Тема: обобщение изученного о глаголе.
Цель:
обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении,
закрепить правописание безударных личных окончаний глагола;
развивать устную и письменную речь; внимание; мышление;
воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок.
Оборудование:
кроссворд, опорные схемы и таблицы, карточки с пословицами, карточки с названиями станций, рисунок яблони; яблоки, цветы, листья, выполненные из бумаги (на каждого ученика), “светофоры”, учебник “Русский язык”, часть 2 (Т.Г.Рамзаева)Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.
Ученик:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.
- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: “Глагол”. Мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети – со словами. Помогут нам в сегодняшней работе произведения устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям, и почему они так называются?
(К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста).
2. Минутка чистописания.
- Начинаем нашу работу с минутки чистописания.
_Дд__радость_____________________________________________________________
(Пишем за учителем)
- От чего мы испытываем радость?
(От хорошего настроения, от результатов своей работы)
- Да, вы правы. Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Запишите предложение:
Где труд, там и радость.
- Что мы записали? (пословицу)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Работа приносит нам радость, особенно, если результаты работы хорошие).
- Подберите однокоренные слова к слову “радость”. (ответы детей)
На доске: радостный радостно радовать
- Что вы скажете про последнее слово?
(Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, имеет суффикс – ть.)
- Почему он так называется?
(У него нельзя определить время, число, лицо)
- Устно образуйте глаголы настоящего времени.
(Радую, радует, радуются)
- А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.
- часть речи
- обозначаю действие предмета
Я - отвечаю на вопросы: что делает? Что сделает? и др.
- изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр.вр.)
- имею начальную форму
- в предложении чаще бываю сказуемым
- Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе.
3. Словарная работа.
- В городе Слов нужно бережно и внимательно относиться к словам и уметь правильно их употреблять и писать. Отгадайте пропущенные слова в пословицах и запишите их.
(Словарную работу проводит первый ряд. Дети по очереди читают пословицы, вставляют пропущенные слова и комментируют их. Имена существительные записываются в именительном падеже.)
1. Много (желать) – добра не видать.
2. Не спеши (языком), торопись делом.
3. За двумя (зайцами) погонишься, ни одного не поймаешь.
4. (Мороз) невелик, а стоять не велит.
5. Доброе братство дороже (богатства).
6. У работающего в руках дело огнем (горит).
7. Кто (вчера) солгал, тому и (завтра) не поверят.
8. (Месяц) светит, да не греет.
9. Не (одежда) красит человека, а его добрые дела.
4. Повторение. Станция “Вспоминайка”.
- Запишите пословицу:
прил. Сущ. п сущ. ч. гл. с. п. сущ. ч. гл.
Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. (пов., невоскл., распр., с одн. чл.)
- С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой? К какой части речи относятся эти слова?
Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
5. Станция “Угадайка”.
- Следующая наша остановка на станции “Угадайка”. Вы узнаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1 лица единственного числа глаголами неопределенной формы.
- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
(Что делать? Что сделать?)
(ЗАПИСЬ ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ В КРОССВОРДЕ И В ТЕТРАДЯХ. У ДОСКИ РАБОТАЕТ 1 УЧЕНИК.)
1) прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.
П |
Р |
О |
С |
И |
Т |
Ь |
Т |
Е |
Р |
П |
Е |
Т |
Ь |
С |
О |
Б |
Р |
А |
Т |
Ь |
П |
О |
Н |
Я |
Т |
Ь |
|
Б |
Е |
Ж |
А |
Т |
Ь |
|
Т |
Е |
Р |
Е |
Т |
Ь |
|
П |
О |
Д |
Н |
Я |
Т |
Ь |
Л |
О |
В |
И |
Т |
Ь |
|
Б |
Е |
Р |
Е |
Ч |
Ь |
- Как же изменяются глаголы?
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.
(Ответы)
6. Станция “Здоровье”. Физкультминутка.
- Мы прибыли на станцию “Здоровье”, здесь отдохнем и отправимся дальше.
Я буду показывать глаголы из кроссворда. Если глаголы 1-го спряжения – приседаем, если 2 – го спряжения – встаем, поднимая руки вверх. Не забывайте про глаголы – исключения.
7. Станция “Словознайка”.
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года)
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: “Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками”.
- Какие пословицы со словом “время” вы знаете?
(Делу - время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь.)
- Произведем фонетический разбор слова “время” устно.
Время – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени … глаголов.
Инсценировка.
Учительница спросила Лентяйкина.- Если я говорю:
“Я умываюсь, ты умываешься,
он умывается, мы умываемся,
вы умываетесь, они умываются”.
Какое это время?
Лентяйкин, не задумываясь ответил:
- Утро!
- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (в настоящем)
- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?
(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)
- Из пословиц, записанных на доске, выберите глаголы и запишите их по временам в три столбика, выделите окончания.
На доске:
Смелый находит, |
поговорим ладком. |
Сядем рядком, |
Кто много видел и слышал, |
Терпение и труд |
лень портит. |
Труд кормит, |
робкий теряет. |
тот много знает. |
все перетрут. |
(Проверка. Один ученик “собирает” пословицы у доски, другой с места читает выписанные глаголы.)
8. Станция “Закрепляйка”.
- Итак, мы на острове “Закрепляйка”. Вспомните, что называется пословицей?
(Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом ,это умное, мудрое слово)
- Какие у нее признаки?
(Серьезное настроение, совет, наставление, поучение)
- Пословицы помогают нам запоминать слова, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц и правильно их записывать.
а) индивидуальная работа (на карточках) – 4 человека
Карточка 1. Спишите предложения, заменяя глаголы 2 – го и 3 – го лица множественного числа глаголами во 2 – ом лице единственного числа. Выделите личные окончания глаголов, проверьте их. ОБРАЗЕЦ: Раньше начнешь – раньше и кончишь. 1. Раньше начнут – раньше и кончат. 2. Поспешат – людей насмешат. 3. Что заслужат, то и получат. 4. Без труда не вынете и рыбку из пруда. 5. Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдете. 6. Что посеют, то и пожнут. |
б) коллективная работа (упражнение 473)
- Прочитайте задание.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (определить спряжение)
- Запишем пословицы с комментированием (по 1 пословице).
- А теперь проверим, как справились ребята с заданием на карточке.
ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОМОЩЬЮ “СВЕТОФОРОВ”.
9. Домашнее задание.
- Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц.
10. Станция “Итоговая”. Выставление оценок.
- Что же мы повторяли сегодня о глаголе?
- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было трудным? А что интересным?
Сегодняшнее путешествие по городу Слов заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
- Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
- Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.
- Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов. Спасибо за урок.