Цели и задачи урока:
- Добиться усвоения учащимися данной темы;
- Сформировать понятие о спиртах: одноатомных, многоатомных;
- Дать понятие функциональной группы – гидроксильной;
- Познакомить учащихся с особенностями строения спиртов;
- Продолжить развивать умения сравнивать явления, выделять главное, основное.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о гомологическом ряде одноатомных спиртов;
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности;
- Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся, организовывать деятельность учащихся по коррекции своих и способов деятельности.
- Развивать интерес к предмету на принципах КМД (коллективной мыследеятельности).
- Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
- Организационный момент
-
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
-
Мотивация и целеполагание.
-
Актуализация знаний.
-
Коллективное изучение темы по поставленным вопросам в микрогруппах по предложенному плану.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление материала
-
Задание на дом
-
Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся, доведение дежурным о начале урока, о количестве присутствующих и отсутствующих, по каким причинам).
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Химии, которую любят многие, и на уроке, которого ждут с нетерпением.
3. Мотивация и целеполагание.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, областями применения, способами получения.
4. Актуализация знаний.
Для достижения целей урока нам необходимо вспомнить материал по классу: «Основания. Щелочи. Гидроксиды».
Фронтальная беседа.
- Что такое основания? Приведите примеры.
- Изобразите гидроксильную группу и объясните ее химическое строение?
- Какие характерные свойства обуславливает гидроксогруппа? Уравнения реакций.
5. Коллективное изучение темы по поставленным вопросам в микрогруппах по предложенному плану.
- Что, по вашему мнению «спирты»?
- Какие названия спиртов вам известны?
- Пользу или вред наносят людям представители ряда спиртов?
- Какие области применения спиртов вы можете назвать?
6. Изучение нового материала.
«Знать хорошее важнее, чем знать многое»
Ж.Ж. Руссо
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом кислородсодержащих веществ «Одноатомными спиртами», с их гомологическим рядом, строением, особенностью функциональной группы и природой связи в ней, расширим представления о взаимном влиянии атомов на примере одноатомных спиртов.
Рассматривать вопросы сегодняшней темы мы будем по следующему плану:
Далее учащиеся изучают данную тему по микрогруппам. Каждая микрогруппа изучает заданный им вопрос, который затем излагает другим микрогруппам. Учитель при необходимости помогает объясняющим.
Учебные вопросы:
1. Состав.
2. Строение.
3. Классификация.
4. Физические свойства одноатомных спиртов.
5. Химические свойства одноатомных спиртов.
6. Получение и применение одноатомных спиртов.
1-ая микрогруппа. Получение, применение одноатомных спиртов.
Должны знать: Состав, общую формулу данного класса.
Должны уметь: Определять принадлежность спирта к одноатомным или многоатомным спиртам.
Контрольные вопросы:
- Какое вещество называется спиртом? Одноатомным спиртом? Многоатомным спиртом?
- Какова будет его структурная формула? Ваши идеи, предложения.
Общая формула спиртов
R – OH
или
Cn H2n + 1 OH
Рис.1
2-ая микрогруппа. Строение:
Должны знать: Строение представителей данного класса.
Должны уметь: Знать строение функциональной группы спиртов. Объяснять взаимное влияние атомов в гидроксильной группе. Знать виды изомерии: углеродного скелета, положения гидроксильной группы.
Контрольные вопросы:
- Объяснить строение функциональной группы спиртов.
(Одновалентная спиртовая группа —СН2OН называется первичной, двухвалентная - ==СН—ОН - вторичной и трехвалентная - єєС—ОН - третичной спиртовой группой.)
Строение самого простого спирта — метилового (метанола) — можно представить формулами:
структурные формулы
электронная формула
Из электронной формулы видно, что кислород в молекуле спирта имеет две неподеленные электронные пары.
Кислород в гидроксильной группе, обладая значительной электроотрицательностью, оттягивает электронную плотность связи O—Н в свою сторону. Поэтому такая связь частично поляризована: на атоме кислорода появляется частичный отрицательный, а на водороде — частичный положительный заряды:
Однако эта поляризация снижается за счет донорных свойств алкильных радикалов:
Таким образом, подвижность атома водорода в гидроксильной группе спирта несколько меньше, чем в воде. Более "кислым" в ряду одноатомных предельных спиртов будет метиловый (метанол). Он немного "кислее", чем вода.
Радикалы в молекуле спирта также играют определенную роль в проявлении кислотных свойств. Обычно углеводородные радикалы понижают кислотное свойства. Но если в них содержатся, электроноакцепторные группы, то кислотность спиртов заметно увеличивается. Например, спирт (СF3)3С—ОН за счет атомов фтора становится настолько кислым, что способен вытеснять угольную кислоту из ее солей.
