Цель:
- Познакомить учащихся с книгами летописей Древней Руси.
- Закрепить знания учащихся о понятиях летописных жанров - «житие», « слово», « похвала».
- Познакомить учащихся с жанром - «поучение».
- Сравнить древние книги с современными.
- Учить выделять основную мысль, тему и нравственные понятия произведения;
- Познакомить учащихся с автором древней книги - Владимиром Мономахом;
- Выполнять творческие работы в жанре поучений и наставлений для себя и других людей.
- Показать интеграцию между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира и москвоведения.
Оборудование: Учебник "Литературное чтение" 4 класс – Л.А. Ефросинина; рабочая тетрадь, таблицы с пословицами, словарными словами, с литературными жанрами.
1. Оргмомент.
Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы. Поприветствуйте их.
Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Итак, начнём урок.
- Прочитайте карточку:
- «СМОТРИ ДЕРЕВО В ПЛОДАХ, А ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ».
- Что это? (пословица).
- Что вы знаете о пословицах? (жанр фольклора, сочинил народ, содержит народную мудрость).
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся)
- Почему я начала урок с этой пословицы?
- На уроке мы поговорим о людях, которые прославились своими делами.
- А к вам можно отнести эту пословицу?
- Наши гости будут о вас судить по вашим ответам на уроке и оценивать вас.
2. Проверка домашнего задания.
- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (о книгах Древней Руси).
- Сегодня мы продолжим знакомиться с древними книгами и их авторами.
- Прочитайте тему нашего урока: « КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ « (на доске)
- Что вы узнали дома о древних книгах?
- Сравните книги древности с современными книгами (рассказы учащихся)
- В своём рассказе используйте словарные слова (на доске) буквица
- рукопись, каллиграф.
Обобщение:
- Книги Древней Руси были рукописными. Их писали от руки искусные переписчики.
- Это очень долгий и тяжёлый труд. Буквица – заглавная буква. Её называли красная, красивая.
- Можно ли встретить буквицу в современных книгах? (показ книг)
- А где мы с вами встречаемся на уроках с буквицей? (пишем предложения с красной строки)
- Где можно увидеть древние книги? (в музеях, в библиотеках, в фильмах) Мы с вами ездили недавно в музей. Как он назывался? ( Музей Истории Москвы)
- Вы видели там древние книги?
Назовите авторов древних книг. Игра «Найди пару».
- (На доске таблицы) монах Нестор, Ярослав Мудрый, Князь Владимир, Владимир Мономах.
- Чем прославились эти люди? Соедините их имена с делами, которыми они прославились
- Монах Нестор составил свод летописей - «Повесть временных лет»
- Когда и где была записана летопись? (в Киеве, Киево-Печерский монастырь, в 12 веке)
- Как вы понимаете, что такое летопись? (летопись излагает событие, факт, дату, имя)
- Ярослав Мудрый
- Почему народ дал ему прозвище Мудрый?
- Прочитайте из тетради о делах Ярослава.( стр.23 №1)
- В каком году заложил Золотые ворота Ярослав?
Откройте учебник « Окружающий мир «и посмотрите на ленту времени - в каком веке это произошло? (1037 год , 11век)
- Прочитайте, как Ярослав относился к книгам (задание №2).
- Кто из вас подготовил рассказ о Ярославе Мудром? (дополнительное задание)
Обобщение:
- Ярослав Мудрый нёс просвещение в народ, создавая и распространяя книги, делая переводы иноязычных книг и переписывая их много раз, так как книгопечатания тогда не было. Книги переписывали писцы – каллиграфы.
- Вам знакомо слово «каллиграф»? (на уроке русского языка у нас чистописание или каллиграфии)
- Какие пословицы о книгах, о пользе чтения подобрали к уроку?
- Князь Владимир.
- О каких славных делах князя вы узнали? (задание №3)
- В каком году было крещение на Руси? (988 г.) Посмотрите по ленте времени - в каком веке? (10век)
- Мы прочитали о добрых делах князя Владимира и Ярослава Мудрого, но у каждого из них была своя заслуга перед Отечеством.
- Какой ответ вы выбрали в задании№4
- Подумайте, какие родственные отношения связывали этих людей. В каком произведении мы об этом прочитали? («Деятельность Ярослава»)
И много веков спустя мы узнаем об этих замечательных людях и событиях истории. А благодаря чему? Книгам! 2007 год – год чтения. Кто много читает, тот много знает.
3. Новая тема.
На доске таблица «ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Вспомним жанры и заполним таблицу.
- ЖИТИЁ ПОХВАЛА СЛОВО ?
- Сейчас вы прочитаете произведение нового жанра. Его название и автора вы сейчас сами назовёте.
Словарная работа
- поучение
- отрок
- тиун
- Владимир Мономах
- Объясните смысл слова « поучение».
- Подберите синоним. ( назидание)
Откройте учебник стр.31.
- Прочитайте заголовок. Назовите автора.
- Откройте тетрадь на стр.25. Самостоятельно прочитайте о Владимире Мономахе.
- Что вы узнали? Учитель рассказывает о князе, используя книгу Н. Головина « Моя первая русская история» стр.42-43 . Показ фото « Шапка Мономаха»
1. Первичное чтение.
- Текст читает учитель.
- Чем интересен текст?
- О чём говорит заголовок?
- Какое поучение оставил князь Владимир своим детям?
- Что он им завещал?
- Как наставлял поступать?
- Что бы вы взяли как наказ для себя?
- О чём он заботился больше всего?
- Прочитайте строки на стр. 31 « ЛЖИ....»
2. Работа по учебнику.
- Чтение по абзацам. Аналитическое чтение.
- Внимательно посмотрите. Сколько здесь абзацев? О чём говорится? Определим главную мысль.
- 1 Чтение: НЕ ленитесь, но трудитесь....
- 2 Чтение: НЕ ленитесь, не надейтесь ни...
- 3Чтение: быть осмотрительным...
- 4 Чтение: быть внимательным...
- 5 Чтение: что умеете хорошо, того не забывайте...
- - Какими людьми хотел видеть своих детей князь?
- Чтобы вы взяли как наказ для себя?
3. Работа в тетради
- Задание 1.
- задание 3
4. Закрепление.
- О чём прочитали на уроке?
- С каким жанром познакомились?
- Что же такое поучение?
- Это произведение нравственного характера.
4. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение.
- Задание в тетради №2 и № 3 ( по желанию ) А теперь вернёмся к пословице, с которой начался урок.
5. Рефлексия
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Что бы вы себе пожелали?
- У меня тоже есть вам наставление:
- ( на доске плакат ) : «БОЙТЕСЬ, ДЕТИ, ЛЕНИ, КАК ДУРНОЙ ПРИВЫЧКИ, И ЧИТАЙТЕ В СУТКИ, ВЫ ХОТЬ ПО СТРАНИЧКЕ».
Спасибо за урок.