Цели моей внеклассной работы вытекают из общих целей школьной географии – создать средствами предмета условия для того, чтобы школьники умели вести себя в природной и социальной среде, были готовы к непрерывному образованию, имели склонность к самопроявлению и самовыражению своей личности. Моей важнейшей целью внеклассной работы является так же и организация общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности, что в будущем даёт им возможность лучше адаптироваться в окружающей среде.
Необходимых результатов внеклассной работы я достигаю при выполнении ряда задач:
а. Формирую познавательный интерес к
географии;
б. Связываю школьную географию с жизнью;
в. Углубляю и расширяю содержание изучаемого
предмета;
г. Развиваю способности учащихся;
д. Осуществляю индивидуальный подход.
Внеклассные занятия по географии провожу не только в кабинете, но и в сельском, городском музеях, школьном дендрарии, сельском парке, предприятиях… Шире применяю источники географической информации (карты, справочники, научную и научно – популярную литературу, кинофильмы, видеофильмы и т. п.). Использую разные методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, полевые исследования и т. п.). Чаще, чем на уроках, использую индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр. Заметно при этом возрастает самостоятельность учащихся. Появляется возможность внедрения в жизнь, некоторых результатов их исследовательской деятельности (например, предложения по озеленению территории, более рациональному размещению сельских свалок…).
В содержании внеклассной работы по географии выделяю несколько направлений (научно-познавательное, историко-географическое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристко-краеведческое), а содержание внеклассной работы определяет её формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, учитываю возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов), социальную обстановку в районе школы, материальную базу школьной и сельской библиотек и другие условия.
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников. К таким вопросам отношу гипотезы и теории происхождения нашей планеты, теорию литосферных плит, причины проявления вулканизма и землетрясений, происхождение человека, стихийные природные явления, прогнозы развития природы Земли под влиянием хозяйственной деятельности человека и многие другие вопросы. На заседаниях географического кружка провожу внеклассные чтения (беседы о прочитанном, коллективное обсуждение прочитанного, составление карточек для кабинета…). Провожу раз в год конференцию, где заслушиваются научно-исследовательские работы по разным направлениям. Лучшие работы ребята представляют на научно-практической конференции школы. Группу ребят лекторов организую на встречи со слушателями разных возрастов и разных интересов. Получаем положительные отзывы и убеждаемся в большой значимости своей просветительской деятельности.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Внеклассная работа более широко, чем учебная, позволяет мне знакомить школьников с именами путешественников, мореплавателей, ученых исследователей. Это направление способствует сосредоточить внимание на человеке, познающем свою планету, открывающем новые материки, острова, моря и осмысливающем процессы, происходящие в природе и их причины. Это направление требует привлечения знаний по истории, этнографии, современной политике. Один раз в четверть заслушиваем интересные сообщения, просматриваем кинофильмы. Каждый год провожу с ребятами географические вечера, участвуем в исторических вечерах, которые обобщают предметные недели в школе.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Это направление особенно привлекает школьников, а мне даёт возможность воспитывать любовь к природе, родному краю. Туристско-краеведческую работу связываю с изучением географических объектов непосредственно в природе, на производстве, а также в ходе посещения музеев, выставок, находящихся на маршруте похода или экспедиции. Это направление работы ценно тем, что позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, научить вести полевой дневник, съемку местности, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явлений природы. В ходе проведения похода, экспедиции организую работу школьников, помогаю выполнить задания исследовательского характера. На заключительном этапе подводим итоги: оформляем отчеты, обрабатываем собранный материал и обогащаем им кабинет географии, участвуем в конкурсах. Приняли участие в краевом конкурсе “Моя малая Родина” в номинации “Малый уголок Великой России”. Ученица 11 класса Клиновых А. собрала и обобщила материал по истории села Соколово. Ученик 8 класса Ксибаев Д. определил географическое положение села на карте, изучил особенности рельефа и климата, проанализировал современное состояние растительного и животного мира. Ученица 11 класса Бушина Ю. собрала информацию по этническому и религиозному составу населения, встретилась со старожилами села, интересными людьми, определила основные занятия населения, изучила архитектуру села, народные праздники, традиции.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связываю с повышением экологических знаний учащихся, с вооружением их навыками грамотного использования природных ресурсов, с воспитанием высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.
