Пояснительная записка.
Главный вопрос, ответ на который хотят узнать родители, педагоги и воспитатели перед школой, - “Готов ли ребенок к школе?”
Однако готовность понимается по-разному. Для одних - это умение ребенка читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу “все обо всем” (и чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, перечень требований к ребенку, поступающему в первый класс, можно было бы продолжить. И каждый по-своему прав. Такое положение связано с тем, что абсолютного понятия “готовности” для разных детей, для разных условий и требований обучения не существует. Что понимают под “готовностью”?
Готовность – это определенный уровень физического и психического развития ребенка, который позволяет ему учиться без ущерба для здоровья.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
Проблема готовности ребенка к школьному обучению не нова, и. тем не менее, остается актуальной до сих пор.
Создание программы подготовки детей к школьному обучению “Я иду в школу” вызвано следующими причинами:
1. “Слабое” социальное развитие детей.
Около 40% поступающих в школу детей, не посещают дошкольных детских учреждений.
2. Несформированность речи.
Как правило, это – нарушение звукопроизношения, трудности звуко– буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог, составлять связный рассказ.
3. Здоровье ребенка.
Это главный фактор, определяющий успех и трудности обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 30% часто болеющих детей.
Наши занятия посещают 35 детей (3 группы). Из них: 8 чел. не посещают дошкольные учреждения, 27чел. посещают детские сады № 1, № 3.
Первый день занятий был посвящен знакомству со школой, учителями, с особенностью школьной жизни. Дети совершили экскурсию по школе, познакомились друг с другом, правилами поведения в школе.
Занятия проходят по субботам.
Каждое занятие длиться 30 минут. Второй день занятий посвящен исследованию психолого–педагогической оценке будущих первоклассников, которое проходит в игровой форме, чтобы дети не чувствовали эмоционального дискомфорта. Исследования проводит психолог школы, используя методику кандидатов психологических наук Н.Я. Семаго, М.М. Семаго “Психолого–педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения” (Смотрите приложение№1).
Обработав результаты исследований, выделили следующие уровни готовности детей к школьному обучению:
1. Готовность к началу школьного обучения (3 человек- 9%)
Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую–то долее тщательную оценку отдельных сторон их развития.
2.Условная готовность к началу обучения (3 человек – 9%)
Дети этой группы без труда смогут адаптироваться к школьной жизни. Психолог проводит индивидуальное психологическое обследование, если в этом есть необходимость.
3.Условная неготовность к началу обучения (11 человек – 31%)
Дети данной группы нуждаются в помощи специалистов (психолога, логопеда, педагога). Психолог обязательно обследует этих детей, дает рекомендации учителю.
4. Неготовность к началу регулярного обучения (18человек – 51%)
Этих детей тщательно обследует логопед и психолог с целью выявления компенсаторных возможностей и путей их решения. Проводят индивидуальные занятия с ними. Отдельных детей имеет смысл отправить в психологический центр или на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы.
Исходя из особенностей детского коллектива, нами были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать развитию коммуникативных функций дошкольников, познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
2. Сократить период социально- психологической адаптации ребенка в школе.
3. Организовать деятельность детей в процессе занятий, развивать способность выполнять задания по инструкции учителя, внимательно слушать.
4. Развивать зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные
координации.
5. Компенсировать “пробелы” в общем развитии ребенка (умение рассуждать, делать элементарные выводы, сравнивать предметы, находить причинно-следственные связи).
Тематический план занятий состоит из трех блоков: Подготовка к обучению грамоте, письму и математике.