Формы и методы экологического образования. Школьное лесничество

Разделы: Внеклассная работа


Наш девиз: “Учиться на 5, трудиться на 5, и землю родную, на 5 защищать ”

Год и краткая история возникновения объединения.

Школьное лесничество “Иволга” Кузякинской основной общеобразовательной школы Актанышского района РТ образовалось в 1972 году. Зачинщиками этого доброго дела были директор школы Хазиев Саяф Гарипович и учитель биологии Галиева Газдавия Муллагалиевна.

В конце апреля 1972 года лесник Адаевского лесничества Актанышского лесхоза Республики Татарстан Малихов Ахат Малихович зашёл в школу с просьбой помочь в уходе за лесом.

Ребята согласились поработать день-другой.… И начали приходить в лесничество ежедневно, и не заметили, как стали там своими людьми. И тут возникла идея создать в школе своё лесничество. Работать решили в нём серьёзно, как взрослые. На работу в школьном лесничестве записались 24 ученика. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.

Какая началась увлекательная работа!

Кончилось лето, но лесничество не распалось. Работа в лесу становилась всё заманчивее. Этому помогали интересные занятия по изучению леса, которые регулярно проводили с учениками учитель биологии и специалисты лесхоза.

Малихов Ахат Малихович был и остаётся удивительным человеком. Он 1924 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны и труда. С 1967ого по 1998 годы, всего 21 год, работал лесником обхода №1 Актанышского лесничества. Всё это время он тесно сотрудничал с учениками Кузякинского школьного лесничества. Под его руководством ребята из нашей школы в 1975 году на склоне горы Адай – Уманаево написали слово “30 лет Победы”, а в 1982 году “60 лет Победы”. Высота букв сейчас достигает 50 – 60 метров. Очень хорошо видны эти слова, когда заезжаешь в село со стороны Агрызского района.

Прошло 24 года. Первые участники Кузякинского школьного лесничества стали взрослыми. По-разному сложилась у них жизнь. Трое из этих ребят окончили лесной техникум и работают в лесной промышленности.

Миннешаехова Таржима Хатиповна 38 лет преподавала биологию в родном селе и 18 лет руководила школьным лесничеством.

Лесником обхода №1 с 1998 по 2001 годы работал Шайхутдинов Радис Раисович, выпускник нашей школы. С 2001 года – Бариев Забир Зуфарович, тоже выпускник нашей школы. Площадь обхода №1 Актанышского лесничества составляет 1583 га. Кварталы: 52, 29, 34-51, 55-58, 194.

С 1988 года школьным лесничеством руководит учительница биологии и химии Салахова Дания Исмагиловна.

Основные направления и виды деятельности.

  1. Пропаганда бережного отношения к природе. Значительная часть редких, ценных растений и животных, занесённых в Красную книгу, сможет уцелеть только при чутком отношении к природе всех вместе и каждого в отдельности жителя нашей страны.
  2. Участие в проведении работ в лесных питомниках, по уходу за лесными культурами, охрана их от вредителей, потравы скотом и дикими животными.
  3. Охрана лесных муравьёв.
  4. Изучение видового состава птиц родного края. Вести наблюдения за изменением их числа по сезонам. Изготовление и развешивание гнёзд и кормушек для птиц.
  5. Участие в посадке лесных полезащитных полос, противоэрозионных насаждений и в работах по озеленению родного села.
  6. Изучение полезных и лекарственных свойств деревьев и травянистых растений родного края. Сбор лесных семян, плодов, ягод, грибов, лекарственных растений и сдача их государству.
  7. Пропаганда среди населения охраны лесов от пожаров, от самовольных порубок. Проводить дежурства с целью обнаружения очагов возгорания леса в пожароопасный период.
  8. Изучение флоры и фауны родного края, видов растений и животных – редких и исчезающих. Пропагандировать необходимость охраны этих растений и животных среди населения. Охрана зон произрастания редких и ценных дикорастущих растений.
  9. Дополнить краеведческий музей и уголок охраны природы новыми экспонатами, фотографиями и рисунками, посвящёнными родному краю, его растительным богатствам, образцами почв с их описанием, графиком наблюдений за погодой.
  10. Изучать возможность выращивания деревьев и кустарников, не характерных для нашего края видов.
  11. Изучать положительное влияние леса на водный режим рек и водоёмов, на предотвращение ветровой и водной эрозии почв.

