Сегодня школа – это взаимодействующая со многими социальными институтами педагогическая система, о которой всё чаще говорят как о сфере услуг, а значит, всё чаще употребляют такие понятия, как “конкурентоспособность”, “сегмент рынка”, “образовательная услуга”, “реклама”. Поэтому маркетинговый аспект существования школы является одним из направлений оптимизации работы образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость определить понятие “имиджа школы”.
Имидж школы – эмоционально окрашенный образ учебного заведения, сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума.
Проблема предъявления результатов социуму (другими словами, проблема формирования позитивного имиджа школы) сегодня актуальна. Причин несколько: во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых городах) усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента.
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2” в образовательном пространстве МО “Город Алапаевск”:
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
|
Число учащихся МО “Город Алапаевск” | 4704 |
4405 |
4050 |
Число учащихся МОУ СОШ № 2 | 729 |
674 |
592 |
Количество школ, из них – средних | 15/12 |
15/12 |
14/12 |
Количество средних специальных учебных заведений |
4 |
4 |
4 |
Во-вторых, позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.
В-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, учащихся и родителей.
Наконец, устойчивый позитивный имидж создаёт запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам, а значит, есть возможность рассматривать и оценивать деятельность администрации, педагогического коллектива образовательного учреждения в области прикладной имиджелогии.
Школа, как любая организация проходит в течение своей жизни 4 стадии развития коллектива:
- Этап формирования.
- Этап утверждения на определённых позициях.
- Этап инновационной деятельности при стабильно прочном положении.
- Этап трансформации.
На итоговом педсовете (май 2006г.), сравнивая результаты самооценки коллектива с итогами внешней экспертизы, данной командой под руководством доктора педагогических наук Д.Ш. Матроса, мы пришли к выводу: наша школа переживает этап трансформации (который, по мнению психологов, приводит либо к отмиранию организации, либо к очередному витку). Отрадно, что наше образовательное учреждение развивается, толчком к этому развитию стали инновации: с 2005 года – это информатизация образовательного процесса.
И это сегодня, оглядываясь на опыт предыдущих лет, нам очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика.
А 10 – 5 лет назад мы полагали, что самим говорить о положительных результатах, это нескромно. Жизнь диктует свои правила игры. Пройдя тернистый путь формирования и представления положительного имиджа школы, мы можем предложить алгоритм его создания, который имеет такой вид:
- Определение социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе.
- Выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории.
- Конструирование имиджа школы, разработка стратегии его формирования.
- Непосредственное формирование имиджа школы.
- Контроль промежуточных результатов, корректировка.
- Мониторинг сформированного имиджа школы.
Мы предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа школы.
1 этап “Ломка стереотипов”, когда информация о жизни школы, класса, ученика стала достоянием общественности: и чистые в зелени школьные коридоры запестрели объявлениями, газетами, стендами, плакатами. “Информационный вакуум взорван!” - это была первая победа (всяк входящий в школу знал кто и чем живёт).
2 этап “Здравствуйте, это мы!” - под таким лозунгом участники образовательного процесса заявили о себе в сообществе города, округа, области: буклеты, бюллетени, материалы в СМИ, создание собственных фильмов о школе, Дни открытых дверей, педагогические ярмарки, чтения, методические семинары, участие и победы в конкурсах (на премию Главы МО “Город Алапаевск”, “Гриммаски-2005” в Томске, Фестиваль “Открытый урок-2006”). Вместе с уникальными, неповторимыми обычаями, традициями школы (спектакли на выпускных вечерах, Дни здоровья, турслёты, походы) позволили жителям города получит представление об образовательных услугах нашей школы, об отношениях в школе.
А педколлективу определить верность пути, по которому движется школа, осмыслить происходящие события, найти резервы и направления развития.
3 этап “Единомышленники, где вы?” - этап активного обмена опытом. Эти пути разнообразны: школьный сайт, встречи, поездки, обмен делегациями, сотрудничество с высшими учебными заведениями, научное обеспечение происходящих процессов в школе посредством привлечения профессорского состава. И тогда, кроме предъявления положительных результатов появится возможность поднять престиж учительской профессии, предъявив социуму интересного человека, не перевозчика на пароме к дальнему берегу знаний, а лоцмана в океане информации.
Сегодня мы смело заявляем: школа № 2 города Алапаевска имеет своё лицо, она узнаваема успехами детей и учителей.
За 17 лет школу закончили 2109 девятиклассников, 705 одиннадцатиклассников. 34 выпускника 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании с отличием, 32 выпускников 11-х классов награждены серебряной медалью “За особые успехи в учении”, 20 – с гордостью получили золотую медаль; 10 лет учащиеся школы занимают 1 место в спартакиаде школьников МО “Город Алапаевск”.
Выпускники нашей школы достигают успехов в жизни и конкретных делах. Их отличают такие качества как самостоятельность, критичность мышления и настойчивость в достижении поставленной цели. Коллектив внимательно следит за их успехами и с гордостью вписывает их имена в историю школы. Среди них есть те, кто известен не только в городе, но и за его пределами:
- Серебряный призёр 28 Олимпийских игр в Афинах в 2004 году Фёдорова Ольга;
- Призёр области по стрельбе в 2005 году мастер спорта Зверева Олеся;
- Серебряный призёр России по метанию диска в Адлере в 2003 году кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике Пинягина Алена;
- Журналистка, ведущая программы “Этажи” Елена Кибкало;
- Физик Губин Андрей, продолжающий свою научную деятельность в Швейцарии;
- Лауреаты Премии Губернатора Свердловской области в 2006 году Сусло Александр и Свиридов Сергей.
В 2005-06 учебном году 10,83% учащихся школы являются призёрами фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”, вдвое увеличилось количество победителей в окружных олимпиадах (2004-05 – 7 человек, 2005-06 – 15 человек), 3 человека – победители областного этапа.
Холкина Татьяна Владимировна имеет почётное звание “Заслуженный учитель РФ”, 5 учителей награждены значком “Отличник народного просвещения”, 8 человек – “Почётный работник общего образования”, 2 педагога Кирилова Т.Л. и Холкина Т.В. – лауреаты Премии Президента РФ в 2006 году.
Высшую квалификационную категорию имеют 8 человек, первую – 35.
Сформированный позитивный имидж позволил решить задачи:
- Сохранения творческого потенциала учителей и учащихся;
- Утверждения благоприятного социально-психологического климата в ОУ.
А значит, мы на верном пути, значит, обречены на развитие.