Цели урока:
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
- продолжить формирование умений по нахождению корней тригонометрических уравнений, по использованию свойств тригонометрических функций при решении уравнений и преобразовании выражений;
- развивать у учащихся умения сравнивать, находить аналогии, предсказывать и предвидеть практический результат на основании теоретических суждений, образное мышление, способность к рефлексии;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение общаться.
Тип урока: проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.
Логика учебного занятия: мотивация – самостоятельное выполнение заданий – контроль – анализ – оценка – коррекция – рефлексия.
Оборудование: стенд “Сегодня на уроке”, цели и план в виде схемы, мультивидеопроектор, презентация задач, схема классификации тригонометрических уравнений, карточки – инструкции, карточки для домашней работы, справочники, листы учета знаний.
План урока.
- Организационный момент. Мотивация.
- Домашнее задание.
- Устная работа.
- Проверка домашнего задания с помощью таблицы классифицирующей тригонометрические уравнения.
- Работа в группах 1 состава с динамическими блоками.
- Презентация задачи, решенной несколькими способами.
- Дифференцированная самостоятельная работа в группах 2 состава.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Ход урока.
1.Орг.момент. Здравствуйте! Кого сегодня нет в классе? Ребята, надеюсь вы в хорошем настроении? Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: “ Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзаменов.
Сегодня урок посвящен, можно сказать, отдельному предмету “Тригонометрия”. Но в основном мы повторим, обобщим и приведем в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений. Надо сказать, что именно тригонометрические задания вызывают затруднения при сдаче экзаменов, такой вывод сделала комиссия, которая проводила анализ ошибок по ЕГЭ.
2.Домашнее задание:
п.3,п.п.8-11,повторить теорию; принести домашние тесты, индивидуальная работа по карточкам из 12 уравнений (выбор по желанию) все карточки разноуровнего содержания (см. приложение№2), по профориентационной направленности .
Иду на экзамен
1.(МГУ, факультет мехмат)
Решите уравнение: 6sin x cos 2x = - 7sin 2x
2.(МГУ, факультет почвоведения)
Найдите все значение параметра а, при которых
уравнение
cos 2y + 4 a cos y + 2 a + 1 = 0, не
имеет решений.
3.(МГУ, факультет фундаментальной медицины)
Решите уравнение: sin x + cos x = cos 2x (1- 2sin 2x)
4.( БелГу, физмат)
Решите уравнение: tg (x + 1) ctg (2x + 3) = 1
5.( БелГу, информ.)
Решите уравнение: sin 2x + 2 ctg x = 3
Сейчас учащийся познакомит вас с историей развития тригонометрии. Сообщение с просмотром видеофрагментов по теме выступления.
3. Устная работа: по заданиям в индивидуальных папках (отмечайте верные шаги в листах учета на каждом этапе урока)
Ф.И учащегося
№ | Название этапа | Количество верных шагов | Оценка | Оценка |
1 | Устная работа | |||
2. | Классификация тригонометрических уравнений | |||
3.
|
Динамичные блоки уравнений |
|||
4. | Презентация задач | |||
5.
|
Дифференцированная самостоятельная работа | |||
6. | Нестандартные задачи |
4. Проверка домашнего задания. Ребята, дома вы должны были классифицировать тригонометрические уравнения с помощью таблицы (таблица прилагается). Учащиеся обмениваются домашними тетрадями, на экране верное распределение по типам, методам решений идет взаимопроверка и снова верные шаги заносятся в лист учета своему соседу.
5. Работа с динамическими блоками. Давайте поработаем в группах 1 состава. Руководитель группы подходит к столу и выбирает себе карточку того цвета, которая соответствует уровню знаний его группы (розовый цвет – обязательные результаты, желтый – средний уровень, голубой – высокий уровень, фиолетовый – очень высокий)
Обратимся к динамическим блокам на сравнение, обобщение, выделение главного, раскрытие идей решения некоторых уравнений, предупреждение возможной ошибки, выделение общего алгоритма и т. д.
Вопрос к блоку№1: О чем идет речь? Что особенное?
? ОСОБЕННОЕ! |
|||
1 | sin x = 3/2 | 2 | tg (2x – /4) = 3/3 |
3 | cos x/2 = a + 1 | 4 | ctg 3x = – 3 |
Вопрос к блоку №2: Почему здесь употребляются два слова “нельзя и можно”?
? ОСОБЕННОЕ! |
|||
1 | sin x = 3/2 | 2 | tg (2x – /4) = 3/3 |
3 | cos x/2 = a + 1 | 4 | ctg 3x = – 3 |
Вопрос к блоку №3: О чем говорит этот блок уравнения (лишнее, но!)
? ЛИШНЕЕ, НО! |
|
1 | 2sin 2x + 5sin 2x – 3 = 0 |
2 | 6sin x + 4sin x cos x = 1 |
3 | 3tg x + 5ctg x = 8 |
4 | 2sin x/3 + 5cos x/3 + 1 = 0 |
Вопрос к блоку №4: Найдите лишнее уравнение и раскройте идею его решения.