Контингент участников школьного лесничества.

Контингент участников школьного лесничества состоит из учеников V – IX классов. Коллектив невелик - в этом году в школьном лесничестве занимаются 16 учеников. Они проводят большую работу, привлекая и школьников младших классов. Руководит делами совет из 3 учеников. Высшим органом самоуправления школьным лесничеством является общее собрание. Оно решает вопросы, принимает новых членов, утверждает планы работы.

В зависимости от своих наклонностей ребята в школьном лесничестве разделяются на 3 звенья:

1) столяры изготавливают скворечники и укрытия для людей,

2) биологи углубляют и применяют на практике знания, полученные на уроках;

3) механики изучают, ремонтируют, используют в работе машины и механизмы.

Основные формы лесохозяйственной деятельности.

Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.

На закреплённой территории учащиеся летом и зимой несут дозорную службу, пересекают нарушения правил пожарной безопасности.

Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.

На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 10 га земли. Мы принимаем участие в посадках леса, закладывали лесной питомник и дендрологический участок. Озеленяем село, создаём лесные защитные полосы вдоль рек и дорог. Собираем лекарственные травы, ягоды, грибы.

Практически вся школа участвует в трудовых операциях “Почка”, “Посади дерево”, “Лесная аптека”, “Муравей”, “Родничок”.

Нелёгким был для юных лесоводов минувший учебный год. Ребята выполнили огромный объём работы. Результаты: на площади 3 га дополнили саженцами посадки прошлых лет, на площади 4 га очищена посадка от валежника, собрано 2 кг берёзовых почек, 200 кг красной рябины.

За последние 3 года юными лесоводами школы было посажено более 10 га леса. Проведён уход за лесными культурами на площади более 25 га, заложен питомник на 0,2 га, проведён уход за питомником на площади 3 га. Собрано более 300 кг шишек хвойных пород, 20 кг семян деревьев и кустарников, изготовлено и развешано 260 искусственных гнезд и кормушек. Заготовлено более 1 т кормов для птиц и животных. Многие травы, кустарники известны населению, о них знают юные лесоводы нашей школы. Они принимают активное участие в сборе лекарственного сырья. Заготовлено 50 кг лекарственных трав, 600 кг рябины, 30 кг черёмухи, 60 кг грибов. При заготовке ягод, грибов, орехов, трав строго соблюдаем сроки сбора урожая. Пользуясь дарами наших лесов, не забываем о приумножении их.

Лесоводы нашей школы – не только стражи леса, они и рачительные хозяева, думающие о будущем. Мы хотим, чтобы не пустовал ни один гектар закреплённой за нами лесной земли. У нас на учёте каждое погибшее дерево, каждый пустырь. Мы понимаем, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда. Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных. Весной мы расселяем муравьёв.

Во время практических занятий мы изучаем таксации – определяем объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомимся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания.

Мы научились пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой. Самостоятельно разбираемся в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений.

Принимаем активное участие в проведении работ в лесном питомнике, который расположен в 154 квартале обхода № 8.. Площадь питомника – 3,5 га. Заведует питомником лесник Гардиханов Марс Шарипович. Работают 15 сезонных работников. Им большую помощь оказывают наши ученики из школьного лесничества. Ухаживаем за лесными культурами, охраняем их от вредителей, потравы скотом и дикими животными. Изучили эффективность протравливания семян препаратами ТМТЗ (из расчёта 5 г препарата на 1 кг семян).

