Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


В целях реализации Программы развития системы образования г. Кировска, обеспечения развития учебно-воспитательного процесса в МОУ «СОШ № 5» с 1993 года начали функционировать классы охраны и коррекции зрения. И я одной из первых среди учителей начала работать в таких классах.

В МОУ «СОШ № 5» на сегодняшний день в школе 1-й ступени функционирует 4 класса охраны зрения детей.

Задача всего нашего коллектива – это забота о сохранении и укреплении здоровья, формирование способности к благополучной социальной адаптации к обучению в школе и в дальнейшей жизни.

В целях реализации программы охраны и коррекции зрения при работе в таких классах мной была проведена следующая работа:

  • подобран пакет нормативных документов;
  • продумана система реализации программы охраны здоровья;
  • созданы необходимые условия: оборудован кабинет необходимыми офтальмотренажерами, скоординирована работа со службой «Здоровья» (психологом, дефектологом, логопедом).

К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья младших школьников, отношу:

  • методы и формы обучения,
  • психологический фон уроков,
  • санитарно-гигиенические условия,
  • двигательный режим учащихся,
  • рациональное питание,
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития ребенка осуществляется с первых дней его поступления в школу в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования.

В своей работе наряду с традиционной программой обучения и развитием младшего школьника использую программу «Здоровья».

Программа охраны здоровья обеспечивает:

  1. Комплексное осуществление педагогического процесса и развития детей с нарушением зрения и нормой со стороны медицинской, педагогической и психологической служб.
  2. Раннюю диагностику и коррекцию зрения у детей.
  3. Осознание ребенком потребности в сохранении своего здоровья и освоение навыков охраны своего зрения.
  4. Частичное или полное устранение патологии зрения.
  5. Формирование у ребенка умения адаптироваться в социальной среде.

Большое внимание уделяю созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды.

Использую следующие рекомендации по внедрению оздоровительной технологии в учебный процесс.

  1. Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:
    • проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, в библиотеке, у окна и т.д.;
    • привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, осязательных, обонятельных;
    • работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;
    • специальные зрительные тренажеры.
  2. Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
    • использование элементов релаксации;
    • щадящий режим подачи информации;
    • проведение психологических тренингов;
    • использование элементов музыкальной терапии;
    • проведение социально-психологических тренингов.
  3. Преодоление комплекса факторов доминантно моторно-закрепощенной и статичной позы:
    • работа в режиме использования динамических поз – стоя, сидя, работа за конторкой;
    • проведение динамических физ. минуток.
  4. Основываясь на методике ученого врача-офтальмолога В.Ф. Базарного, в своей работе я использовала его рекомендации в создании коррекционной среды. Это зрительные траектории в виде цветных линий-стрел в форме восьмерки на тренажере. Для восприятия дидактического материала в режиме движения использую тренаж со зрительными метками. Создание такой специальной коррекционной среды не требует больших материальных затрат.
  5. Осуществляю комплексный подбор диагностических методик, которые помогают выстраивать работу в инновационном режиме, подбирать оптимальное содержание, средства и приемы педагогического воздействия.

Одним из педагогических условий реализации программы является взаимодействие всех специалистов, работающих в классах охраны зрения. Для координации их работы составлен план коррекционной работы с детьми.

Целью создания тематического планирования для детей с нарушением зрения является достижение потенциально возможного уровня образованности и формирования компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений в развитии для обеспечения оптимальной интеграции в социуме.

Образование детей со зрительной патологией, с одной стороны, должно обеспечивать возможность учащимся с нарушением зрения участвовать в трудовой и социальной жизни сегодня, с другой стороны – формировать знания и умения, необходимые в постоянно меняющемся мире.

Основные задачи коррекционных занятий.

