Дидактические цели:
- Повторить изученное о сложном предложении, знаках препинания в сложном предложении, закрепить умение детей отличать сложное предложение от простого.
- Развивать навыки орфографической зоркости, выполнения различных видов разбора.
- Обучать младших школьников методам исследования учебного материала.
- Развивать умение мыслить, сопоставлять, делать выводы, оценивать речь и ответы одноклассников.
наглядность и оборудование:
- Интерактивная доска, экран.
- Музыка П.И. Чайковского “Времена года” (Осенняя фантазия).
- Выставка книг Ж. Верна - писателя - фантаста, Н. Носова “Фантазеры”.
- Выставка рисунков: “Картины осенней природы”.
- Портреты Ж. Верна и Н. Носова.
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, “Осенняя фантазия”, музыкальное произведение, исполненное в свободной форме.)
- Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей.
Всем, всем добрый день !
II. Языковая разминка.
1. Словарная работа.
Сегодня мы побывали в роли исследователей:
вам предлагается запомнить написанные группы
слов: (читаем хором с доски).
Фантазия:
- Способность к воображению;
- Мечта;
- Прихоть, причуда;
- Музыкальное произведение в свободной форме (звучало в начале урока).
Фантастика:
- Литературные произведения, написанные в этом жанре (обращение к выставке книг Ж. Верна).
Фантаст:
- Мечтатель, фантазер;
- Писатель, художник (портрет писателя)
Фантазер: человек, который любит фантазировать, мечтать (обращение к выставке книг Н.Носова)
- Все эти слова образовались от греческого слова фанта, вследствие чего оно будет проверочным для всех этих слов.
- Запишите слова, поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.
- Допишите предложения:
Жюль Верн – … (писатель – фантаст)
Николай носов написал - (рассказ “Фантазеры”)
- Запись словарных слов по памяти:
Нас запомните, друзья,
Пишемся мы с буквой а
Аккуратно, фантазер,
Аппарат, фантаст, актер.
- По какому принципу эти слова можно разделить на 2 группы:
- Одушевленные имена существительные и неодушевленные.
- Слова с удвоенной согласной и все остальные.
III. Физкультминутка (хором , выполняют движения).
С физкультминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу.
А теперь попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три.
Ножками потопаю,
Раз, два, три.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно.
IV. Формулирование темы и цели урока.
- Определите тему и цели урока, докажите правильность своих выводов по плану.
План:
1. Что такое сложное предложение.
2. Схема сложного предложения.
3. Знаки препинания в сложном предложении.
4. Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами.
- По этому плану мы повторим то, что мы знаем о сложном предложении.
V. Повторение пройденного:
На доске текст:
Краски осени.
На прощание дарит осень деревьям яркие краски на осинке висят золотые монетки резную оранжевую рубаху набросил клен.
Шуршащий ковер под ногами пестреет бурыми золотыми красными красками.
- Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
- Как нужно действовать, чтобы правильно расставить знаки?
(определить вид предложения, для этого нужно найти грамматическую основу).
- Спишите предложения, выполните синтаксический разбор.
На прощание дарит осень деревьям яркие краски, на осинке висят золотые монетки, резную оранжевую рубаху набросил клен.
(Первое предложение: Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей:[= - ], [ = - ], [ = - ].
(2 предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными членами, распространенное [ - = 0, 0, 0 ].)
Шуршащий ковер под ногами пестреет бурыми, золотыми, красными красками.
- Вывод по плану:
- Что такое сложное предложение? (Предложение, в котором 2 или несколько грамматических основ – сложное)
- Какую роль играют запятые в сложном предложении? (Разделяют его на части).
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами (одна грамматическая основа – простое).
- Какую роль играют запятые в простом предложении (Отделяют однородные члены предложения).
- Какую роль играют знаки препинания в конце предложения и отчего зависит выбор этих знаков? (Отделяют одно предложение от другого и зависит это от цели высказывания и интонации).
- В данном тексте обозначьте и объясните изученные орфограммы.
- Разберите слова по составу:
набросил, золотые
(Дети хором читают стих – памятку):
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня ищем суффикс,
А приставку впереди.
- Выполните фонетический разбор слова:
Ковер - [ кав`ор ] - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.
VI. Физкультминутка:
Дети растирают пальцы с четырех сторон:
Большие пальцы:
Этот пальчик самый сильный. (1 рука)
Самый толстый и большой (2 рука)
Указательные пальцы:
Этот пальчик для того
Чтоб показывать его
Средние пальцы:
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Безымянные пальцы:
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый
Мизинцы:
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
(Потирают ладошки, энергично).
VII. Творческая работа: Упр. 71, с. 47
(На доске опорные слова, эпитеты).
- Что такое пейзаж? (Картина природы)
- Прочитайте заголовки зарисовок
- Какая тема широкая? (Осень)
- О чем будете писать, если выберите тему “Осенняя печаль?” (О настроении, внутреннем состоянии)
- Что бы Вы назвали слезами осени? (Дождь, падающие листья, перья, улетающих птиц и т.д.)
- Какие краски выбирает осень и для чего?
- Устное составление предложений к разным темам.
Затем самостоятельно записывают одно сложное предложение; простое с однородными членами. Например: Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям.
Скупое осеннее солнышко скользит по серой глади реки, молодая травка тянется к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку.
VIII. Итог урока.
- Определить ключевые слова урока.
(Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение)
IX. Домашнее задание:
- Написать сочинение – миниатюру на тему : “Осенняя печаль”, “Слезы осени”.
X. Оценивание.
- Всем спасибо, я вас хвалю за хороший урок!