Цели:
- образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
- развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом.
- воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры.
Вступление (3 минуты)
Приложение 1. Слайд 1.
Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до нас предметы быта сохранили живое дыхание истории, прикосновение к ним – это приглашение в увлекательное путешествие. Пункт назначения нашего путешествия – XVII век.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (7 минут)
Историю и культуру творят люди: богатые и бедные, облечённые властью и совершенно бесправные, то есть, представители разных сословий. Повторим предыдущую тему «Сословия в XVII веке».
Приложение 1. Слайд 2.
Тест 1. Найдите ошибки в тексте:
В XVII позиции дворян были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало боярство. Введение местничества окончательно лишило дворян возможности быстрого продвижения по службе.
Приложение 1. Слайд 3.
Правильный текст: В XVII позиции бояр были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало дворянство. Отмена местничества в 1682 году дала дворянам возможность быстрого продвижения по службе.
Тест 2. Кто из представителей сословий является лишним в этом ряду?
Правильный ответ: лишний – крестьянин, так как все остальные – городские жители.
2. Изучение нового материала
- Работа с инсталляцией (10 минут)
Крестьянский быт – это большая тема в истории культуры. Сегодня мы рассмотрим отдельные фрагменты повседневной жизни крестьян, используя возможности кабинета истории.
Каждая группа получает задание для работы с инсталляцией.
Инсталляция 1. Выберите предмет, который использовался для освещения жилища. Каким образом?
Решение задачи: это светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
Инсталляция 2. Какие продукты (из тех, что представлены в инсталляции) не могли быть на столе россиянина в XVII веке. Что готовили из оставшихся продуктов?
Решение задачи: картофель появляется в России только в XVIII веке. Остальные овощи чаще всего па?рили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда, поэтому возникла поговорка: «проще пареной репы».
Инсталляция 3. Как называется предмет? Определите его назначение.
Решение задачи: это сельскохозяйственное орудие труда, которое называется цеп. Цеп использовался для обмолота зерна.
Инсталляция 4. Расположите друг против друга растения и продукты из них.
Решение задачи: колосья ржи – каравай чёрного хлеба; колосья пшеницы – каравай белого хлеба; стебли льна – волокно, из которого пряли нить, а затем ткали полотно.
- Работа с презентацией (15 минут)
Крестьянская жизнь текла медленно. Новое быстрее проникало в быт горожан. Отправимся в Москву вместе с иностранными послами.
Слайд. А. М. Васнецов. Мясницкие ворота (Москва XVII века)
В тот же день послы записали свои первые впечатления.
Задание.
В пяти-шести предложениях опишите, какой гости увидели Москву XVIIвека.
Примерный ответ: Русская столица – большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Богатый человек носит цветную одежду из дорогих тканей, а передвигается по городу в расписном возке, запряжённом несколькими парами лошадей. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами. Церквей в Москве не счесть. Много богатых каменных палат, но большинство москвичей живут в деревянных хоромах, которых в столице более половины.
Действительно, даже состоятельные горожане предпочитали жить в деревянных домах, особенно зимой: тепло и привычно. Войдём в горницу традиционного русского дома.
Слайд. В горнице древнерусского дома
Удивительное впечатление тепла и уюта. Здесь очень много подробностей и непривычных предметов убранства. Остановим наше внимание на самом главном.
В слайде последовательно выделяются отдельные объекты и выслушиваются предположения учащихся по поводу их назначения и особенностей.
Объект 1.
«Печь с лежанкой изразцовой». Уточним: изразец – керамическая плитка, покрытая цветным узором, которую использовали для облицовки печей (кафель); лежанка – спальное место для детей и стариков;
Объект 2. Художественно-оформленный светец.
Объект 3. Окна, в которые вставлены разноцветные кусочки полупрозрачной цветной слюды. Одно из окон закрыто ставней. В XVII веке ещё не знали двойных рам, поэтому зимой приходилось часть окон закрывать наглухо.
Объект 4. Иконы в красном углу. В красный угол всегда сажали самого почётного гостя.
Объект 5. Обязательный предмет мебели – сундук. В этом сундуке хранится приданое, предназначенное для свадьбы дочери. В данный момент, видимо, происходит примерка нарядов и украшений.
Вопрос.
Имеются ли в горнице предметы, назначение которых вам непонятно? (Учащиеся по очереди с места лазерной указкой показывают заинтересовавший их предмет или деталь. Далее следуют комментарии учителя).
Вопрос. Предположите, каким был уровень достатка людей, живших в этом доме?
Примерный ответ: Просторная горница, изразцовая печка, окна со вставками из цветной слюды, многочисленные и красивые предметы быта говорят нам о том, что в этом доме жили весьма состоятельные люди. Одежда богатых сословий, в отличие от простонародья, тоже была более разнообразной.
Приложение 1. Слайд 4.
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом-запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник - вид женской одежды, в зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.
Слайд. В горнице древнерусского дома 2
Вопрос. Что изменилось в убранстве древнерусского дома в XVII веке?
Предполагаемые ответы: кресло, скамейка-банкетка европейской работы; на стене картины; на столе привозная посуда.
Добавим, что в интерьере богатых домов можно было увидеть зеркала, часы, географические карты, шахматы. Постепенно новое проникало в быт богатого купечества.
Слайд. А. Рябушкин. Семья купца
(Закрепление изученного материала: в слайде последовательно выделяются те элементы мужского и женского костюма, о которых говорилось выше).
Вопрос. Какие изменения происходят в женском костюме?
Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя.
Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения.
Слайд.
Карта, демонстрирующая расширение торговых связей России с европейскими государствами и со странами востока. Торговые связи – основной фактор изменений в бытовой культуре городских сословий.