Как организовать воспитательную работу во 2-м классе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Основной целью воспитательной работы во втором классе считаю научить детей правильно воспринимать и понимать себя и других людей, их взаимосвязь и взаимозависимость, понимать и уважать их права, взгляды, научить найти свое место в новом обществе, не нанося вреда и не ущемляя других людей, привить качество гибкости во взаимодействии с окружающими и терпимости по отношению к ним, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей; создать коллектив единомышленников, способных придумать, организовать и реализовать интересное коллективное дело, которое принесет радость не только самим организаторам, но и другим людям.

Начав работу в прошлом учебном году с первоклассниками, я столкнулась с проблемой – дети не умеют слушать друг друга, дети с неуважением относится к взрослым, слишком вольные в общении с педагогами. Поэтому работу в первом классе решила начать не с организации коллективно-творческих дел, а с подготовки детей к ней. Весь первый класс был подготовительной ступенью к деятельности (организации КТД). Я воспитывала детей, используя принцип “не навреди”, скрупулезно, по частичкам собирала детей в коллектив.

Было очень важно в период адаптации научить каждого ребенка с уважением относиться к окружающим, не ущемляя его прав, его индивидуальности, чтобы ребенок не закрылся для свободного общения. Поэтому работа велась в трех направлениях:

  1. Создание атмосферы приятия творческой активности ребенка.
  2. Создание необходимых для реализации творческой активности учащихся условий.
  3. Коррекция неблагоприятных факторов развития.

Основным условием, средством воспитания детей, развития их творческой активности, мотивации, было в 1 классе создание классного уголка и систематическое проведение классных часов в целях отслеживания результатов индивидуальных достижений каждого ребенка. На Доске Почета были помещены фотографии каждого ребенка, и все хорошие дела отмечались под ними. Это очень эффективный способ воздействия на мотивационную сферу детей и на воспитательный процесс в целом.

В уголке также вывешивались фамилии “Лучших дежурных”. Дети каждую пятницу на классном часе учились анализировать свое дежурство, высказываясь таким образом: “Я считаю, что я дежурил хорошо, потому что…”. Или “я считаю, что я дежурил плохо, так как…”. Потом дети голосованием выбирали, кому можно присвоить на неделю звание “Лучший дежурный”. Те дети, которые месяц, т.е. 4 недели носили это звание, отмечались на Доске Почета.

Плохие поступки также отражались в классном уголке. Голосованием решалось, кто и за что может попасть на “буксир”. Если человек не исправляет свои ошибки, его фамилия попадает на “шторм”. Ведь классный уголок выполнен в форме корабля, его название “Бригантина”, а девиз “На борту у “Бригантины” никогда не будет тины”.

Во втором классе работа велась на новом уровне, так как дети стали старше. Воспитательная работа была запланирована в трех направлениях:

  • совместная работа родителей, детей и педагогов;
  • развитие творческой активности детей через организацию коллективно-творческих дел;
  • реализация проекта “Постановка пьесы Ольги Высоцкой “Весна и Северный Ветер”.

В этом учебном году все родительские собрания проводились в присутствии детей. Это способствовало тому, что и дети, и родители были в курсе всех событий, которые происходили в классе.

Например, на родительском собрании по итогам первой четвери, дети читали стихи, которые заучивали наизусть на уроках чтения. Родителям пояснялось, что дети не просто так выступают перед ними. Цель выступления, в первую очередь, научить детей выступать перед незнакомой аудиторией, не теряться, не стесняться. Родители могли увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получили как родители, так и дети.

После выступления детей я познакомила родителей с той деятельностью, которая планировалась по организации коллективно-творческих дел на учебный год, подробно рассказала об отражении этой деятельности в классном уголке, бортовом журнале. Родители слушали с большим интересом, видна была их заинтересованность и неравнодушие.

Отсюда можно сделать вывод: чтобы родители принимали активное участие в делах класса, нужно держать их в курсе всех дел, постоянно поддерживая интерес.

