрицательного или крайне - отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно – положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87%-100%.

В заключение хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Приложение