На территории лесного питомника растут сеянцы однолетние, двулетние и старше, саженцы, кустарники.

  Площадь (га.) Количество (шт.)
Сеянцы однолетние:    

ель

0,01 4000

лиственница

0,09 45000

берёза

0,24 300000

сосна

0,01 9000
Сеянцы двулетние и старше:    

сосна

0,05 105000

ель

0,39 936000

лиственница

0,01 6700

берёза

0,15 30000
Саженцы:    

сосна

0,14 262000

ель колючая

0,06 450

липа

0.03 300
Кустарники:    

акация

0.06 3000

спирея

0.025 12000

яблоня

0,006 600

черёмуха

  100

вишня

  7250

Мы принимаем активное участие в озеленении родного села. Силами наших учеников, преподавателей и при поддержке местного самоуправления, лесхоза школьный участок и примыкающие к нему территории превращены в зелёный оазис. Типовая школа строилась на бывшем пустыре и открылась в 1982 году. Территория была завалена мусором и строительными отходами. Ребята всё очистили, завезли землю, разбили газоны, посеяли травы, высадили цветов, плодово-ягодных деревьев. Площадь пришкольного участка составляет 3 га.

Леса относятся к исчерпаемым, но возобновляемым ресурсам. Поэтому к главным задачам лесного хозяйства, наряду с охраной лесов от пожаров, борьбой с вредителями и болезнями леса, относится и лесовосстановление, обеспечивающее не только восстановление пройденных вырубками и пожарами насаждений, но и расширенное воспроизводство лесов на непокрытых лесной растительностью землях.

Вот уже много лет выпускники нашей школы сажают деревья рябины вокруг школы. Образовалась аллея выпускников. Пятый год сажаем деревья вдоль реки, протекающей через деревню. Мы думаем, что совсем скоро по берегам нашей реки будет зелёная полоса.

Наши ученики стали первейшими помощниками лесоводов и в создании полезащитных полос, противоэрозионных посадок. Школьное лесничество ухаживает за 10 га полезащитных полос. Из которых 8 га посадили сами школьники. Общая протяжённость полезащитных полос, закреплённых за школой, составляет 20 км.

Мы принимаем активное участие в охране лесных родников и рек от загрязнения.

Основные формы учебно-исследовательской работы.

Общественно полезный, производственный труд в школьном лесничестве сочетается с теоретической подготовкой ребят по основам лесоводства и охраны природы. Совершенствованию лесотехнической учёбы, более глубокому усвоению и осмыслению факультативного курса по лесоводству способствует опытническая работа учащихся.

В школе имеется оборудованный кабинет биологии и уголок природы, где собраны материалы, отражающие природоохранную деятельность юных лесоводов.

Создан краеведческий музей, которым руководит учитель истории Гумерова Халида Абраровна. В музее оборудован стенд о передовых работниках лесного хозяйства Актанышского лесхоза: 1) Заслуженный лесовод РТ Гилаев Марсель Гилаевич, 2) кандидат сельхознаук, главный лесничий Актанышского района Гилаев Айдар Марселевич.

Организован лагерь труда и отдыха.

Организован кружок юных лесоводов и факультатив по лесоводству.

Ведут целенаправленную работу по экологии учителя Салахова Д.И. (биология), Гумерова Х.А. (география), Шаехов А.А. (технология).

Операция “Муравей”, начатая несколько лет назад, сейчас стала традиционной. Польза для леса от этих лесных жителей огромна. Они уничтожают неисчислимое количество вредных насекомых. Жители среднего по величине муравейника за минуту перетаскивают домой более 100 вредных насекомых. За год добыча муравьиной семьи определяется в 5 млн. и более вредных насекомых. Мы проводим инвентаризацию муравейников, взяли под охрану 17 муравейников. Переселяли семьи 8 “лесных санитаров”. Охраняем их жилища от разрушения лесными зверями. Произвели очистку территории вокруг них. “Зелёные патрули” бдительно охраняют рыжих муравьёв от уничтожения.