3-я микрогруппа. Классификация:
Должны знать: Классификацию спиртов на одноатомные и многоатомные спирты.
Должны уметь: Определить принадлежность, к каким спиртам принадлежит данный представитель по каким признакам. Как давать названия одноатомным спиртам. Составить инструкцию - описание.
Контрольные вопросы:
- Как классифицируют спирты?
- Составьте структурную формулу 1, 2 – диметилпентанол – 3.
4-ая микрогруппа. Физические свойства одноатомных спиртов.
Должны знать: Физические свойства одноатомных спиртов.
Должны уметь: Уметь описывать физические свойства одноатомных спиртов и описывать их.
Контрольные вопросы:
- Чем объясняются различные физические свойства одноатомных спиртов?
5-ая микрогруппа. Химические свойства одноатомных спиртов.
Должны знать: Сформировать понятия о свойствах одноатомных спиртов, об особых свойствах. Особый акцент сделать на химической активности гидроксильной группе.
Должны уметь: Уметь составлять уравнения химических реакций одноатомных спиртов и записывать их, а именно:
- реакции присоединения;
- реакции окисления;
C2H6OH + HCl → C2H6Cl + H2O
Рис.2
6-ая микрогруппа. Получение, применение одноатомных спиртов.
Должны знать: Способы получения одноатомных спиртов на примере этилового спирта, области применения.
Должны уметь: Уметь составлять уравнения реакций получения одноатомных спиртов, а также перечислять области применения представителей данного класса
Контрольные вопросы:
Выполнить задание:
1. Приведите структурные формулы соединений. Назовите по их рациональной номенклатуре: а) 2-пентанол; б) 2-метил-2-бутанол; в) 4-метил-2-пентанол; г) 2,3-диметил-3-пентанол; д) 2.2, 4-триметил -3- гексанол.
2. Назовите перечисленные ниже спирты по международной номенклатуре: а) диметилизопропилкарбинол; б) пролилизопропилкарбинол; в) этилбутилизобутилкарбинол; г) метил-вторбутил -трет-бутилкарбинол.
3. Дайте названия следующим соединениям:
Рис.3
Контрольные вопросы:
- Что такое спирты?
- Какое можно дать определение спиртам, одноатомным спиртам?
Закрепление:
- Определить строение С3Н7ОН, если известно, что это – одноатомный спирт.
- Как распознать, находящийся в пробирке одноатомный спирт?
Обобщение и систематизация (вывод).
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели новый класс кислородосодержащих соединений – одноатомные спирты. Познакомились с их строением, свойствами, применением, получением. Так почему же эпиграфом сегодняшнего урока были взяты слова Ж.Ж. Руссо «Знать хорошее важнее, чем знать многое»?
Информация по домашнему заданию.
Ознакомьтесь с информацией, опубликованной 17 июня 1997 года в газете «Московский Комсомолец».
Страшной трагедией обернулось празднование Дня независимости Росси для маленького городка Щучье, что в Курганской области.
10 трупов, 22 человека госпитализированы (двое из них, по оценке медиков, безнадежны) – таков результат коллективного гулянья, устроенного экспедитором одной из местных контор. Щедрый щучинец «выставил» для своих земляков 20-литровую канистру метилового спирта. Где инициатору пьянки удалось достать смертельное пойло, пока не выяснено – он скончался из первых, так и не успев ничего сообщить врачам и милиционерам.
По всей видимости, канистра с метиловым спиртом досталось экспедитору совершенно бесплатно. Сначала он выпил с ближайшими друзьями, а потом празднование Дня независимости вылилось на улицу. Отравленный спирт предлагали всем встречным, благо, в небольшом городке практически все знают друг друга. Не отказались выпить и две 15-ти летние девушки – они самые младшие из доставленных в больницу. К счастью, подружки выпили совсем немного, и их состояние медики оценивают как средней тяжести. Средний же возраст погибших и пострадавших 24-25 лет.
Из канистры спирт разливали в банки и разносили по домам. В одной семье отравленное спиртное стало, по-видимому, главным напитком на праздничном столе. Отраву (по данным медиков, для смертельного исхода достаточно выпить 50-100 граммов чистого метилового спирта) отведали члены семьи: мать, отец, дедушка и бабушка. Все они скончались, оставив круглым сиротой 4-летнего ребенка.
Употребление суррогатов спиртного становится в последнее время в России страшной традицией. Напомним, что за последние две недели это уже второй в России случай массового отравления метиловым спиртом.
- Придумайте название этой газетной заметки.
- Напиши рецензию на этот материал.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
- Как вы усвоили пройденный материал?
- Какие были трудности? удалось ли их преодолеть?
- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
- Пригодится ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
И как всегда, уходя с урока, продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…»