Открытый урок русского языка в 4-м классе (РО Л.В. Занкова) по теме "Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Основная идея: построение собственной мысли о понятии “личное местоимение”

Цель урока:

  • выход на формулировку понятия “личные местоимения”
  • развитие умения согласовать местоимения с существительными, на которые они указывают
  • умение взаимодействовать в группе

Средства урока:

  • ребус,
  • схема,
  • печатный раздаточный материал, т
  • аблицы,
  • материал учебника и др.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

- Прежде, чем начать урок, давайте выясним какое у нас сейчас настроение.

(Учитель демонстрирует лицо, у которого две оборотные стороны, выражающие разные эмоции)

- Пожалуйста, выберите 1 из данных лиц.

- Улыбнитесь как наша эмблема сегодняшним нашим гостям.

- Итак, начинаем урок.

- Здравствуйте, садитесь.

II. Выход на тему и цель урока.

Запишите число, “Классная работа”.

- Посмотрите на доску.

- Что вы там видите?

(На доске появляется ребус, в котором зашифровано название темы урока)

- Какие можете предложить задания?

(отгадать ребус)

- Подумайте коллективно, в группах. На эту работу отводится 3 минуты.

(После отгадывания вывешиваются на доску слова “Личные местоимения”)

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Запишите её в тетрадь.

- Как вы думаете, какая сегодня будет цель урока?

(Дети самостоятельно пытаются сформулировать цель урока)

- Ради чего мы отгадывали ребус?

III. Исследовательско-поисковая работа по теме урока.

- Внимание на доску.

- Перед вами схема, в которой зашифрованы слова из известной песни.

(На доске появляются улыбающиеся лица детей разных национальностей. Стоит тире и слова “целая страна”)

- Кто догадался, какие здесь зашифрованы слова?

(“Я, ты, он, она – вместе целая страна”) Можно использовать музыкальную запись данной песни и заслушать её припев, можно также пропеть самим.

- Что вы заметили?

(В предложении есть однородные члены, выраженные местоимениями)

- Запишите в тетрадь, расставляя знаки препинания.

- Как вы думаете, будут ли они личными? Если “да”, то почему?

- Тогда какие местоимения называются личными?

- А можете ли вы добавить другие личные местоимения?

(Дети выходят к доске и развешивают или записывают предложенные ими местоимения.)

- Докажите, что они личные. Как вы догадались?

- Для чего мы занимались данной работой?

- Ребята, вспомните к какому выводу о роли местоимений мы пришли на прошлом уроке.

(“Местоимения не называют предмет, а указывают на него”)

- Что мы можем сказать о местоимениях?

(“Я” - говорящий указывает на себя

“ты” - на того, с кем говорит

“он, она, оно” - на того, о ком говорит)

- Как мы можем убедиться в правильности своих выводов?

(Прочитать правило и сделать свои выводы.)

Дети самостоятельно знакомятся с правилом, которое распечатывается на отдельных листочках и предлагается для ознакомления каждой группе.

- Как вы думаете, на сколько групп можно разделить личные местоимения?

- Вспомните, если в литературном произведении рассказчиком является сам автор, то мы говорим, что повествование идёт от какого лица? (от первого лица)

- Следовательно, местоимение “я” является местоимением какого лица? (1 лица) Появляется табличка с надписью “1 лицо”

- Как вы думаете, тогда местоимение “ты” будет местоимением какого лица? (2- ого лица) Появляется табличка с надписью “2 лицо”

- А местоимения “он, она, оно”? (3-его лица) Появляется табличка с надписью “3 лицо”

- Теперь посмотрите на нашу табличку. Что вы заметили?

(Что все эти местоимения единственного числа) Появляется табличка с надписью

“ед. число”

- Тогда, что мы можем сказать об оставшихся местоимениях?

(Что они множественного числа) Появляется табличка с надписью “мн. число”

- Какую работу вы можете предложить?

(Распределить оставшиеся местоимения в таблице)

- Как вы думаете, что можно определить у личных местоимений?

(Лицо и число)

- Посмотрите внимательнее на нашу таблицу. Что вы ещё заметили?

(У местоимений 3 лица единственного числа можно определить род) Появляются таблички с надписями “м.р.”, “ж.р.”, “ср.р.”

- Как мы можем убедиться в правильности своих умозаключений?

(Сравнить с культурным аналогом. Ознакомившись с правилом, сделать свои выводы)

- Откройте учебник на с. 19 и поработайте с правилом.

- Что вы можете сказать?

- Ребята, зачем мы составили таблицу?

- А теперь мы знаем, какие личные местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?

(Закрыть доску и предложить рассказать по памяти)

IV. Работа в группах по закреплению материала.

Учитель раздаёт задания для групп.

I группа - 1л.,ед.ч

II группа - 2л.,ед.ч.

III группа – 3 л., ед.ч.

IV группа – 1 л., мн.ч.

V группа – 2 л., мн.ч.

VI группа – 3 л., мн.ч.

- Что вы заметили?

- Какие задания можете предложить с данными словами?

(Составить предложения)

- Запишите их в тетрадь. Время для выполнения задания 3 минуты.

(Дети, посоветовавшись в группах, записывают получившиеся предложения в тетрадь)

- Давайте заслушаем представителей, которые выразят общее мнение групп, и обсудим, что и как у нас получилось.

(Если дети сами не выйдут на то, что у 3 группы должно получиться больше предложений, чем у детей из других групп, подвести их к этой мысли и совместно составить оставшиеся предложения)

- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?

V. Итог урока.

- С каким понятием работали на уроке?

- Какая была цель урока?

- Что мы узнали о личных местоимениях?

VI. Рефлексия.

- Как мы оценим свою работу на уроке?

- Посовещайтесь в группах. Затем представитель группы выйдет и изобразит то настроение, с которым вы заканчиваете урок, соответственно, так вы и поработали на уроке.

(На доске вывешиваются почти готовые лица, в которых отсутствует изображение губ. Количество заготовок - по количеству групп. По мере выполнения задания становится известным результат данного урока. Совместно с детьми делается вывод по уроку.)

Приложение

VII. Домашнее задание.

упр. № 22 (1,2), упр. № 23

P.S. В ходе всего урока наиболее часто повторяющимися вопросами должны быть вопросы:

“Кто согласен?”

(“Кто думает так же?”)

“Кто не согласен?”

(“Кто думает по-другому?”)

“Почему?”

“Докажите своё мнение”

(“Обоснуйте свою точку зрения”)