Очень интересно прошел в ноябре семейный конкурс “Готовим вместе”. Из 14 детей класса участвовали 12 человек. Дети пришли не только с мамами, но и со старшими братьями и сестрами. Какой был проявлен интерес, творчество, фантазия! Никто из участников не отнесся формально. Все блюда были приготовлены родителями совместно с детьми, которые с удовольствием представляли свое блюдо, подробно рассказывали о том, как его приготовить.

Конечно, не все было гладко при организации конкурса: пришлось предварительно обзвонить каждого из родителей, убеждать, насколько это важно для ребенка, предлагать возможные варианты блюд.

Вывод: родители в основной массе тяжелы на подъем, поэтому, чтобы добиться результата в работе с ними, нужно договариваться не через ребенка, а непосредственно с самим родителем. Это, конечно, требует много времени, но дает положительный результат.

Еще одна новая форма работы, которая использовалась мною в работе с родителями – это обсуждение телепередач, которые посвящены проблемам воспитания (“Няня, спешит на помощь”, “Суперняня”). Родители активно обсуждали скорее не методы воспитания, предлагаемые в этих передачах, а реальность результата. Очень активно отрицал возможность быстрого результата папа Даниила. Считаю, что это очень хорошо, так как факт просмотра им этих передач очевиден. Если он их посмотрел, то он заинтересован в воспитании своего сына, ищет какие-то пути по решению проблем, возникающих в процессе воспитания. Бабушка Риты, наоборот, относится очень позитивно к показу таких передач. Она на конкретных примерах рассказала о том, как они помогли ей в воспитании внуков, которых она воспитывает одна.

Вывод: данная форма работы эффективна, она привлекает родителей к получению новых знаний о воспитании ребенка из средств массовой информации. Но для того, чтоб она работала, педагогу заранее надо известить родителей о том, что такая тема будет обсуждаться, в повестке собрания указать канал, время, название передачи.

Работа с родителями – самая сложная на данный момент для меня деятельность в образовательном процессе. Проблема в том, что родители, отдав ребенка в школу, где есть группа продленного дня, стараются отстраниться от воспитания и обучения. Из 14 семей, по моим наблюдениям, в нашем классе очень серьезно относятся к воспитанию своих детей, уделяют им много времени только пять. Причем, в основном, детьми занимаются мамы. Но из этого вытекает вполне обоснованная закономерность: дети из этих семей успешны во всем – в учебе, во взаимоотношениях, в игровой деятельности и т. д. Следовательно, надо вести работу по разъяснению родителям этой закономерности.

Для реализации деятельности в классном коллективе в начале учебного года мною совместно с детьми был составлен план работы звеньев. Предварительно детям были объяснены функциональные обязанности членов каждого звена (спортивного, учебного, трудового, редколлегии). Каждый ребенок выбрал себе звено по интересам. По нашему плану звенья ежемесячно готовили по одному коллективно-творческому делу. Выполнение каждого дела фиксировалось звездочкой в классном уголке. Конечная цель для детей была такой: звено, заработавшее к концу года больше всех звездочек, пойдет в кинотеатр на просмотр фильма. Это было хорошим стимулом для детей.

Следует отметить, что такая форма работы с детьми очень их организовывает, развивает творческую активность, положительно влияет на сплочение детского коллектива.

Так, например, на январь редколлегией было запланировано интервью с сотрудниками школы на тему “Как заботятся у нас в школе о здоровье детей”, а в феврале они должны были выпустить стенгазету по итогам этого интервью. Это надо было видеть, как дети ходили с блокнотиками по школе, старательно записывали слова директора, медицинских работников. И газета получилась очень интересная. Наши корреспонденты нарисовали портреты тех, у кого брали интервью, а под ними написали то, о чем им рассказали сотрудники школы.