С 2000 года являюсь руководителем “Экологического кружка”, в состав которого входят ученики с 3 по 11 классы, в количестве 53 человек (поделенные на группы). В основном это ребята, которые интересуются географией, экологией, которым не безразлично будущее нашей планеты, нашей страны, нашего края. Сохранение окружающей среды во многом зависит от изменения сознания человека, стереотипов его поведения в природе. По мнению эколога Моисеева Н.Н., экологические проблемы возникли из-за “кризиса личности”. Человеку необходимо переоценить свои ценности в отношении природы. Не покорять, а жить в гармонии с природой. На эту тему мы с ребятами выпускаем “Молнии” обращения к жителям села, проводим индивидуальные беседы (самых злостных нарушителей порядка привлекаем к административной ответственности, так как я являюсь депутатом Соколовского сельского Собрания депутатов).
Руковожу исследовательскими работами ребят по выявлению факторов изменяющих окружающую среду. Установили, что промышленность, сельское хозяйство, транспорт - являются основными источниками загрязнения воздуха, воды, почвы, биоты. Здоровье человека напрямую зависит от состояния окружающей среды. Исследование показало, что в селе растет общая и преждевременная смертность, резко падает рождаемость, (смертность превышает рождаемость). Снижается средняя продолжительность жизни с 69,1 лет до 64,2. Село отнесено к территориям с наиболее высокой заболеваемостью злокачественными новообразованиями и смертностью от них. Установили, что возрастает и количество социально-опасных заболеваний: туберкулёз, сифилис, алкоголизм, наркомания. Подготовила группу лекторов кружковцев, которые выступают перед разными возрастными аудиториями с темами: “Берегись белой чумы”, “Ты и алкоголь”, “Предупреждение инфекционных заболеваний”. Провожу беседы, экологические линейки (“Мы за здоровый образ жизни”), практические занятия (“Оказание первой медицинской помощи”), рейды.
Большую пользу приносит работа “Голубого патруля”: объектом его внимания является река Иткуль и местные озера. Провожу теоретическую и практическую подготовку учащихся по следующей тематике: Цели и задачи отряда “Голубой патруль”, “Водные ресурсы родного края и их охрана”, “Биогеоценоз водоемов”, “Правила рыбной ловли” и др. Организую экскурсии к водоемам, показываю значимость их в жизни села, края, прививаю любовь к природе. Особенно активно работают отряды “Зеленых патрулей” в весенне-летне-осенний период. Дозорные охраняют газоны, посадки молодых деревьев, клумбы цветов, следят за порядком и чистотой на охраняемой ими территории. Ребята возглавляют работу по привлечению птиц, закладке парков, дендрариев, цветников, организуют беседы по охране природы. В 2003 году мои ученики приняли участие в краевой экологической олимпиаде “Юные друзья природы”, которая проходила на базе Бийского лесхоза-техникума. Команда нашей школы представляла Зональный район, вошла в десятку лучших школ, заняв 7 место в крае. Это был результат работы школьного лесничества созданного на базе нашей школы, которым мне довелось руководить несколько лет. В 2007 году мы приняли активное участие во Всероссийском эколого-просветительском марафоне “Зеленная планета – 2007” и провели акции: “Красная книга”, “Пожар в лесу”, “Здоровый лес”, “Посади свой лес”.
Организую путешествия и походы по экологическим тропам, стремлюсь выработать у учеников навыки правильного поведения в природе, ознакомить с растительным и животным миром своего района, воспитать чувство любви к родному краю.
Согласно разработанному плану экологического воспитания и образования в школе в апреле провожу подведение итогов “Экологического года”. Для проведения недели выбираем организационную группу ребят: ведущих конкурсов, игр, фотографы, оформители, сценаристы, которые помогают мне в подготовке и проведении недели экологии. С активом кружка проводим внеклассные мероприятия (“Экологический суд”) викторины, выставки, вечера. Традицией стало проведение в школе праздника “День земли”, в программу которую входят конкурсы:
- на лучший рисунок об охране Земли и природы
- лучший рассказ о природе
- лучшую газету, плакат
Завершается праздник общешкольным вечером.
Наше село всегда славилось чистотой, озеленением, цветниками. Большая заслуга в этом бывшего председателя Поселкового Совета Н.Т. Струкова. Школа поддерживает традиции села. В теплое время года на территории села работают:
- цветоводы
- овощеводы
- садоводы
Цветоводы, начиная с весны, производят посев семян в теплице, пикирование рассады, высадку в грунт и осуществляют ежедневный уход за цветниками. Наши цветники признаны лучшими в районе (три года я возглавляла бригаду цветоводов).
25 лет прошло с тех пор, как был заложен дендрарий на территории школы, а ребята садоводы из поколения в поколение, ухаживают за деревьями, кустарниками (осуществляют весеннюю обрезку веток, рыхлят почву и т. п.), производят посадку саженцев в школе и селе. С группой ребят я работаю над проектом озеленения школы.
