Урок русского языка в 4-м классе по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Тема: обобщение изученного о глаголе.

Цель:

  • обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении,

  • закрепить правописание безударных личных окончаний глагола;

  • развивать устную и письменную речь; внимание; мышление;

  • воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.

Оборудование: кроссворд, опорные схемы и таблицы, карточки с пословицами, карточки с названиями станций, рисунок яблони; яблоки, цветы, листья, выполненные из бумаги (на каждого ученика), “светофоры”, учебник “Русский язык”, часть 2 (Т.Г.Рамзаева)

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Ученик:

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: “Глагол”. Мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети – со словами. Помогут нам в сегодняшней работе произведения устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям, и почему они так называются?

(К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста).

2. Минутка чистописания.

- Начинаем нашу работу с минутки чистописания.

_Дд__радость_____________________________________________________________

(Пишем за учителем)

- От чего мы испытываем радость?

(От хорошего настроения, от результатов своей работы)

- Да, вы правы. Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Запишите предложение:

Где труд, там и радость.

- Что мы записали? (пословицу)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Работа приносит нам радость, особенно, если результаты работы хорошие).

- Подберите однокоренные слова к слову “радость”. (ответы детей)

На доске: радостный              радостно                   радовать

- Что вы скажете про последнее слово?

(Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, имеет суффикс – ть.)

- Почему он так называется?

(У него нельзя определить время, число, лицо)

- Устно образуйте глаголы настоящего времени.

(Радую, радует, радуются)

- А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

- часть речи

- обозначаю действие предмета

Я - отвечаю на вопросы: что делает? Что сделает? и др.

- изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр.вр.)

- имею начальную форму

- в предложении чаще бываю сказуемым

- Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе.

3. Словарная работа.

- В городе Слов нужно бережно и внимательно относиться к словам и уметь правильно их употреблять и писать. Отгадайте пропущенные слова в пословицах и запишите их.

(Словарную работу проводит первый ряд. Дети по очереди читают пословицы, вставляют пропущенные слова и комментируют их. Имена существительные записываются в именительном падеже.)

1. Много (желать) – добра не видать.

2. Не спеши (языком), торопись делом.

3. За двумя (зайцами) погонишься, ни одного не поймаешь.

4. (Мороз) невелик, а стоять не велит.

5. Доброе братство дороже (богатства).

6. У работающего в руках дело огнем (горит).

7. Кто (вчера) солгал, тому и (завтра) не поверят.

8. (Месяц) светит, да не греет.

9. Не (одежда) красит человека, а его добрые дела.

4. Повторение. Станция “Вспоминайка”.

- Запишите пословицу:

прил. Сущ. п сущ. ч. гл. с. п. сущ. ч. гл.

Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. (пов., невоскл., распр., с одн. чл.)

- С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой? К какой части речи относятся эти слова?

Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

5. Станция “Угадайка”.

- Следующая наша остановка на станции “Угадайка”. Вы узнаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1 лица единственного числа глаголами неопределенной формы.

- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Что делать? Что сделать?)

(ЗАПИСЬ ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ В КРОССВОРДЕ И В ТЕТРАДЯХ. У ДОСКИ РАБОТАЕТ 1 УЧЕНИК.)

1) прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

П

Р

О

С

И

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Т

Ь

С

О

Б

Р

А

Т

Ь

П

О

Н

Я

Т

Ь

 
 

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

Т

Е

Р

Е

Т

Ь

 

П

О

Д

Н

Я

Т

Ь

Л

О

В

И

Т

Ь

 

Б

Е

Р

Е

Ч

Ь

 

- Как же изменяются глаголы?

- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.

(Ответы)

6. Станция “Здоровье”. Физкультминутка.

- Мы прибыли на станцию “Здоровье”, здесь отдохнем и отправимся дальше.

Я буду показывать глаголы из кроссворда. Если глаголы 1-го спряжения – приседаем, если 2 – го спряжения – встаем, поднимая руки вверх. Не забывайте про глаголы – исключения.

7. Станция “Словознайка”.

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: “Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками”.

- Какие пословицы со словом “время” вы знаете?

(Делу - время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь.)

- Произведем фонетический разбор слова “время” устно.

Время – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени … глаголов.

Инсценировка.

Учительница спросила Лентяйкина.

- Если я говорю:

“Я умываюсь, ты умываешься,

он умывается, мы умываемся,

вы умываетесь, они умываются”.

Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь ответил:

- Утро!

- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (в настоящем)

- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?

(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)

- Из пословиц, записанных на доске, выберите глаголы и запишите их по временам в три столбика, выделите окончания.

На доске:

Смелый находит,

поговорим ладком.

Сядем рядком,

Кто много видел и слышал,

Терпение и труд

лень портит.

Труд кормит,

робкий теряет.

тот много знает.

все перетрут.

(Проверка. Один ученик “собирает” пословицы у доски, другой с места читает выписанные глаголы.)

8. Станция “Закрепляйка”.

- Итак, мы на острове “Закрепляйка”. Вспомните, что называется пословицей?

(Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом ,это умное, мудрое слово)

- Какие у нее признаки?

(Серьезное настроение, совет, наставление, поучение)

- Пословицы помогают нам запоминать слова, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц и правильно их записывать.

а) индивидуальная работа (на карточках) – 4 человека

Карточка 1.

Спишите предложения, заменяя глаголы 2 – го и 3 – го лица множественного числа глаголами во 2 – ом лице единственного числа. Выделите личные окончания глаголов, проверьте их.

ОБРАЗЕЦ: Раньше начнешь – раньше и кончишь.

1. Раньше начнут – раньше и кончат. 2. Поспешат – людей насмешат. 3. Что заслужат, то и получат. 4. Без труда не вынете и рыбку из пруда. 5. Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдете. 6. Что посеют, то и пожнут.

б) коллективная работа (упражнение 473)

- Прочитайте задание.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (определить спряжение)

- Запишем пословицы с комментированием (по 1 пословице).

- А теперь проверим, как справились ребята с заданием на карточке.

ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОМОЩЬЮ “СВЕТОФОРОВ”.

9. Домашнее задание.

- Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц.

10. Станция “Итоговая”. Выставление оценок.

- Что же мы повторяли сегодня о глаголе?

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было трудным? А что интересным?

Сегодняшнее путешествие по городу Слов заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
  • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.

- Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов. Спасибо за урок.