Цели урока: провести наблюдения за осенними изменениями в природе.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
Сообщение темы и целей экскурсии.
Учитель: Ребята, послушайте, какие времена года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет. Вечера все холоднее. Желтеют листья, сохнут травы. Улетают птицы».
«Солнце совсем не греет. Холодно. Деревья как будто застыли на морозе. На земле лежит снег белым ковром».
«Деревья почти все голые. Опавшие листья лежат ковром на земле. Холодно. То дождь идет, то мокрый снег. Птицы улетели».
Так какие времена года описаны в этих отрывках?
Дети: Ранняя осень, зима, поздняя осень.
Учитель: Итак, для чего мы идем на экскурсию?
Дети: Наблюдать за признаками осени.
III. Экскурсия.
1. Беседа.
Учитель: Какая погода сегодня? (Характеристика). Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.
Дети: Пожелтение листьев, похолодание.
Учитель:
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Учитель: Сравните летнее и осеннее время.
Дети: Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.
Учитель: Обратите внимание на красоту осенних деревьев.
«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём».
Как изменилась окраска листьев?
Дети: Листья пожелтели, покраснели, но остались и зеленые.
Учитель: Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.
Дети: Солнце дает меньше тепла и света, день короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.
Учитель: Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и холода.
Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить?
Дети: Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; ель – хвойное, вечнозелёное дерево.
Учитель: Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья.
Дети показывают.
Учитель: Молодцы! А как изменились травянистые растения?
Дети: Тоже пожелтели и засыхают.
Учитель: Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
Дети: Да.
Учитель: Так ли их много, как летом?
Дети: Цветущих растений очень мало.
Учитель: А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?
Дети: Они улетают, потому что становится холодно и очень мало корма.
Учитель: Обратите внимание, что перед отлетом многие птицы собираются в стаи.
Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?
Дети: Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.
Учитель: Насекомые прячутся на зимнюю спячку.
Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о неживой природе?
Дети: Меньше стало солнечного тепла, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.
Осень на пороге.
– Жители леса! – закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо донеслись голоса из леса:
– Готовы, готовы, готовы...
– А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит – что делать станете?
Откликнулись звери:
– Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
– Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
– Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
– Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
– Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
Осень уже шагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
2. Работа в группах.
Учитель: Разбейтесь на 6 групп (команд). Каждая группа получит свое задание. Раздайте карточки.
Карточка № 1
Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?
Карточка № 2
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом? Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.
Карточка № 3
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день. (Холодный, теплый, слабый, сильный). Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Карточка № 4
Что стало с почвой с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени? Много их или мало?
Карточка № 5
Проведите наблюдение за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными? Какие работы выполняют люди осенью (в парках, садах, в поле)?
Карточка № 6
По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили? Назовите известные вам съедобные и несъедобные грибы.
Завершить работу по карточкам. Отвечать на вопросы в классе.
IV. Итоги урока.
Учитель: Что мы узнали на экскурсии? За чем наблюдали?
Дети: Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.
V. Домашнее задание.
Работа с альбомом, стр. 15, 16. Составить картину.
Используемая литература.
- А.А.Плешаков, Мир вокруг нас, учебник для 2 класса начальной школы, М.: «Просвещение» 2005 г.
- А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, М.: «Просвещение» 2007 г.
- И.Соколов-Микитов, Лес осенью, рассказ.
- Н.Сладков, Осень на пороге, рассказ.
- А.Толстой, Осень, стихотворение.