Наблюдая за жизнью муравьёв мы пришли к выводу, что муравьи “работают” как мелиораторы – улучшают структуру лесных почв. Муравьи истачивают сухие пни и корни, превращая древесину в почву. Словом, муравьи очень полезны.

Интересные наблюдения за птицами организовали ученики VII класса непосредственно у кормушки.

Например:

1. Определение видового состава птиц, прилетающих на кормушку.

Цель работы: выявить видовой состав орнитофауны данной местности в зимний период. Видовой состав птиц варьирует в разные годы. Поэтому работу по определению видового состава пернатых в зимний период проводим несколько лет подряд. Это позволяет получить более достоверные результаты.

2. Корм для птиц.

Цель работы: определить, какой корм наиболее охотно поедается птицами, прилетающими на кормушку. Используем самый различный корм: размоченные и мелко порезанные яблоки, крошки хлеба, несолёное сало, творог, ягоды рябины, бузины, боярышника, семена подсолнуха, тыквы.

3. Корм для большой синицы.

Цель работы: определить суточное потребление корма одной большой синицы.

Ученики IX класса самостоятельно изучали следующие темы:

1. Характер поведения и межвидовые отношения птиц у кормушки.

2. Выработка условных рефлексов у птиц в процессе их зимней подкормки.

3. Влияние климатических факторов на видовой и количественный состав птиц у кормушки.

Регулярно ведём фенологические наблюдения. Выясняем закономерности сезонного развития растений и животных, устанавливаем взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды. Мы выяснили, например, каковы лучшие сроки для посева древесных семян и лесных посадок, для сбора лесных семян, плодов, лекарственных растений. Определили важные для жизни леса сезонные явления: начало цветения растений, созревание плодов, прилёт и отлёт птиц, весеннее пробуждение насекомых.

Тема опыта: Выявление эффективности снегования семян хвойных пород.

Цели и задачи:

1. Дать понятие о снеговании как простейшем способе предпосевной обработки семян.

2. Изучение техники его проведения, посева, основные мероприятия по уходу за сеянцами.

3. Научиться проводить снегование, готовить гряды для посева, осуществлять посев семян, ухаживать за всходами, проводить фенологические наблюдения.

Методика проведения опыта.

Семена хвойных пород замачиваем в снеговой (талой) воде при комнатной температуре:

Семена: Время замачивания (час)
Сосна 8
Ель 18
Лиственница 24

Затем семена помещаем в большой марлевый мешочек. Семена должны лежать слоем не толще 2 см. Мешочек закладываем в снег за 1-2 месяца до посева (конец февраля – начало марта). Место выбираем таким образом, чтобы туда не попадали солнечные лучи и не могли проникнуть грызуны. На покрывающий мешочек снег кладём еловые ветки или опилку, чтобы задержать быстрое таяние его весной. За день до посева семена выкапываем из-под снега и просушиваем до состояния сыпучести.

После этого проводим двух строчный посев семян на участке из расчёта 100 штук на 1 пог. м. Одновременно на другом участке высеваем контрольные семена (их обрабатываем таким же способом, как и опытные, но только не закладываем в снег).

В течение всего лета за посевами проводили тщательный уход и вели следующие фенологические наблюдения:

  1. На опытных и контрольных участках подсчитывали число всходов и рассчитывали процент всхожести семян.
  2. Сравнивая эти показатели, определили эффективность снегования.
  3. В сентябре проводили учёт сохранившихся сеянцев.
  4. У 100 штук замерили высоту.
  5. По этим данным сделали выводы о влиянии снегования семян на приживаемость и рост сеянцев.
Наблюдения Опытный участок Контрольный участок
Форма посева двухстрочный двухстрочный
Количество посеянных семян 100 штук на 1 пог. м 100 штук на 1 пог. м
Число всходов 100 штук на 1 пог. м 83 штук на 1 пог. м
% всхожести семян 100% 83%
Эффективность снегования 100%  
Количество сохранившихся сеянцев за сентябрь месяц 100 штук на 1 пог. м 81 штук на 1 пог. м
Высота сеянцев у 100 штук 12 см 9 см

Выводы:

Снегование – простейший способ предпосевной обработки семян, повышающий их всхожесть, приживаемость и рост сеянцев

Тема опыта: Выращивание посадочного материала.

