Цель урока: Дать представления об особенностях строения и способе питания шляпочных грибов, их роли в жизни растений и животных леса.
Оборудование:
- аудиокассета – звуки природы,
- видео – лес: растительный и животный мир,
- таблица – мицелий,
- предметные картинки для игры с изображением растений разных видов грибов,
- муляжи,
- учебник,
- энциклопедии,
- лист самооценки.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Звучит “музыка леса”
Закройте глазки. Прислушайтесь.
Где вы сейчас? Вдохните глубоко – глубоко чистый лесной воздух (дыхательная гимнастика)
Откройте глаза. Что вы видите? (видеозарисовка)
Какие биологические царства? (царства растений и животных)
Сегодня мы познакомимся с новой биологической группой – царством грибов. Откройте глаза (таблица) Спасибо.
Игра “Гриб – не гриб”
Что вы уже знаете о грибах?
Что хотели бы узнать?
Сегодня на уроке мы узнаем о разнообразии царства грибов, об особенностях грибов: о том, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, рассмотрим строение грибницы.
2. Объяснение нового материала.
Конечно, многие из вас знакомы с представителями грибного царства не понаслышке. “Тихая охота” грибников в конце лета – начале осени манит в лес. Рыжики и маслята, подберезовики и сыроежки, опята, грузди – вот далеко не все разнообразие грибов, произрастающих в борах и смешанных лесах Минусинского района (объяснение сопровождается показом картинок).
Прослушайте сообщения наших исследователей. Выделите главное.
1-й ученик.
Многие думают, что грибы – это странные растения без листьев и стеблей, только корень да шляпка. Это правда, что у гриба только шляпка да ножка, но это не корень. Грибы – особое царство живой природы. Они растут не просто на земле, под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице на подобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Плодовое тело на поверхности, сам гриб – в почве. Вырастает он ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые заменяют грибам семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей или мицелием не умирают несколько лет.
2-й ученик
Изучая грибницы разных грибов, ученые заметили, что очень часто мицелий самым тесным образом сплетается с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Таким образом, грибы получают питание от деревьев или гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, на грибнице вырастают плодовые тела.
3. Проверка первичного восприятия – расскажите, что главное из сообщений наших исследователей вы выбрали.
- Рассмотрите многообразие строения плодовых тел на с.119 учебника, муляжи.
4. Повторение нового материала.
Прочитайте текст на с.118, 119, постарайтесь ответить на вопросы:
Что такое плодовое тело?
На что похожи плодовые тела?
Подготовьте рассказ по таблице о строении шляпочных грибов.
Что нового узнали из текста?
Питание – вы уже заметили, что грибы окрашены в самые разные цвета, но у них практически отсутствует зеленый цвет, значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания, они питаются готовыми органическими веществами из почвы.
5. Работа в группах по усвоению изученного материала.
Объединитесь в 4 группы.
Обсудите следующие вопросы:
1. Какую пользу для почвенного слоя оказывают грибы?
2. В каких местах следует искать подберезовики, маслята, опята и другие грибы, известные вам.
Изучите внешний вид, место обитания грибов и подготовьте краткое сообщение от группы.
Сообщения от групп, обобщение.
6.Физминутка.
Представьте себе, что вы – мицелий, грибница, которая состоит из тонких белых нитей – гифов. Гифы переплетаются с корнями, между собой, стелятся по земле и вот… пошел теплый дождик! Грибница развивается, начинают появляться плодовые тела, изобразите, кто вы – масленок, рыжик, подберезовик, груздь?
7. Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.
Работа по индивидуально – ориентированному учебному плану.
Внимательный – прочитай текст с.120, 121.Запомни правила сбора грибов и ядовитые грибы. Проверь себя.
Добросовестный – Зарисуй в тетради схему грибницы, подпиши: гифы, мицелий, плодовое тело.
Наблюдательный – Задайте друг – другу вопросы о грибах, их строении, питании, дружбе с определенными деревьями, кустарниками.
Молодец – поиск новых сведений о грибах. Естествознание с.49 – 59, энциклопедии, учитель, гости.
8. Подведение итогов, комментирование заданий (блиц-опрос).
Знаешь ли ты? (Проверь себя)
Строение гриба.
Питание.
Какую пользу приносят грибы.
Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов.
Расширились ли ваши знания о царстве грибов?
Все ли ядовитые грибы опасны?
Как определить ядовитый гриб?
Как лесные жители пользуются грибами?
Какие знания о грибах вы бы хотели еще получить?
9. Рефлексия
Оцените себя на листах самооценки нарисуйте, если:
- Мне все понятно – плодовое тело.
Есть вопросы – мицелий.
Я не понял материал урока – гифы.
Что бы вы хотели сказать об уроке, изученном материале товарищам, учителю?