Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников "Я и мой поселок" (для дошкольных образовательных учреждений)

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками


Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках Севера показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.

Гуманизация дошкольного образования , обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям.

Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных , направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Воспитывая у детей любовь к родному поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с точкой зрения с С.А.Козловой, эти понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. Наш поселок является многонациональным, дети коренных народов ханты и разных национальностей воспитываются рядом.

Содержание программы “Детство” под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., по которой работает наш детский сад, предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей, но в основном это содержание рассчитано на детей, проживающих в городских условиях, а наш детский сад находится в поселке.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Психологи утверждают , что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

В программе “Я и мой поселок” нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, края, жизнью и бытом малых народов - ханты и манси; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями северного края; богатством Югорской земли и их значением на современном.

Общие сведения о программе

Программа “Я и мой поселок” является парциальной и разработана с учетом основных документов образования: Закон РФ “Об образовании” 22.08.2004 №122-ФЗ; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания; Устав МДОУ “Детский сад комбинированного вида №13 “Родничок”; типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство” (Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Д.М.Гурович ), региональная программа экологического образования дошкольников Ханты- Мансийского автономного округа “Экология для малышей” (Е.В.Гончаровой ).

Предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей педагогов в ее реализации. Приложение 5. Приложение 6. Предполагает вхождение, как парциальной и региональной, в состав программы “Детство”, заменяя часть раздела “Социальный мир”, “Природный мир”.

Система работы рассчитана на два учебных года, содержание реализуется через занятия “Социальный мир”, “Природный мир” (программы развития и воспитания детей в детском саду “Детство”). Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Место реализации программы – детский сад и семья. Данные темы занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Концептуальной основой программы “Я и мой поселок”, является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного поселка, края.

Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста и социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев, С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.)

Поэтому в основу системы работы “Я и мой поселок” легли два направления работы:

  1. Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному поселку.
  2. Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи программы:

  1. Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  4. Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.
  5. Сформировать представления о том, чем славен родной край.
  6. Воспитание здорового образа жизни.
  7. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
  8. Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

  • Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

  • Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

  • Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев)развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).

  • Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Преемственность.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  • Стимулирование активности.

Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах. В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде, тогда как другие виды деятельности (например: поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской школы искусств, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.

  • Культуросообразности.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

  • I раздел “Где мы живем?”
  • II раздел “Поселок, в котором я живу”
  • III раздел “Кладовые поселка”

I раздел “Где мы живем?” открывает программу.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  2. Расширять представления о природных богатствах Югорской земли, в особенности поселка:
    • растительном и животном мире;
    • полезных ископаемых.
  3. Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

Во II разделе “Поселок, в котором я живу”, даются элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и ВОВ, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

Задачи:

  1. Формировать представления об исторических корнях поселка.
  2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.
  3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВОВ.
  4. Включение III раздела “Кладовые поселка” обусловлено тем, что является связующим звеном между представлением дошкольников о народах живущих в поселке и культурой, которую они представляют.

Задачи:

  1. Формировать представления об основных профессиях жителей поселка.
  2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  3. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Приложение 4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Механизм реализации программы

Задачи Механизм реализации Формы работы
Образовательные Изучение уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, обобщающие беседы.

Диагностическое обследование (начало, середина, конец учебного года). Приложение 7.

Мониторинг по теме “Мой родной край”.

Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы.

Приобретение методической литературы дидактических и наглядных пособий, современных средств ТСО. Приложение 8.

Оформление картотеки подвижных игр народов Севера.

Консультации, практикумы, тренинги, семинары с педагогами, родителями.

Взаимосвязь в работе воспитателя, педагогов доп. образования (изобразительная деятельность, эколога), музыкального руководителя.

Взаимодействие с городским этнографическим музеем, библиотекой, ДШИ, ДЮСШ, МОУСОШ №6

Воспитательные Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному поселку.

Проведение комплексных, интегрированных занятий.

Организация кружковой работы “Мама, папа и я Югорская семья”.

Изготовление коллажей.

Оформление уголков родного края.

Оформление подборки газет “Мегионские новости”, “Югра” по теме “История и современность поселка”

Создание наглядной агитации как в ДОУ так и на группах.

Оздоровительные Изучение физического развития и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка.

Организация системы оздоровительных мероприятий.

Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.

Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе, выезды на стойбище “Югра”, “Варьегонское”.

Взаимосвязь в работе медицинской службы, инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей.

Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений

Пропаганда здорового образа жизни.