Цели и задачи: Освоить:

1) способы посева семян, сроки посева семян,

3) норма посева семян.

4) глубина заделки семян.

5) используемые в практике методы выращивания лесных культур,

6) элементы ухода за сеянцами, время посадки деревьев.

Способы посева семян:

1) строчный,

2) грядковый,

3) безгрядковый.

4) разбросной,

5) рядовой,

6) ленточный.

Сроки посева семян:

Семена растений Сроки посева
Сосна, ель, лиственница, Весна
Другие деревья ( тополь, осина, ива) Лето
Клён остролистный, лох, жимолость За 1-2 месяца предполагаемого наступления морозов
Липа мелколистная, клён полевой и татарский, лещина, шиповник, рябина, бузина, бересклет бородавчатый и европейский Поздняя осень или следующая весна
Дуб Ранняя весна

Норма посева семян.

Норма посева семян в лесоводстве определяется количеством семян ( в граммах или штуках) на 1 пог. м. Вместе с ребятами

подсчитали этот показатель применительно к древесным породам, произрастающим в местном лесу.

Мы пришли к выводу, что норма посева семян зависит от условий среды, всхожести семян, породы деревьев

Глубина заделки семян.

Глубина заделки семян зависит, во-первых, от их величины и, во - вторых, от типа почвы.

Семена растений Глубина заделки семян
Берёза, тополь, ива, спирея Поверхностно
Вязь, жимолость, рябина 0,5 – 1 см
Кизильник, барбарис, роза 1,5 – 2,5
Клён, ясень акация, липа 3 – 5 см
Лещина, орех, каштан Свыше 5 см

Уход за посевами.

1. Своевременно рыхлить почву.

2. Пропалывать посевы от сорняков.

3. Вносить удобрения.

4. Мульчировать.

5. Затенять растения от ярких солнечных лучей.

6. Поливать растения.

Используемые в практике лесного хозяйства методы выращивания лесных культур:

  1. Посев семян.
  2. Посадка 1 – 2 – летних сеянцев,
  3. Посадка 3 – 5 – летних саженцев.

Время посадки деревьев.

Точные календарные сроки для этой работы не установлены. Они зависят от погодных условий каждой местности. Весной сажают деревья сразу после таяния снега и просыхания почвы, до распускания почек. Если посадка планируется на осень, то лучше её проводить в конце лета – начале осени при появлении осенней окраски листьев и начале листопада.

Изучили лесные ресурсы Актанышского района, их полезные основные функции и роль в экономике.

Роль в экономике Функции
Защитные Социальные
  • Производство древесины
  • Создание рабочих мест
  • Получение вторичной продукции (плодов, ягод, орехов, лекарственных растений)
  • Защита почв от эрозии
  • Защита населенных пунктов от лавин
  • Охрана вод (предотвращают паводки, обеспечивают равномерный сток, аккумулируют влагу и т.д.)
  • Улучшение климата (охлаждают и увлажняют воздух вблизи городов благодаря высокому испарению)
  • Защищают от бурь
  • Нейтрализация вредного воздействия выбросов загрязняющих веществ (очищают воздух)
  • Рекреационная
  • Декоративно-защитная
  • Эстетическая

Актанышское лесничество состоит из 15 обходов и трёх мастерских участков.

По данным лесоустройства на 1 января 2006 года общая площадь Актанышского лесничества составляет 16278 га.

Из них лесопокрытая площадь – 110217 га.

