Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "Человек в ответе не только за тех, кого приручил"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: воспитание ответственного и бережного отношения к природе.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы, карточки для деления на группы, рисунки животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Ход урока:

1. Активизация знаний учащихся.

Учитель предлагает прочитать записанную на классной доске тему “Человек в ответе не только за тех, кого приручил!” и высказать предположение, о чем пойдет речь на уроке.

Ожидаемое высказывание: человек должен заботиться не только о домашних, но и о диких животных.

Работа с карточками по делению животных на две группы: дикие и домашние.

Решение проблемы: почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?

2. Знакомство с новым материалом.

В ходе беседы о том, почему нельзя брать домой детенышей диких животных, ученики должны прийти к выводу, что условия содержания животного дома не такие, как в природе. Поэтому многие дикие животные в домашних условиях погибают. Выращенные в неволе и выпущенные на волю животные тоже не выживают, так как не умеют самостоятельно добывать себе пищу, строить жилище, спасаться от врагов.

Для более полного понимания обсуждаемого вопроса дети читают рассказы Н. Сладкова:

“Жалейкин и лягушонок”

Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату. Выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

- помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в теплоте. Сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И во время: еще немножко – и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно. И холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

“Жалейкин и птенчик”

Шел Жалейкин летом по лесу и слушал пение птиц. До чего же поют хорошо!

Вдруг видит: птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий.

“Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал, и родители его потеряли!”- подумал Жалейкин. И чуть не заплакал.

“Я возьму бездомного сиротку домой, - всхлипнул он, - и горькую жизнь его сделаю сладкой!

Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки и леденцы.

Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни!”

Но птенчик от таких “забот” петь не стал. Сперва он нахохлился, а потом околел. Никогда уже не прозвенит его песенка в зеленом лесу.

Не знал Жалейкин, что птенчик не был сиротой – просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад. Не знал, что жалеть тоже надо уметь!

“Жалейкин и зяблик”

Всю зиму жил у Жалейкина в клетке зяблик. Кормил и поил его Жалейкин, клетку ставил у печки, чтобы зяблик не зяб.

Но вот закапали за окном сосульки, мартовское солнышко заглянуло в окно. Зяблик обрадовался весне и запел.

Жалко стало Жалейкину птичку. Весна красна во дворе, а птичка в клетке. “Лети, зяблик, на свободу, помни мою доброту!”

Прилетел зяблик в лес, а там еще снег и холод. Не знает зяблик, где еду искать, куда от мороза спрятаться.

Вернулся зяблик из лесу и давай носом в окошко стучать, обратно в клетку проситься.

“Доброе, золотое сердечко, - умилился Жалейкин. – Вернулся поблагодарить, что я на свободу его выпустил!”

А на утро видит – лежит под окном замерший зяблик. Понял Жалейкин, что нельзя летних птиц на волю ранней весной выпускать. Понял, да поздно…

Ученики выбирают понравившийся рассказ, а затем пересказывают содержание одноклассникам, высказывают свое мнение.

3. Закрепление нового материала.

  • Выполнение задания №45 в рабочей тетради;
  • Рисование экологических знаков, запрещающих ловить и приносить домой птенцов и детенышей диких животных.

ДМ. Экскурсия в “выставочный зал”, где представлены рисунки экологических знаков, придуманных учащимися.

  • Высказывание учениками предположения, почему многих животных заносят в Красную книгу.

Дети говорят о том, что в Красную книгу заносят исчезающих животных. Как правило, ученики называют одну из причин сокращения численности животных: охота человека на диких животных.

Учитель обращает внимание учеников на то, что сокращение численности животных вызвано и хозяйственной деятельностью людей. Там, где человек построил города, провел железные дороги, распахал поля, раньше жили дикие животные. Им стало негде жить и нечем питаться. Поэтому человек, планируя хозяйственную деятельность должен учитывать и этот очень важный фактор.

  • Работа с хрестоматией. Чтение рассказов “Морские коровы и Красная книга”, “Стань защитником!”

Морские коровы и Красная книга

Много лет тому назад у далеких островов в океане потерпел крушение корабль. Моряки спаслись. Но им угрожала голодная смерть.

У берегов целыми стадами плавали животные, похожие на небольших китов. Они были настолько доверчивы, что позволяли трогать себя руками!

Питались эти животные водорослями. Поэтому моряки назвали их морскими коровами. Мясо морских коров оказалось очень нежным и вкусным.

Из обломков разбитого корабля моряки построили суденышко и уплыли. Дома они рассказали об удивительных животных. Люди стали специально приплывать на эти острова и запасаться мясом морских коров. Так за 30 лет выли съедены все эти животные.

Ученые надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, и долго искали их. Но ни одной морской коровы на Земле не осталось. Сейчас морскую корову можно увидеть только на рисунке.

Люди истребили больше ста видов самых разных зверей и птиц. На одних по-варварски охотились. У других забирали последний клочок леса или степи, где они могли бы жить. Третьих истребляли хищники, привезенные людьми на новые земли

В конце концов, люди поняли, что живая природа нуждается в защите. Ученые составили Красную книгу. В неё вошли животные и растения, которым угрожает гибель.

.(По В. Танасейчуку)

Стань защитником

Жили когда-то на Земле странствующие голуби. Стаи этих голубей, словно тучи, закрывали солнце. Теперь их никому не увидеть. Нет больше на свете странствующих голубей.

Нет и могучих туров – прародителей домашних коров, нет и мышасто-серых диких лошадей – тарпанов, нет и многих-многих животных. Обеднела природа Земли. Кто в этом виноват? Человек…

Но человек может поступить и по-другому. Взять под защиту зверей, которым угрожает гибель, превратить лес в заповедник. В заповедниках землю не пашут, деревья не рубят!

Лес открывает свои тайны тому, кто приходит к нему как друг. Чем дольше ты будешь его знать, тем больше будешь его любить. А того, кого любишь, и сам никогда не обидишь, и не дашь в обиду другим.

(По Н. Надеждиной)

В качестве проверки учитель может задать вопросы, предложенные в конце рассказов из хрестоматии:

  • Как вы думаете, надо защищать только животных из Красной книги или всех животных?

4. Подведение итогов.

  • Какие животные нашего края нуждаются в защите человека?
  • Как их охраняют?

Рассматриваем рисунки животных, занесенных в красную книгу России(учебник стр. 39-40).

Просмотр слайдов на диске “Красная книга Томской области”.

Литература:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.А., Трафимов С.А. Наш мир: Учебник. 2 класс. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2004.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный: Хрестоматия. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник. 2004.
  3. “Красная книга Томской области”. ТРОО “Центр экологической политики и информации”, 2002.

Приложение