Овощеводы выращивают овощи для школьной столовой.
С 2002 года работаю с Алтайским Краевым детским экологическим центром. Участвуем в краевом общественном движении “Сохраним биосферу”. На первом этапе провожу в школе экологический конкурс, на втором этапе отбираю (с активом “Экологического кружка”) лучшие работы, после чего отправляю в г. Барнаул. За последние годы ребята полюбили конкурс и с нетерпением ждут новых заданий. Лауреатами конкурсов (за три года) стали 13 ребят. Щеглов В. в 2005 году стал призером конкурса “Помоги себе сам”, получил приз и путевку в село Боровое. Принимаем участие и в других экологических конкурсах. Экологическое движение в школе поддерживают учителя и родители.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связываю с расширением и углублением знаний о хозяйственной деятельности. Оно способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономики. Воспитываю в своих учениках, такие важные качества, как бережливость, хозяйственная смекалка. К темам этого направления отношу: “Стоимость природных ресурсов, которые используются в домашних условиях”, “Трудовые ресурсы Алтая и проблемы их рационального использования” и др.
С экологическим и экономическим направлениями связываю социальную деятельность школьников во внеклассной работе. Это общественно полезный труд учащихся в селе, практическая деятельность в период работы в летних лагерях труда и отдыха, в походах и экскурсиях. Изучаем предприятия производственной сферы (“Иткульский спиртзавод”, “Соколовское лесничество”, “Агрофирма Урожай”) и непроизводственной сферы (магазины, библиотеки, образование). Знакомлю учащихся с работой предприятий, помогаю определить объекты приложения своего труда после окончания школы.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Учу своих учеников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пределах села, своего дома.
СТРАНОВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ реализую при изучении народов и стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. Содержание этого направления имеет большое культурологическое значение, обогащает знаниями о странах и народов мира (“Страны карлики”, Страны Европы” и мн. др.).
Работу по всем направлениям планирую с активом учащихся.
В результате внеклассной работы по географии дети занимают призовые места в школьных олимпиадах, районных. В2006 году Ксибаев Д., ученик 9 класса, занял 1 место в школе и в районе. В 2007 году Андреев Д., ученик 11 класса, занял 2 место, Иушин А., ученик 10 класса, занял 3 место в районе. Школьники активно участвуют в конкурсах от школьных до Всероссийских. За три последних года лауреатами Краевого экологического марафона “Сохрани биосферу” стали 13 ребят; во Всероссийском эколого-просветительском марафоне “Зеленная планета – 2007” принимают участие 120 учащихся. Занимаются научно-исследовательской, краеведческой работами.
С каждым годом количество учащихся, интересующихся внеклассной работой по географии, увеличивается.
Внеклассное мероприятие: “СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ”
Цель: Воспитание любви к родному краю.
Подготовительная работа.
Мероприятие проводится в школьном зале. На сцене экран. В зале оформлена выставка рисунков и книг, фотографии и сочинений о природе, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края. Подбор ведущих мероприятия. Музыкальное оформление.
Ход мероприятия.
Звучит музыка П.И. Чайковского. На экране картины русской природы.
1-й ведущий
Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу – даль степей
Зеленеется
По степям в моря
Реки катятся.
И лежат пути
Во все стороны
Посмотри на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Это ты, моя
Русь державная,
Моя Родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу Земли
В красе царственной
Развернулася!..
2-й ведущий
Побегу по мягкой стежке
На приволь зелёных лёх.
Мне на встречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая.
Дайте родину мою!”
1-й ведущий
Рассказывает об истории своего края: когда возник поселок, его расположение, какая вокруг природа, какие богатства, как развивался он в прошлом, какие люди жили тогда на родной земле.
2-й ведущий
(На экране спроецирована карта местности).
Рассказывает о географии родного края: географическом положении, природе, полезных ископаемых, демонстрируя при этом образцы этих богатств, образцы народного творчества.
3-й ведущий
Рассказывает о людях, в настоящее время “делающих” историю родного края.
4-й ведущий
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озорную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
В ходе мероприятия проводится викторина
- Что вы знаете об истории своего села?
(Показывается фотографии, зданий, из прошлого
села).
- Назовите самые старинные здания вашего села.
Когда и кем они били построены.
- Как назывались в прошлом улицы вашего поселка.
- Назовите известных уроженцев родного края. (Кто
больше назовет таких людей).
- Кто больше назовет растений из Красной книги,
которые сохранились в родном крае.
(Кто больше назовет животных).