Посредством работы звеньев нам удавалось решать проблемы взаимоотношений в классном коллективе. Учебное звено во главе с командиром класса провело круглый стол “Как найти и не потерять друзей”. Эта тема в процессе беседы плавно перешла в обсуждение вопроса “Есть ли дружба в нашем классе”. Когда каждый ребенок высказал свое мнение, оказалось, что девочки считают, что нет, а мальчики, что есть. Заметив такую закономерность, мы стали выяснять, почему же так происходит. Сделали вывод, что мальчики дружнее между собой, что, наверное, мужская дружба крепче. В итоге, мальчики дали советы девочкам, как быть дружнее. Как ни странно, это подействовало. Девочки действительно стали меньше ссориться.

В феврале учебное звено подготовило и провело игру “Такси”. Дети расставляли стулья, как сиденья в машине, искали интересные вопросы для игры. После ее проведения мы анализировали, правильно ли они подобрали вопросы по сложности для каждого тура. Ребятишек очень заинтересовала сама организация, ведь они садились в машину, ведущий четко объяснял правила: за какие вопросы сколько денег они заработают, какие три подсказки могут взять. Когда нужно было взять подсказку “Звонок другу”, они по-настоящему звонили по сотовым телефонам своим родителям.

После проведения этой игры учебным звеном, в классе начался целый ажиотаж. Особенно заинтересовались ею мальчишки. Они готовили вопросы, занимали очередь, кто следующим проведет игру “Такси”. Что характерно, вопросы готовили дети, которые не совсем успешны в учебе: Вадим Б., Саша Б. Они приносили вопросы, написанные на нескольких листах. Дети раскрывались благодаря этой игре. Те, кто по своей инициативе подготовил и провел игру, отмечались на Доске Почета, которая остается в нашем классе формой отслеживания индивидуальных достижений ребенка.

На конец года были звание “Чемпион Доски Почета” было присвоено трем учащимся по количеству хороших дел, которые они совершили. Эти дела фиксируются под фотографией ребенка – приклеиваются друг на друга листочки бумаги, на которых делаются записи. Например: “Провел игру “Такси”, “ Сделал своими руками игрушку и подарил детям дошкольной группы” и т. д.

Работа над проектом “Постановка пьесы “Весна и Северный Ветер” велась в течение всего учебного года. Сначала с детьми были определены на классном часе цели, которые записывались мною со слов детей. Потом были определены этапы. Все согласовывалось с родителями, которые закупали материал для пошива костюмов. Результат – выступление перед дошкольными группами, перед школьниками и перед родителями на родительском собрании. В конце года – анализ выступлений на классном часе, обсуждение недостатков и достоинств спектакля. Выяснили, что для выступления в доме престарелых спектакль еще не достаточно отработан. Решили продолжить работу в следующем учебном году.

Результаты обследования психолога

1. Результат анкетирования “Индекс групповой сплоченности” “Психологический климат в классе” (конец мая 2007 года)

В анкетировании приняли участие 14 учеников (100 %). Наивысшую оценку своему коллективу не дал никто из учеников. Наиболее высоко оценивают класс 21% учащихся. Эти дети имеют и достаточно высокий социометрический статус. Индекс групповой сплоченности, имеющий среднее значение, присвоили своему коллективу 28% детей. Они в основном не видят большой разницы и считают отношения в своем коллективе “примерно такими же, как и в большинстве других”. Индекс групповой сплоченности со значением ниже среднего присвоили своему классу 36% учащихся (все девочки). Минимальное значение индекса присвоили своему коллективу двое мальчиков – 14%, один из которых по результатам социометрического опроса, занимает роль предпочитаемого, а второй – пренебрегаемого.

Таким образом, половина детей показали результаты, свидетельствующие о низкой групповой сплоченности коллектива в единое целое.

В связи с этим было проведено дополнительное анкетирование детей, которое так же было направлено на изучение психологического климата в классе и взаимоотношения между членами коллектива.

На первый вопрос анкеты: “Как ты считаешь, у вас в классе большинство одноклассников:

А) хорошие и добрые люди – не ответил никто;

Б) в классе есть всякие – и хорошие, и не очень – ответили 64% детей;

В) большинство одноклассников – не очень приятные люди – ответили 36% (это те ученики, которые дали низкое значение индекса групповой сплоченности)”.

