Игровые приемы для развития орфографической зоркости у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Период обучения грамоте является основой для формирования умения читать, писать без ошибок, а также, четко и логично выражать свою мысль, согласно нормам родного языка. Грамотное письмо предполагает освоение не только норм графики, но и орфографии. В связи с современной тенденцией к раннему обучению письму, уже в детском саду детей знакомят с письменной речью. Следовательно, уже в это время необходимо закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей языкового чутья.

Для того чтобы научить писать грамотно, нужно научить любить родное слово, сформировать основы чувства языка и общеучебных умений. Необходимо воспитывать у ребенка желание не просто писать, а писать красиво и грамотно.

Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в 'сухой' форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

Вовлечь в содержание обучения помогают самые разные формы обучения, приемы и технологии. К ним относятся специальные задания, игры, индивидуальная и работа в парах и др. В ходе устных и письменных заданий (печатание слов и предложений) дети преодолевают недостатки устной речи, совершенствуют речемыслительные операции, обогащают представления об окружающем мире, овладевают основами общеучебных умений.

 Надо помнить, что детям интересно выполнять речевые задания на темы, доступные их пониманию, небольшие по объёму, лёгкие для запоминания.  Лексика и объем грамматического материала для дошкольников хорошо регулируются использованием детских стихов.

Короткие стихотворения, потешки тренируют дошкольников в произношении тех или иных звуков, способствуют более быстрому запоминанию материала, заставляют активно работать, развивают воображение, память, позволяют быстро переключать внимание на различные формы логопедической работы.

Ритмика, рифма, а также тема, интересная для ребенка, способствуют запоминанию стихотворения, а, следовательно, закреплению фонетических и интонационных навыков. Упражнения, составленные на материале стихотворения, помогают развитию речи (ответить на вопросы, объяснить что-то своими словами, и т.п.), стимулируют развитие внимания, памяти.

Предупредить возможные ошибки при письме слов с безударной гласной помогает работа по подбору родственных слов. Умение находить родственные слова помогут следующие стихотворные тексты:

Осень, осень, непогода,
Листья по ветру летят,
И осенним хороводом,
Кружит в парке листопад.

Чтоб часы не спешили и правильно шли,
На ремонт в мастерскую мы их отнесли.
Часовщик осмотрел их, потом разобрал,
Часовой механизм починил и собрал.

Куст шиповника цветёт
Яркими цветами.
Но никто их не сорвёт,
Куст покрыт шипами.

Уходят в море корабли,
Морские дали их зовут.
В заморских странах моряки,
Друзей приветливых найдут.

При усвоении слов с непроверяемыми написаниями можно предложить дошкольникам частичный, упрощенный вариант этимологического анализа.

Этимологический анализ побуждает у детей интерес к трудным словам, что способствует лучшему усвоению их написания. Следующие стихотворные строки помогают детям по-новому взглянуть на знакомые слова:

Из маленьких долек,
(И в этом причина),
Она состоит,
И зовётся малиной.

Гвоздики гвоздиками
Все называют,
Ведь гвозди гвоздики
Напоминают.

Поменяли нам окно,
Все из пластика оно.
Шире подоконник стал,
Под окном он ровно встал.

Под ласковым солнцем
Подсолнух проснулся,
На солнце взглянул
И к нему потянулся.

Небольшие шутливые стихи привлекают внимание детей к слову, закрепляют умение делить слова на слоги, выделяя каждый звук в слоге:

Слово по слогам читаю,
Ничего не понимаю.
И твержу упрямо я:
СЕС и ТРА, СЕС и ТРА.

Что такое СЕС и ТРА?
Разболелась голова.
Лучше старшую сестру
Я на помощь позову.

Может знает это слово,
Что совсем мне незнакомо,
И тогда узнаю я,
Что такое СЕС и ТРА.

ХО, РО, ШО – всего 3 слога,
Получилось ХОРОШО,
В каждом слоге, не забудьте,
Пишем гласный – букву О.
КОНЬ соединю я с КИ,
Получаются КОНЬКИ.

Я делю слова на слоги
Город – это ГО и РОД,
ЗА и ВОД соединяю,
Получается ЗАВОД.

При знакомстве с буквами можно также сразу знакомить дошкольников с некоторыми правилами. В этом помогут следующие тексты:

Гласные после шипящих в корнях.

После шипящих мы пишем всегда
Гласные буквы: И, У, А.

Жюри, брошюра, парашют,
Мы пишем с буквой “Ю”.
С шипящими в других словах,
В соседстве только “У”.

Звуки и буквы

Звуки мы слышим и их повторяем,
При письме буквами изображаем,
Звуки мы можем услышать, сказать,
Буквы – увидеть и написать.

Гласные звуки
Гласные звуки поются всегда,
И, О, У, Ы, – - Э – - А.
Воздух идет, не встречая преград,
Когда эти звуки, как песня, звучат.

Гласные после шипящих в суффиксах

Пушок, ежовый, горячо
Во всех словах ударный “О”.
А если нет здесь ударенья,
Напишем “Е” без промедленья.

НН и Н в суффиксах прилагательных.

Стол деревянный стоит у окошка.
А на столе оловянная ложка,
Около ложки стеклянный стакан…
Слова назовите, с суффиксом ЯНН.

Правописание с большой буквы

С буквы большой мы напишем всегда
Имя, фамилию, отчество, клички,
А в предложении – слово, когда,
Первым выводим его на страничке.
Также в названиях стран, океанов,
Рек и озёр, деревень, городов,
Даже в названиях гор и вулканов,
Букву большую писать будь готов.

Работая над автоматизацией звуков, четкостью дикции, логопеды часто используют чистоговорки. На этом этапе работы можно познакомить дошкольников с непроверяемыми словами, обратить внимание на правильное написание слов (слово можно произнести по слогам, выложить из букв, прочитать и подчеркнуть выделенную букву…).

Ветром пролетел гонимый
У осины рой осиный.

На балконе рос лимон
Тесным стал ему балкон.

Шкаф упал, а в нём посуда,
Черепков на полках груда.

На посту стоит солдат,
У солдата автомат.

Это не мороженое,
А молоко замороженное.

В ботинки попали песчинки.
Тащит щенок шнурок в уголок.

Как видим, многих сложностей при обучении детей грамотному письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Ведь именно здесь формируются фундаментальные личностные качества и познавательные возможности ребенка, которые в дальнейшем служат основой языкового образования. На практическом уровне дошкольник усваивает систему построения и функционирования системы языка, овладевает символической деятельностью и элементарными навыками письма и чтения.

Следовательно, обучение в детском саду можно рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.