Цель: познакомить с числом и цифрой 7, составом числа 7.
Задачи:
- Закрепить навык счета в пределах 7;
- Продолжить работу по усвоению взаимосвязи частей и целого;
- Развивать логическое мышление, математическую речь, память; внимание, воображение, интерес к предмету;
- Продолжить систему работы по внедрению здоровьесберегающих приемов: динамических пауз, двигательных и релаксационных упражнений, дыхательных упражнений.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.1. Включение детей в деятельность.
Психофизическая гимнастика:
- Вы сегодня особенно нарядны, похожи на цветы.
Представьте, что вы – маки, маргаритки, розы…
Покружитесь, улыбнитесь друг другу.
1.2. Выделение содержательной области.
- Вы так дружно кружились, что налетевшим ветерком сдуло цифру на числовом отрезке. Помогите восстановить порядок.
- Какая цифра должна стоять на месте пропуска?
2. Актуализация знаний.
2.1. Актуализация ЗУН, достаточных для “открытия” нового знания.
- Сосчитайте до 6, обратно. Вспомните состав числа 6.
2.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
- Посмотрите, ребята! Ветром в наш класс принесло странный цветок. Кто знает – как он называется? Почему? (Открывается “цветик-семицветик”.)
- Кто догадался, почему он оказался в нашем классе? (Мы познакомимся с числом и цифрой 7.)
- Лепестки у этого цветка необычные, волшебные. Оторвете лепесток, получите задание, а выполните его – произойдет чудо: узнаете что-то новое и интересное. Хотите попробывать?
1 лепесток – вспомните и назовите сказки, в которых встречается число 7.
- Молодцы! А вот и первое чудо: к нам в гости спешат гномы. Я вам буду представлять их по очереди, а вы соответственно выкладывайте фигуры геометрического лото на парте.
3. Постановка проблемы.
- Считаем хором: “Один, два, три…” (Выставляются по одному 6 гномов.)
- Ну вот, кажется все гномы. (Нет.) Почему? Где возникло затруднение? (Мы не изучали следующее число.) Как быть? (Образовать, узнать, познакомиться.)
- Какова тема урока?
4. “Открытие” детьми нового знания.
4.1. Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
- Как образовать число 7? (Увеличить 6 на 1.) 6<7, 7>6 на 1 (Выставляем седьмого гнома)
- Такое количество обозначается цифрой 7. Найдите ее в кассе цифр. На что она похожа?
Вот семерка кочерга.
У нее одна нога. (С. Маршак)
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра! (Г. Виеру)
2 лепесток – Кто хочет научиться писать эту волшебную цифру? (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, бордюр.).
4.2. Решение проблемы детьми с помощью выбранного метода.
Работа с составом числа 7.
- Наконец-то все гномы вместе. Сколько их, сосчитайте. А собрались они, чтобы покататься на саночках. Но санок всего двое. Как быть? (В помощь детям используется геометрическое лото.)
- Что получили? (Состав числа 7).
- Какое свойство сложения использовали?
- Это части какого числа?
4.3. Фиксирование нового понятия (алгоритма) в языке.
3 лепесток – Молодцы! Пока гномы катаются с горы, мы оторвем 3 лепесток (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, №1).
Физминутка:
Сколько здесь веселых гномов,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь кружков,
Столько сделаем прыжков.
Столько раз ногами топнем. (2 раза)
Столько раз в ладоши хлопнем. (3 раза)
5. Первичное закрепление.
5.1. Решение типовых заданий.
- Что показывают отрезки? (состав числа 7).
5.2. Проговаривание способа решения в громкой речи.
- Составим числовые равенства по отрезкам. 1 столбик – с комментированием.
6. Самостоятельная работа с проверкой.
6.1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий. Работа в учебнике, 2,3 столбикивыполняют самостоятельно, работая по вариантам.
6.2. Самостоятельная проверка своей работы.
Сверяют работу с индивидуальной доски.
6.3. Создание ситуации успеха.
- Встаньте у кого работы без ошибок. (Проверка ответов.)
7. Повторение.
7.1. Включение нового знания в систему знаний.
4 лепесток – “Семеро одного не ждут”. Как понимаете смысл пословицы? Какие еще знаете пословицы с числом 7? (“7 раз отмерь – один раз отрежь”; “Лук от семи недуг”; “Семь бед – один ответ” и т.д.) В этих пословицах и поговорках слово “семь” выступает в роли слова “много”. 7 считается магическим числом, которое символизирует тайну.
5 лепесток – Оказывается гномы пришли не с пустыми руками: они принесли мешки с драгоценными камнями, которые добыли в своих пещерах (Работа в тетради №2, с.2, урок 2, №3).
- Правильно ли сравнили первую пару? Сравните остальные мешки. (Проверка в парах).
Ритмический счет – Ай да гномы! Давайте поаплодируем им!
6 лепесток – Какой еще бывает ритм (Музыкальный).
- Кто пишет музыку (Композитор).
- Как записывают музыку? (С помощью нот).
- Сколько их? Назовите.
- Хотите послушать музыку? Сядьте удобно, можно закрыть глаза. Дышим спокойно, ровно, глубоко.
7.2. Решение заданий на повторение и закрепление изученного ранее.
7 лепесток – Загадки от гномов:
1) Вдруг над лесом, над рекой
Встал красивый мост дугой.
Что это? (Радуга)
- Сколько цветов у радуги? Как легко запомнить? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
- Но ведь на радуге можно различить гораздо больше оттенков, чем 7. Оказывается выбор семи цветов – это дань древнему обычаю придавать этому числу необычное значение.
2) Братцев этих ровно 7.
И известны они всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели).
- Назовите дни недели по порядку.
8. Итог урока.
8.1. Рефлексия деятельности на уроке.
- Вот и закончились лепестки у “цветика-семицветика”. Вам понравилось приключение?
- Что нового вы узнали на уроке, с помощью чего?
- Какое число было главным на уроке? Где оно нам встречалось?
- Что можете сказать о нем?
8.2. Самооценка собственной деятельности на уроке.
- Как вы сегодня поработали?