В том числе:

лесные культуры

- 240,1 га,

вырубки

- 92,2 га,

прогалины

- 2,3 га.
Всего лесных земель - 11359,8 га.
Нелесные земли:

пашня

- 5,4 га,

сенокосы

- 603,5 га,

пастбища

- 760.8 га,

воды

- 220,2 га,

дороги

- 90,5 га,

усадьбы

- 2,2 га,

болота

- 3195.3 га

пески

- 4,3 га

прочие земли

- 36 га
Всего нелесных земель - 4918,2 га.

Распределение площади лесов и запасов по преобладающим породам Актанышского лесничества.

  Площадь (га) Общий запас (м3)
Сосна 2377,8 440120
Ель 703,8 7120
Лиственница 92,6 13520
Дуб высокоствольн. 163,7 191780
Дуб низкоствольн. 1370,6  
Клён 22 150
Вязь 19 1270
Итого: твёрдо лиственные породы 1555,5 200220
Берёза 2792,7 56820
Осина 1507,8 133220
Ольха серая 15,2 1220
Ольха чёрная 70,7 6530
Липа 54,2 6960
Тополь 98,5 1840
Ива древовидная 327,2 18440
Итого: мягко лиственные породы 4866,3 749790
Кустарники 1425,7 12150

В школе имеется метеорологическая площадка. Мы регулярно проводим и метеорологические наблюдения. Составляем календарь погоды – записываем сведения о температуре воздуха, облачности, осадках, силе и направлении ветра, атмосферном давлении.

Собранный материал был обработан. Результаты представлены в виде графиков, диаграмм, проанализированы и оформлены в виде исследовательских рефератов. Выступили с докладами перед учащимися школы и на научно - практической конференции в районе.

Организация и проведение различных природоохранных мероприятий.

Коллектив школьного лесничества не замыкается в кругу только своих интересов. Мы нередко выступаем инициаторами многих общешкольных мероприятий, организуем посвящённые охране природы и жизни леса вечера, походы, экскурсии, конкурсы, олимпиады, выставки.

В школе каждый год отмечаем свои традиционные праздники: “День птиц”, “День земли”, “День воды”, “Неделя леса”, “Праздник урожая”. Все ученики заранее готовятся к торжествам, приглашаем в гости сотрудников лесничества, родителей.

Территория нашего лесничества невелика, а леса его расположены в населенном районе. Сколько людей приезжают из окружающих районов сюда за грибами, ягодами, просто отдохнуть! Усмотреть за таким хозяйством непросто.

Стараемся проявлять всемирную заботу о людях, приезжающих в лес на отдых. У лесных дорог устанавливали навесы и укрытия от непогоды. Мы систематически выступаем с беседами перед односельчанами, школьниками, приезжими.

За этот учебный год члены школьного лесничества провели лекции на темы: “Охрана природы – общенародное дело”, “Лес и его значение в жизни человека”, “Лекарственные растения”, “Птицы – наши друзья”. Эти беседы приносят большую пользу, воспитывая в людях уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища.

Ежегодно в школе проводим самые различные мероприятия по привлечению и охране пернатых друзей: развешиваем искусственные гнезда, заготавливаем природный корм для птиц, проводим зимнюю подкормку пернатых, ведём наблюдения.

Формы сотрудничества с другими организациями.

Школьное лесничество имеет свой устав, определяющий задачи работы лесничества, а также права и обязанности юных лесоводов.

Между школой и лесхозом заключен долгосрочный договор. Он ежегодно уточняется и строго выполняется. Лесничество помогает школе, ежегодно выделяет лесоматериал для проведения уроков технологии и текущего ремонта школы.

Участвуя в лесохозяйственных работах, мы можем самостоятельно заработать деньги. Таковы заготовка и переработка семян, выращивание посадочного материала, посадка леса и уход за ним. Деньги также имеют немаловажное значение. Мы понимаем цену деньгам, можем принести деньги в семью и порадовать родителей. Часть заработанных денег мы закладываем в коллективный фонд класса и школы, для организации экскурсий, культпоходов в театр, приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов.