A)
1 |
sin 4x – sin 2x = 0 |
2 |
arcsin (x + 1) = /6 |
3 |
5cos x + 4cos x = 0 |
Б)
1 |
2cos 3x + 4sin x/2 = 7 |
2 |
3 cos x + sin x = 2 |
3 |
cos x + 3 sin x = 1 |
После того как руководители групп защитили свой динамический блок, учитель задает вопросы:
Учитель: назовите главный ключевой блок уравнений?
Ответ: блок простейших уравнений, т.к. решение всех остальных уравнений сводится к решению простейших.
Учитель: назовите алгоритм решения 2 уравнения из блока №3.
Ответ: сведение к одноименному уравнению; замена переменной; решение квадратного уравнения; решение простейших тригонометрических уравнений.
(Заполните листы учета знаний)
Учитель: теперь поработаем в группах второго состава.
6. Презентация задачи:
Учитель: представляется группа учащихся, создавшая презентацию двух задач, решенных несколькими способами. Пять учеников класса, получили домашнее задание из двух задач, представленных в БЕЛГУ и МГУ на вступительных экзаменах. Необходимо предложить как можно больше способов их решений. Трое из группы нашли 3 способа решения первой задачи, а другие два ученика нашли два способа решения второй задачи (см. приложение №3)
7. Дифференцированная самостоятельная работа: в группах 2 состава (через копирку с самопроверкой).
На экране задания групп А, Б, В.
Группа А
1. 2 cosx +3sinx=0
2. sin2x+sinx=0
Группа Б
1. 2sinx+cos2x=sin2x
2. sin7x+cos4x=sinx
Группа В
1. cos2xcosx=cos3x
2. 3cosx+sinx=2
Нестандартное уравнение: cos 5x + cos 3x = 2
Учащиеся выбирают по желанию задание. Кроме двух заданий дается дополнительное наиболее сложное (нестандартное). После сдачи самостоятельных работ один экземпляр остается у учащихся, на экран проецируются решения, а дополнительное задание решается учеником на скрытой части доски
ОТВЕТЫ:
Группа А
1. x = (-1) k+1 /6 + k, k Є Z.
2. x = ± 2 /3 + 2 n, n Є Z.
Группа Б
1. x = /4 + n, n Є Z.
2. x = (-1) k+1 /18 + k, k Є Z
Группа В
1. x = n/2, n Є Z
2. x = n/6 + 2 n, n Є Z.
Ответ на нестандартное уравнение: 2 n, n Є Z
Идет проверка. Представляется учащимся на доске нестандартная задача.
Во время выполнения самостоятельной работы, возможным было обращение за помощью внутри группы, пользование справочниками, карточками – инструкциями, например:
Карточка 1.
( карточка – инструкция).
Задание 1. Решите уравнение
sin x – 9sin ( – x) +8 = 0
Инструкция по выполнению задания:
- Рассмотрите заданное уравнение, выясните, нельзя ли применив известные формулы.
- Постарайтесь определить вид уравнения: является ли оно простейшим тригонометрическим уравнением, уравнением, сводящимся к квадратному и пр.
- В зависимости от вида уравнения, примените формулу корней тригонометрического уравнения или замените его квадратным уравнением, или выполните другое преобразование.
- Запишите ответ.
Вариант объяснения решения:
1. Заданное уравнение можно упростить, применив формулу приведения. Уравнение примет вид:
sin x – 9 sin x + 8 = 0
2. После упрощения получим квадратное уравнение относительно sin х.
3. Решим квадратное уравнение у - 9у + 8 = 0 ( где у = sin x), получим, что у = 1 или у = 8.
4. Возвращаясь к переменной х, имеем два простейших тригонометрических уравнения:
sin x = 1 или sin x = 8.
5. Решаем по формуле корней тригонометрического уравнения:
а) sin x = 1, значит х = /2 + 2k,
где k Є Z/
б) sin x = 8, уравнение не имеет решений, так как ¦sin x ¦
1
6. Решением уравнения будут числа вида
Х = / 2 + 2k, k Є Z
Задание 2.
Cos x – 2 sin ( / 2 + x ) – 3 = 0
( выполнение задания самостоятельно.)
8.Итог урока. Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Произвели классификацию тригонометрических уравнений, выделили ключевое тригонометрическое уравнение, алгоритм решения уравнений, отработали его применение на отдельных примерах, познакомились с исторической справкой, увидели презентацию задач, решенных несколькими способами.
Оценивание учащихся с помощью листа знаний. Подсчет верных шагов. Выставление оценок.
Урок окончен. Спасибо за урок.
9.Рефлексия урока. Каждый ученик, выходя из класса, выбирает себе домашнее задание и отмечает на диаграммах, изображенных на доске, свое личное отношение к уроку и взаимоотношение в группах.