На второй вопрос анкеты, где из двух ответов необходимо было выбрать один: “В твоем классе 1. ученики с уважением относятся друг к другу, или 2. в классе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению другого”, все учащиеся единогласно придерживаются второго мнения.

На самую высокую ступень ставят свой коллектив трое ребят, на самую низшую - один ребенок, остальные 10 детей располагают свой коллектив где-то в середине лестницы.

Никто из учеников не считает, что в классе преобладают доброжелательные и теплые отношения. Вместе с тем 64% детей утверждают, что в классе преобладают конфликты и ссоры, и 36% детей говорят о том, что в классе “каждый сам по себе”.

Несмотря на это все же большинство детей (64%) не хотели бы перейти в другую школу или класс. Трое детей не определились в этом отношении, и двое хотели бы сменить школу.

2. Результаты социометрического опроса, проведенного в мае 2007 года во втором классе.

В опросе участвовало 14 учащихся. В коллективе два явных лидера, один из которых прежний - Саша М., а второй – Марина К., которая несколько потеснила с этих позиций Илью С. Необходимо отметить, что численность зоны “предпочитаемых” пополнилась. В зоне “пр6енебрегаемых” изменений не произошло. Непопулярность данных детей, скорее обусловлена результатами учебной успеваемости этих детей и некоторыми особенностями развития. (Примечание учителя: социометрия дана в сравнении с началом 1 класса. Далее см. таблицу, где социометрия дана в сравнении с концом 1 класса.)

  Звезды Предпочитаемые Пренебрегаемые Изолированные
Конец 1 класса 3 4 6 -
Конец 2 класса 2 9 3 -

3. Результаты обследования уровня тревожности, проведенного в мае 2007 года.

Детей с высоким уровнем учебной тревожности - нет, с высоким уровнем самооценочной тревожности – нет, с высоким уровнем межличностной тревожности – 5 человек, что составляет 36 %.

Результаты обследования учителя

В конце учебного года в первом классе и в конце 2 класса мною было проведено тестирование детей по методике Р. С. Немова “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”, результаты которого представлены в данной таблице.

Вопрос

Все - в, большинство – б, половина – п. Меньшинство - м, никто - н.
1 класс 2 класс 1 класс 2 класс
1. Свои слова подтверждают делом пппвбппп

