Урок по математике в 5-м классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем"

Разделы: Математика


(Слайд 1. Приложение 3)

Цели урока:

  1. Закрепить знания определения обыкновенных дробей, научить сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  2. Продолжать формировать абстрактное представление об обыкновенных дробях.
  3. Развивать познавательную активность, активизировать мысль и воображение учащихся.
  4. Воспитывать у учеников любовь к учению, знаниям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби, познакомимся с правилами сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, а для этого отправимся в математическую экспедицию под девизом “Добывай знания сам”. Сначала проверим, готовы ли мы к путешествию? Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

II. Устные упражнения

1. Прочтите дроби: (Слайд 2)

1/8, 1/4, 3/8, 4/6, 1/2, 2/8, 1/3, 2/100, 5/60

2. Дробь 2/5 . Назовите числитель и знаменатель дроби. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель? (Слайд 3)

(Слайд 4). Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал: “Человек есть дробь. Числительэто, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменательэто оценка человеком самого себя

Учитель: “Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но каждый может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить себя к совершенству” - продолжал свою мысль великий писатель. Но об этом мы будем говорить с вами немного позже.

3. Какая доля фигуры заштрихована? (Слайд 5)

4. Какая часть фигуры заштрихована? (Слайд 6)

5. Какую часть отрезок АВ составляет от отрезка АС? (Слайд 7)

6. Дома вам нужно было придумать задачи по чертежам. Кто желает познакомить нас со своей задачей? И как же ты ответил на поставленный вопрос?

(Учащиеся зачитывают по две задачи к каждому чертежу)

а) (Слайд 8)

в) (Слайд 9)

7. Чем же можно материально изображать дроби?

III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет в дорогу каждый из вас?

У вас на столах лежат путевые листы с заданиями. Нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена красным, какая зеленым, какая часть красным и зеленым вместе, а какая желтым. Заполнить таблицу.

Вопросы: Где в жизни мы встречаемся сразу с тремя названными цветами? Что означает каждый цвет?

Класс выполняет самостоятельную работу на листочках. 2 варианта. См. приложение 1

На доске ученики выполняют индивидуальные задания.

1 ученик: На доске изображены 4 равных прямоугольника. Закрасить половину первого, две четверти второго, три шестых третьего и шесть двенадцатых четвертого, начиная с левого края. Записать дроби рядом с прямоугольниками.

2 ученик: Начертить на доске координатный луч. Отметить точки с координатами А(3), О(0), В(7), Е(1), С(10). Отметьте точки , которые удалены от точки В на два единичных отрезка, обозначьте и найдите их координаты. Запишите на доске, какие точки лежат:

а) левее точки В:
б) правее точки В:

Сформулируйте правило сравнения натуральных чисел с помощью координатного луча.

3 ученик: Периметр треугольника АВС равен 48 см. Сторона АВ составляет 3/12 периметра, ВС-5/12 периметра. Найдите длину всех сторон треугольника, расположите их в порядке возрастания.

IV. Открытие детьми нового знания.

И так, проверим, что каждый из вас возьмет в путь? Не забыли девиз нашей экспедиции?

1. Что взял с собой в дорогу 1 ученик?

Ученик выходит к доске и объясняет, как он выполнил задание, какие дроби он записал.

Ученики должны заметить, что все заштрихованные части занимают половины прямоугольников. Так как прямоугольники равны, то и дроби равны.

Учитель на доске, а ученики в тетради записывают: 2/4=1/2, 3/6=1/2, 6/12=1/2, 3/6=6/12.

Вопрос учителя классу: есть ли ещё равные дроби? Запишите в тетрадь самостоятельно.

2. Проверим, как класс справился с заполнением путевых листов.

Беседа с классом (учитель задаёт вопросы и записывает ответы на доске, учащиеся ведут такие же записи в тетрадях).

Вариант 1. (Слайд 10)

1) Как называется фигура А?

На сколько равных долей разбит прямоугольник?

Какая его часть закрашена красным цветом, зеленым цветом, желтым цветом?