Школа имеет пришкольный участок площадью 3 га.

В нем выращивается капуста, морковь, картофель, лук, свекла и другие овощи, фрукты. Каждый год получаем большой урожай из участка. Обеспечиваем школьную столовую круглый год свежими овощами и фруктами: делаем варенья, компоты, салаты, консервируем овощей, сушим фрукты. Остальную часть урожая продаем и на эти деньги оснащаем кабинеты школ техническими средствами. Например, в этом году прибыль из участка составила около 50 тысяч рублей.

Профессионально-ориентационная работа.

Школьное лесничество является эффективной формой трудовой подготовки, воспитания и профориентации учащихся, вовлечения их в природоохранительную работу. Юные лесоводы оказывают действенную помощь взрослым в охране лесных богатств, их рациональном использовании и воспроизводстве.

Работа в школьных лесничествах способствует углублению знаний учащихся по биологии, вырабатывает навыки коллективного труда, развивает творческую инициативу, способствует профессиональной ориентации учащихся.

Труд в лесу укрепляет нас физически, даёт отдых нервной системе. Мы учимся преодолевать трудности, связанные с настоящей работой.

Занятия в школьных лесничествах помогают нам сознательно выбрать профессию и освоить её азы, будучи ещё на школьной скамье. Они дают возможность сократить сроки овладения профессиональным мастерством.

Наши ученики каждый год поступают в средние и высшие учебные заведения по лесному хозяйству. В настоящее время 4 выпускника из нашего района учатся в Лубянском лесном техникуме, 5 – в лесохозяйственном факультете Казанской сельскохозяйственной академии.

Нам есть, у кого брать пример.

Лесничим Актанышского лесничества с 1963 года по 2000 год работал Гилаев Марсель Гилаевич. Он пришёл работать в лесничество девятнадцатилетним парнем. Заслуженный лесовод РТ и сейчас продолжает работать помощником лесничего. А лесничим с 2000 года работает его сын – Гилаев Айдар Марселевич, 1972 года рождения, кандидат сельскохозяйственных наук. Он защитил диссертацию в 26 лет.

Министр лесного хозяйства РТ, доцент Казанской сельхозакадемии Гаянов Абузяр Гаянович, 1936 года рождения, тоже работал лесником в нашем районе в 1959-1961 годах. А в 1961-1971 годах – главный лесничий Мензелинского лесничества.

Мастер леса I класса – Ахметгалеев Агзяб Хамдегалеевич, 1962 года рождения, отец шестерых детей. Он 1984 году с отличием окончил Лубянский лесной техникум, потом Марийский политехнический институт, факультет лесного хозяйства. Старший его сын Ильнур тоже в этом году поступил в Лубянский лесной техникум.

Отзыв о работе школьного лесничества Кузякинской основной общеобразовательной школы Актанышского района РТ.

Данная школа входит в состав территории Кузякинского исполнительного сельского комитета. Школьное лесничество многие годы оказывает огромную помощь в работе по улучшению экологического состояния окружающей среды родных мест.

Силами юных лесоводов и их педагогов выполнена большая работа по озеленению деревни. На приусадебных участках высаживаются плодовые кустарники, цветы. Сама школьная территория выделяется ухоженностью.

Любая инициатива сельского исполнительного комитета имеющая отношение к защите, восстановлению земельных насаждений, облагораживанию окружающих территорий в лице данного коллектива всегда находит поддержку.

Сельское поселение по показателям благоустроества и озеленения занимает одно из лучших мест в районе. В этом огромная заслуга школьного лесничества.

О работе данного коллектива сельский исполнительный комитет отзывается только с положительной стороны и выражает ему от своего имени большую благодарность.

Руководитель сельского исполнительного комитета ________________ (Р.З.Хайбиев)