“Смешались годы, даты
С бурьяном и травой.
Спокойно спят солдаты
Больших и малых войн”А. Жигулин
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы “Россия в первой Мировой войне”. Этот урок дополняет материал § 8-9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко “История России ХХ - начала ХХI века”.
Цели:
- Познакомить учащихся с героями Перовой мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем.
- Рассмотреть главные военные награды начала ХХ века, подчеркнув, что они являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости.
- Способствовать развитию у учащихся умений работать с дополнительной литературой, отбирать и анализировать дополнительный материал, четко и ясно излагать полученные сведения, делать вывод.
- Воспитывать у учащихся интерес к истории, уважение к подвигу русской армии, чувство патриотизма, ответственность за судьбу своей Родины.
Оборудование урока:
- Карта “Первая мировая война”.
- Проектор, компьютер, с помощью которых на экран выводятся изображения с наградами, эпиграф (если такой возможности нет, то изображения наград и фотографий можно раздать учащимся на учебные столы и оформить доску в кабинете).
- Музыка (можно из репертуара группы Любэ “Солдат”).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
В советские годы немного писалось о Первой мировой войне, герои ее известны далеко не всем. Поэтому уместно вспомнить о людях, чья доблесть была отмечена высокими наградами. Они любили Россию и не жалели себя в борьбе за Отечество.
Наш урок-экскурсия пройдет в кабинете истории, но сейчас он напомнит нам один из залов музея, где хранятся награды.
2. Выступление первого экскурсовода. (На экране появляется изображения ордена)
Знаменитый русский военный орден Святого Георгия – боевая, исключительно почетная награда для русских офицеров – был официально учрежден 26 ноября 1769 года. По статусу он давался только за конкретные боевые подвиги в военное время.
Символ ордена – всадник, поражающий копьем дракона, - олицетворял мужество воина, способного отстоять свою землю от врагов. Издавна на Руси этот образ связывался с легендарным Георгием Победоносцем. Он считался патроном Великих князей, а так же небесным покровителем всего русского воинства.
Георгиевский орден был разделен на 4 степени. Первая степень имела три знака: крест, звезду и ленту. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом воинской доблести и славы, перейдя на некоторый медали СССР и Российской Федерации. С 1849 года имена Георгиевских кавалеров начали записывать на мраморных стенах Георгиевского зала большого Кремлевского дворца.[1] < Рисунок 1> < Рисунок 2>
3. Выступление второго экскурсовода.
Великий князь Николай Николаевич Младший (1856-1929) доводился Николаю II двоюродным братом. В начале войны назначен Верховным главнокомандующим. Одна из первых побед – взятие у австрийцев крепости Перемышль, связана с его именем. В России эта победа отмечалась очень шумно. Император Николай II наградил великого князя высокой наградой – орденом Святого Георгия второй степени. После Февральской революции ушел в отставку и уехал в Крым, а в 1918 эмигрировал во Францию. Он стал одним из немногих великих князей, оставшихся в живых после прихода к власти большевиков. [3] < Рисунок 3>
4. Выступление третьего экскурсовода.
Генерал Николай Владимирович Рузский (1854-1918). Слава и боевые георгиевские награды пришли к Рузскому в Первую мировую войну. В 1919 году генерал-адъютант Н.В. Рузский командует 3-ей армией Юго-Западного фронта. За бои, предшествовавшие взятию Львова, награждается орденом Святого Георгия 4-ой степени, а за взятие 21 августа 1914 года самого Львова получает 3-ю степень этого ордена – белый крест на шею. В 1918 году был расстрелян большевиками, как заложник. [4] < Рисунок 4>
5. Выступление четвертого экскурсовода, (изображение на экране).
В этой кровопролитной войне основными наградами для солдат и всех низших чинов стали Георгиевский крест и Георгиевская медаль. В 1915 году один из полков в районе Буары под Варшавой дважды атаковал немцев, не сделав ни единого выстрела. Немцы не выдерживали штыковых атак, к тому же натиск русских был столь неожиданным и стремительным, что около тысячи врагов побросали оружие и сдались. В этих двух штыковых атаках неприятель потерял около двух тысяч человек убитыми. Командиру полка для раздачи нижним чинам было вручено сразу 500 Георгиевских крестов. [5]
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
6. Выступление пятого экскурсовода.
Петр Николаевич Нестеров (1887-1914). Русский военный летчик, штабс-капитан, начальник 11-го корпусного отряда 3-й авиароты. Основатель высшего пилотажа в России (“Петля Нестерова” или “мертвая петля” 1913 г.). Погиб в воздушном бою с австрийским самолетом-разведчиком 8 сентября 1914 года. Русский летчик догнал вражеский самолет и протаранил его на полной скорости. На мгновение оба самолета как бы зависли в воздухе, а потом камнем упали на землю и рассыпались на части. [4] < Рисунок 5>
7. Выступление шестого экскурсовода.
В 1916 году Н. Гумилев писал стихотворение “Наступление”
“Та страна, что могла быть раем,
Стала логивищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня”. [2]
1916 год связан с Брусиловским прорывом. Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926 гг.). В первую мировую войну командовал 8-ой армией, с 1916 года Юго-Западным фронтом. Из всех сражений первой мировой войны только одно получило имя участвовавшего в нем генерала. Это Брусиловский прорыв, в результате которого был прорван фронт на 350 км. Австро-венгерские войска начали беспорядочно отступать. Но Брусилову не удалось развить первоначальный успех. Не хватало резервов и боеприпасов. За время войны генерал был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней, а за операцию 1916 года получил оружие, украшенной бриллиантами.
В Гражданской войне не принял участия, демонстративно сохраняя нейтралитет. Только с 1920 года начал сотрудничать с новой властью. В 1926 году умер от воспаления легких. [5] < Рисунок 6>
8. Заключительное слово учителя.
В больших и малых событиях, сражениях участвуют люди. Они и творят историю. Мы учимся у них, гордимся ими, помним о них. За скупыми строчками учебника скрываются человеческие судьбы. Сегодня мы попытались немного узнать о некоторых из них.
Война показала полную абсурдность мировой войны, ее античеловеческий характер. В Первой мировой войне было убито около 10 млн. человек, вдвое больше остались калеками; война унесла столько же человеческих жизней сколько, сколько все вместе взятые войны за тысячелетие до нее.
Война обострила все накопившиеся в российском государстве противоречия, подведя Россию к той роковой черте, за которой ожидало народ, одно из самых суровых испытаний. Измученная, истерзанная Первой мировой войной, истомленная голодными кошмарами, Россия устремилась в жестокие объятия большевизма.
9. Заключительная беседа по вопросам.
1) Как менялось отношение к войне в российском обществе?
2) Назовите главную военную награду Первой мировой войны?
3) Чем вошел в историю П.Н. Нестеров?
4) Перечислите героев первой мировой войны?
10. Обсуждение пробемно-познавательного задания. Почему воинский долг на земле неизменен? Учащиеся записывают вывод по уроку в тетради.
Д/з
1) повторить §§ 8-9
2) подготовиться к тестированию по §§ 8-9
Литература
- Кузнецов А.А Награды Российской Империи. Олма, М., 2007 г., 207 стр.
- А.В. Фоменко. Ради жизни на земле. М., Просвещение, 1990 г., 287 стр.
- К. Рыжков. Сто великих россиян. М., Вече, 2005 г., 648 стр.
- А.О. Амелькин, С.В. Кретинин, А.И. Филюшкин. Всемирная история в лицах для детей. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство,1996 г., 558 стр.
- Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История России. XX- начало XXI века. 11 класс. М., Русское слово, 2007 г., 472 стр.