Урок естествознания в 3-м классе по теме "В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Дать представления об особенностях строения и способе питания шляпочных грибов, их роли в жизни растений и животных леса.

Оборудование:

  • аудиокассета – звуки природы,
  • видео – лес: растительный и животный мир,
  • таблица – мицелий,
  • предметные картинки для игры с изображением растений разных видов грибов,
  • муляжи,
  • учебник,
  • энциклопедии,
  • лист самооценки.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Звучит “музыка леса”

Закройте глазки. Прислушайтесь.

Где вы сейчас? Вдохните глубоко – глубоко чистый лесной воздух (дыхательная гимнастика)

Откройте глаза. Что вы видите? (видеозарисовка)

Какие биологические царства? (царства растений и животных)

Сегодня мы познакомимся с новой биологической группой – царством грибов. Откройте глаза (таблица) Спасибо.

Игра “Гриб – не гриб”

Что вы уже знаете о грибах?

Что хотели бы узнать?

Сегодня на уроке мы узнаем о разнообразии царства грибов, об особенностях грибов: о том, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, рассмотрим строение грибницы.

2. Объяснение нового материала.

Конечно, многие из вас знакомы с представителями грибного царства не понаслышке. “Тихая охота” грибников в конце лета – начале осени манит в лес. Рыжики и маслята, подберезовики и сыроежки, опята, грузди – вот далеко не все разнообразие грибов, произрастающих в борах и смешанных лесах Минусинского района (объяснение сопровождается показом картинок).

Прослушайте сообщения наших исследователей. Выделите главное.

1-й ученик.

Многие думают, что грибы – это странные растения без листьев и стеблей, только корень да шляпка. Это правда, что у гриба только шляпка да ножка, но это не корень. Грибы – особое царство живой природы. Они растут не просто на земле, под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице на подобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Плодовое тело на поверхности, сам гриб – в почве. Вырастает он ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые заменяют грибам семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей или мицелием не умирают несколько лет.

2-й ученик

Изучая грибницы разных грибов, ученые заметили, что очень часто мицелий самым тесным образом сплетается с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Таким образом, грибы получают питание от деревьев или гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, на грибнице вырастают плодовые тела.

3. Проверка первичного восприятия – расскажите, что главное из сообщений наших исследователей вы выбрали.

- Рассмотрите многообразие строения плодовых тел на с.119 учебника, муляжи.

4. Повторение нового материала.

Прочитайте текст на с.118, 119, постарайтесь ответить на вопросы:

Что такое плодовое тело?

На что похожи плодовые тела?

Подготовьте рассказ по таблице о строении шляпочных грибов.

Что нового узнали из текста?

Питание – вы уже заметили, что грибы окрашены в самые разные цвета, но у них практически отсутствует зеленый цвет, значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания, они питаются готовыми органическими веществами из почвы.

5. Работа в группах по усвоению изученного материала.

Объединитесь в 4 группы.

Обсудите следующие вопросы:

1. Какую пользу для почвенного слоя оказывают грибы?

2. В каких местах следует искать подберезовики, маслята, опята и другие грибы, известные вам.

Изучите внешний вид, место обитания грибов и подготовьте краткое сообщение от группы.

Сообщения от групп, обобщение.

6.Физминутка.

Представьте себе, что вы – мицелий, грибница, которая состоит из тонких белых нитей – гифов. Гифы переплетаются с корнями, между собой, стелятся по земле и вот… пошел теплый дождик! Грибница развивается, начинают появляться плодовые тела, изобразите, кто вы – масленок, рыжик, подберезовик, груздь?

7. Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.

Работа по индивидуально – ориентированному учебному плану.

Внимательный – прочитай текст с.120, 121.Запомни правила сбора грибов и ядовитые грибы. Проверь себя.

Добросовестный – Зарисуй в тетради схему грибницы, подпиши: гифы, мицелий, плодовое тело.

Наблюдательный – Задайте друг – другу вопросы о грибах, их строении, питании, дружбе с определенными деревьями, кустарниками.

Молодец – поиск новых сведений о грибах. Естествознание с.49 – 59, энциклопедии, учитель, гости.

8. Подведение итогов, комментирование заданий (блиц-опрос).

Знаешь ли ты? (Проверь себя)

Строение гриба.

Питание.

Какую пользу приносят грибы.

Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора грибов.

Расширились ли ваши знания о царстве грибов?

Все ли ядовитые грибы опасны?

Как определить ядовитый гриб?

Как лесные жители пользуются грибами?

Какие знания о грибах вы бы хотели еще получить?

9. Рефлексия

Оцените себя на листах самооценки нарисуйте, если:

- Мне все понятно – плодовое тело.

Есть вопросы – мицелий.

Я не понял материал урока – гифы.

Что бы вы хотели сказать об уроке, изученном материале товарищам, учителю?