Урок математики по теме "Число и цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с числом и цифрой 7, составом числа 7.

Задачи:

  • Закрепить навык счета в пределах 7;
  • Продолжить работу по усвоению взаимосвязи частей и целого;
  • Развивать логическое мышление, математическую речь, память; внимание, воображение, интерес к предмету;
  • Продолжить систему работы по внедрению здоровьесберегающих приемов: динамических пауз, двигательных и релаксационных упражнений, дыхательных упражнений.

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Включение детей в деятельность.

Психофизическая гимнастика:

  • Вы сегодня особенно нарядны, похожи на цветы.

Представьте, что вы – маки, маргаритки, розы…

Покружитесь, улыбнитесь друг другу.

1.2. Выделение содержательной области.

  • Вы так дружно кружились, что налетевшим ветерком сдуло цифру на числовом отрезке. Помогите восстановить порядок.

  • Какая цифра должна стоять на месте пропуска?

2. Актуализация знаний.

2.1. Актуализация ЗУН, достаточных для “открытия” нового знания.

  • Сосчитайте до 6, обратно. Вспомните состав числа 6.

2.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

  • Посмотрите, ребята! Ветром в наш класс принесло странный цветок. Кто знает – как он называется? Почему? (Открывается “цветик-семицветик”.)
  • Кто догадался, почему он оказался в нашем классе? (Мы познакомимся с числом и цифрой 7.)
  • Лепестки у этого цветка необычные, волшебные. Оторвете лепесток, получите задание, а выполните его – произойдет чудо: узнаете что-то новое и интересное. Хотите попробывать?

1 лепесток – вспомните и назовите сказки, в которых встречается число 7.

  • Молодцы! А вот и первое чудо: к нам в гости спешат гномы. Я вам буду представлять их по очереди, а вы соответственно выкладывайте фигуры геометрического лото на парте.

3. Постановка проблемы.

  • Считаем хором: “Один, два, три…” (Выставляются по одному 6 гномов.)
  • Ну вот, кажется все гномы. (Нет.) Почему? Где возникло затруднение? (Мы не изучали следующее число.) Как быть? (Образовать, узнать, познакомиться.)
  • Какова тема урока?

4. “Открытие” детьми нового знания.

4.1. Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

  • Как образовать число 7? (Увеличить 6 на 1.) 6<7, 7>6 на 1 (Выставляем седьмого гнома)
  • Такое количество обозначается цифрой 7. Найдите ее в кассе цифр. На что она похожа?

Вот семерка кочерга.
У нее одна нога. (С. Маршак)

Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра! (Г. Виеру)

2 лепесток – Кто хочет научиться писать эту волшебную цифру? (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, бордюр.).

4.2. Решение проблемы детьми с помощью выбранного метода.

Работа с составом числа 7.

  • Наконец-то все гномы вместе. Сколько их, сосчитайте. А собрались они, чтобы покататься на саночках. Но санок всего двое. Как быть? (В помощь детям используется геометрическое лото.)
  • Что получили? (Состав числа 7).
  • Какое свойство сложения использовали?
  • Это части какого числа?

4.3. Фиксирование нового понятия (алгоритма) в языке.

3 лепесток – Молодцы! Пока гномы катаются с горы, мы оторвем 3 лепесток (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, №1).

Физминутка:

Сколько здесь веселых гномов,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь кружков,
Столько сделаем прыжков.
Столько раз ногами топнем. (2 раза)
Столько раз в ладоши хлопнем. (3 раза)

5. Первичное закрепление.

5.1. Решение типовых заданий.

  • Что показывают отрезки? (состав числа 7).

5.2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

  • Составим числовые равенства по отрезкам. 1 столбик – с комментированием.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

6.1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий. Работа в учебнике, 2,3 столбикивыполняют самостоятельно, работая по вариантам.

6.2. Самостоятельная проверка своей работы.

Сверяют работу с индивидуальной доски.

6.3. Создание ситуации успеха.

  • Встаньте у кого работы без ошибок. (Проверка ответов.)

7. Повторение.

7.1. Включение нового знания в систему знаний.

4 лепесток – “Семеро одного не ждут”. Как понимаете смысл пословицы? Какие еще знаете пословицы с числом 7? (“7 раз отмерь – один раз отрежь”; “Лук от семи недуг”; “Семь бед – один ответ” и т.д.) В этих пословицах и поговорках слово “семь” выступает в роли слова “много”. 7 считается магическим числом, которое символизирует тайну.

5 лепесток – Оказывается гномы пришли не с пустыми руками: они принесли мешки с драгоценными камнями, которые добыли в своих пещерах (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, №3).

  • Правильно ли сравнили первую пару? Сравните остальные мешки. (Проверка в парах).

Ритмический счет – Ай да гномы! Давайте поаплодируем им!

6 лепесток – Какой еще бывает ритм (Музыкальный).

  • Кто пишет музыку (Композитор).
  • Как записывают музыку? (С помощью нот).
  • Сколько их? Назовите.
  • Хотите послушать музыку? Сядьте удобно, можно закрыть глаза. Дышим спокойно, ровно, глубоко.

7.2. Решение заданий на повторение и закрепление изученного ранее.

7 лепесток – Загадки от гномов:

1) Вдруг над лесом, над рекой
Встал красивый мост дугой.

Что это? (Радуга)

  • Сколько цветов у радуги? Как легко запомнить? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
  • Но ведь на радуге можно различить гораздо больше оттенков, чем 7. Оказывается выбор семи цветов – это дань древнему обычаю придавать этому числу необычное значение.

2) Братцев этих ровно 7.
И известны они всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели).

  • Назовите дни недели по порядку.

8. Итог урока.

8.1. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Вот и закончились лепестки у “цветика-семицветика”. Вам понравилось приключение?
  • Что нового вы узнали на уроке, с помощью чего?
  • Какое число было главным на уроке? Где оно нам встречалось?
  • Что можете сказать о нем?

8.2. Самооценка собственной деятельности на уроке.

  • Как вы сегодня поработали?