8

ппбпп

5

мнн

3

ммнммм

6

2. Все вопросы решают сообща впббввв

7

пбпвп

5

нмм

3

нннммм

6

3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом пбпппвв

7

впбппппв

8

ммм

3

ммм

3

4. Радуются успехам товарищей вбпббббб

8

пппвппб

7

нмн

3

ммнм

4

5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов пввпвб

6

впбп

4

мммм

4

ммнммм

м 8

м

6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности вбвбвббв

8

бппвппвв

7

мннм

4

мннн

4

7. Знают задачи, стоящие перед классом вввпвввввп

В 10

вппббвбвв

9

н

1

ммм

3

8. Требовательны к себе и другим вппбппбб

8

пвпбппб

7

ммм

3

мммн

4

9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива вббвпввпв

б 10

пввпб

5

м

1

ннммнм

6

10. Принципиально оценивают успехи коллектива пбббпвбпп

б 10

вбббпвпбп

пп 11

н

1

0
11. Искренне огорчаются при неудаче товарища вппппвв

7

пвбппвбп

8

мннн

4

ннм

3

12. К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования ббьппв

6

бппппп

в 7

ннмнм

5

нмнм

4

13. Самостоятельно исправляют и выявляют недостатки в работе пппбпб

6

пвпбвбвв

8

мнннм

5

нмн

3

14. Знают итоги работы коллектива вбвпвввп

8

ввпвввбп

впп 12

ммн

3

-
15. Сознательно подчиняются дисциплине пббб

4

вбпв

4

ммммммм

7

мнммнмн

7

16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса бвпбвбпввб

10

бпбвв

5

м

1

ннмммм

6

17. Одинаково оценивают общие неудачи бпбвввп

7

бппппв

6

ннмм

4

нммнм

5

18. Уважают друг друга вббббвв

7

ппвппвб

7

ммм

3

мнн

3

19. Радуются успеху новичков из других классов ппбпвп

6

пппбб

5

нмнмм

5

нмммнм

6

20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива вббвбппп

8

ввппп

5

ммм

3

мнммнм

6

21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов бпп

3

пбппп

5

нмнннмнн

9

нммнмн

6

22. По-хозяйски относятся к общественному добру впббвб

6

ппвбпп

6

ммммн

5

мммнм

5

23. Поддерживают принятые в классе традиции вбвввбвп

8

пбпвпбвв

8

ммн

3

ннм

3

24. Одинаково оценивают справедливость наказаний вбббппв

6

впвпп

5

нммм

4

нммммн

6

25. Поддерживают друг друга в трудную минуту бпбппп

6

бппп

4

мнммм

5

нмнмммн

7

26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов пбппвппбб

9

бпвпппбв

8

нм

2

ннм

3

27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях бвбвбвбвп

9

пбпппбб

7

нм

2

ннмм

4

28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга пбпппбвввв

10

впвпввп

7

н

1

мнмн

Из таблицы можно сделать вывод, что во втором классе дети дают более низкую оценку коллектива, нежели в первом. Это можно объяснить тем, что дети повзрослели, научились оценивать ситуации и поступки, анализировать их.

Помимо этого, если отследить ответы на вопросы, которые касаются задач, стоящих перед коллективом, успехов класса, планов и итогов, выполненной работы, традиций, то можно увидеть закономерность, что и в первом, и во втором классе дети дают высокую оценку коллективу. Считаю, что это результат работы с детьми по самоуправлению через классный уголок.

По уровню оценки детей коллектива я разделила их на группы:

Очень критично оценивают коллектив в сравнении с 1 классом Рита, Даниил
Средний уровень оценки коллектива Ульяна, Андрей, Саша.
Достаточно высокий уровень оценки коллектива, но снизился в сравнении с 1 классом Соня, Юля, Саша.
Оценка коллективной деятельности высокая, а межличностных отношений - низкая Даша, Никита
Высокая оценка по всем параметрам Вадим

Но из таблицы, составленной по результатам тестирования по методике Р. С. Немова можно проследить и проблему, обозначенную психологом. Дети низко оценивают коллектив, когда дело касается межличностных отношений в нем. Еще немаловажное значение имеет возраст учащихся, их небогатый словарный запас. Возможно, они в тестах не понимают значение некоторых слов и выражений и отвечают наобум. Таким образом, результаты данного анкетирования свидетельствуют не в пользу благоприятного климата в коллективе, эти результаты ниже, чем те, которые были получены аналогичным образом в прошлом году. Данная ситуация может объясняться тем, что ребята повзрослели, и уровень их рефлексивных навыков повысился, появилась определенная критичность в суждениях. С другой стороны, возрастные особенности младших школьников таковы, что “у каждого очень велики притязания на значимое место в учебе и общении, и притязающему на признание ребенку очень сложно порадоваться успешному или сопереживать неуспешному”, в силу чего при оценивании друг друга дети могут давать заниженные оценки. В дальнейшем в воспитательной работе с детьми следует, по рекомендациям психолога, сделать акцент на развитии у детей таких высокоценных для коллектива качеств, как эмпатия и толерантность.

Тем не менее, проблема в ходе обследования психологом и учителем, выявлена. Над нею я буду работать в следующем учебном году.

По результатам уровня воспитанности (по Н. П. Капустину) было выявлено, что уровень воспитанности учащихся немного снизился в сравнении с 1 классом. Это говорит о том, что дети более строго стали, относится к оцениванию себя как личности.