  1. Профилактика, коррекция отклонений в физическом и психическом развитии.
  2. Достижение учащимися общего уровня образованности, осознание ими своих реальных возможностей через формирование адекватного отношения к своему дефекту и организацию обучения с учетом индивидуального развития.
  3. Развитие навыков саморегуляции и саморазвития, подготовка учащихся к интеграции среди нормальновидящих сверстников и взрослых на основе сформированности знаний, умений и навыков коммуникативной деятельности в условиях сенсорной недостаточности.
  4. Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья учащихся, формирование обобщенных способов деятельности.
  5. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных различий и потенциальных возможностей личности, перспектив использования сохранных анализаторов.

В течение учебного дня провожу паузы здоровья, двигательно-оздоровительные упражнения, психогимнастику, упражнения, снимающие напряжение глаз. Мной подобрана картотека игр, упражнений, гимнастик для глаз, которые включаю во все режимные моменты и в группе продленного дня.

Провожу большую работу по медико-психолого-педагогическому просвещению родителей. Сегодня родители заняли активную позицию: они отмечают, что использование нового направления нацеленного на саморегуляцию ребенка «Помоги себе сам» помогает освоению способов осмысленной заботы о своем зрении. При работе с родителями составлен план работы, где предусмотрено участие их в жизни класса, а именно: в организации экскурсий, праздников, вечеров, привлечение к участию в походах, к проведению бесед и викторин. В классе сделан уголок для родителей, где помещены материалы по организации оздоровительной работе в семье.

Предусмотрены различные формы внеклассной и внешкольной оздоровительной работы.

Во-первых, это экскурсии, олимпиады по предметам, викторины, праздники здоровья, дни здоровья.

Во-вторых, это различные оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: специальные комплексы упражнений, игры, подвижные игры на воздухе, постоянное наблюдение за позой ребенка во время урока и во время игр.

В результате проведенной совместной работы у детей сформированы знания о правилах безопасности и гигиены зрения, повысилась острота зрения.

Итоги коррекционной работы по зрению:

  • увеличился уровень переносимости школьной нагрузки и социальной адаптации детей;
  • уровень заболеваемости детей снизился на 44,6 % по сравнению с первым классом;
  • из трех детей, находящихся на учете в связи с ухудшением зрения, у двух на данный момент отмечается улучшение остроты зрения.

В целях обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования составляю совместно с психологом рекомендации для родителей выпускников школы 1-й ступени, а так же для родителей будущих первоклассников, которые заносятся в школьные карты, а в дальнейшем карты здоровья веду до выпуска детей в среднее звено.

На лечение на аппаратах в «МДОУ № 10» , куда ходят наши дети, тифлопедагог дает консультацию по каждому ребенку (за какой партой должен сидеть, на каком ряду, кому очки нужно носить постоянно, а кому лишь на уроке при чтении или письме и т.д.). Как учитель, работающий в классах охраны зрения, учитываю рекомендации, заношу их в карты ученика и довожу до сведения родителей.

Как показала практика, выпускники детских садов не испытывают проблем со зрением в начале учебного года, но по мере того, как возрастает нагрузка (дети начинают много читать и писать) к середине учебного года зрение ухудшается. Школьники с 1-го по 4-й класс проходят лечение на аппаратах, поэтому призываю всех учителей начальных классов учитывать рекомендации по охране зрения детей и использовать приемы, способствующие профилактике зрения и готова поделиться опытом с учителями.

Мой опыт работы в классах коррекции зрения был обобщен на уровне области в апреле 2003 года на региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы». Тема выступления: «Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования детей с нарушениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста».

В заключение хочу сказать, что задачу по созданию опыта успешной деятельности детей с нарушением зрения и норму в едином интегрированном пространстве выполняю.

В классе 13 человек. Из них два ученика, занимающихся на «отлично», семь хорошистов. В классе нет неуспевающих учеников.

В 2006–2007 учебном году учащиеся показали отличные результаты в городских олимпиадах по математике и по русскому языку. Первое место и призовое места по математике и по русскому языку.

Дети «группы риска» не чувствуют себя изолированно, они участвуют во всех совместных мероприятиях города и городских конкурсах, не комплексуют и живут под девизом «Очки носить не стыдно. Все надо делать для того, чтоб лучше было видно».