Какая часть фигуры больше: та, что закрашена красным цветом или та, что зеленым?

Что можно сказать о дробях и ?

Какая из дробей больше или ?

Посмотрите на рисунок и скажите “Какая же из дробей с одинаковыми знаменателями больше?”

Посмотрим, как работает наше правило в других случаях?

2) Как называется фигура В?

На сколько долей разбит круг?

Какие дроби вы получили, выполняя задание?

Можно ли сказать, что дроби и равны?

А дробь больше дроби ? Почему?

Вариант 2. (Слайд 11)

3) Что представляет собой фигура С?

На сколько долей разбит треугольник?

Какие части закрашены каждым цветом?

Какая часть закрашена красным и зелёным?

Какая из дробей самая большая?

Нельзя ли заменить её равной дробью?

4) Что представляет собой фигура Д?

На сколько равных долей разбит шестиугольник?

Назовите все дроби, которые у вас получились?

Расположите дроби в порядке возрастания.

3. Что взял с собой в дорогу 2 ученик?

К доске выходит любой ученик из класса и проверяет задание с координатным лучом по карточке-заданию. Учитель стирает 0 у точки С (1), ученик записывает новые координаты точек.

Ученик, который выполнял задание на доске, устно формулирует правило сравнения натуральных чисел с помощью координатного луча.

Задание учащимся класса: записать в тетрадь точки с новыми координатами, которые лежат
а) левее точки В: О (0), Е (), А (), Д ()
б) правее точки В: F (), C ()

Какая точка имеет координату равную 1/2?

Сформулируйте сами правило сравнения дробей с помощью координатного луча.

V. Физкультминутка

1. Упражнение для глаз (влево смотрим, вправо, вверх, вниз - 3 раза)

2. “Кулачки”

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сжимаем, сжимаем,
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхали ваши пальчики.

3. Учитель показывает выражения, записанные на карточках. Быстро и громко читает их. Если выражение “верно”, то дети поднимают руки вверх, если нет, то вытягивают перед собой:

а) 6/10 > 3/10,
б) 3/10 > 1,
в) 8/14 > 0,
г) 2/5 < 3/5 < 4/5
д) 5/10 < 1/2,
е) А(2/12) лежит левее В (7/12),
ж) С(2/5) правее Д(4/10)

VI. Закрепление нового материала.

1. Откройте учебники на стр. 185 учебника, прочитайте оба правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Вопрос: совпадают ли правила в учебнике с нашими открытиями?

2. Класс заслушивает решение задачи на доске 3 учеником.

Вопросы по решению: какая дробь соответствует третьей стороне? Какая из дробей соответствует большей стороне?

3. № 919 (учебника). Решить на доске и в тетрадях.

Дополнительное задание: сравните дроби 1/2, 1/3, 1/6 (обратить внимание на то, что равны числители, а знаменатели не равны).

№ 920 (два ученика у доски):

1-й: вместе с 1 вариантом располагает дроби в порядке возрастания;
2-й: вместе со 2 вариантом – в порядке убывания.

Дополнительные задания сильным ученикам: № 930, № 932

VII. Проверка полученных знаний

1. Наша математическая экспедиция подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой “Дроби”. Нам предстоит трудное восхождение. Для того чтобы проверить, как мы научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, проведем мини-тестирование. Тесты на столах (см. приложение 2).

2. Правильность выполнения проверяется с помощью таблиц (слайд 12). (Взаимопроверка: каждый проверяет работу соседа и подчеркивает ошибки.)

VIII. Итог урока.

1. Повторить ещё раз, чем занимались на уроке.

2. Выставить отметки за работу в экспедиции.

IX. Домашнее задание: № 941, № 943, № 946.

X. Кроссворд

Он составлен из кроссворда № 910 учебника, который был задан на дом.

1. Десятая часть основной единицы длины.

2. Старая русская единица длины.

3. Математическое действие.

4.  Тысячная часть числа.

5. Единица измерения времени.

6. Наименьшее натуральное число.

(Слайд 13)