Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"

Разделы: История и обществознание


“Смешались годы, даты
С бурьяном и травой.
Спокойно спят солдаты
Больших и малых войн”

А. Жигулин

Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы “Россия в первой Мировой войне”. Этот урок дополняет материал § 8-9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко “История России ХХ - начала ХХI века”.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с героями Перовой мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем.
  2. Рассмотреть главные военные награды начала ХХ века, подчеркнув, что они являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости.
  3. Способствовать развитию у учащихся умений работать с дополнительной литературой, отбирать и анализировать дополнительный материал, четко и ясно излагать полученные сведения, делать вывод.
  4. Воспитывать у учащихся интерес к истории, уважение к подвигу русской армии, чувство патриотизма, ответственность за судьбу своей Родины.

Оборудование урока:

  1. Карта “Первая мировая война”.
  2. Проектор, компьютер, с помощью которых на экран выводятся изображения с наградами, эпиграф (если такой возможности нет, то изображения наград и фотографий можно раздать учащимся на учебные столы и оформить доску в кабинете).
  3. Музыка (можно из репертуара группы Любэ “Солдат”).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

В советские годы немного писалось о Первой мировой войне, герои ее известны далеко не всем. Поэтому уместно вспомнить о людях, чья доблесть была отмечена высокими наградами. Они любили Россию и не жалели себя в борьбе за Отечество.

Наш урок-экскурсия пройдет в кабинете истории, но сейчас он напомнит нам один из залов музея, где хранятся награды.

2. Выступление первого экскурсовода. (На экране появляется изображения ордена)

Знаменитый русский военный орден Святого Георгия – боевая, исключительно почетная награда для русских офицеров – был официально учрежден 26 ноября 1769 года. По статусу он давался только за конкретные боевые подвиги в военное время.

Символ ордена – всадник, поражающий копьем дракона, - олицетворял мужество воина, способного отстоять свою землю от врагов. Издавна на Руси этот образ связывался с легендарным Георгием Победоносцем. Он считался патроном Великих князей, а так же небесным покровителем всего русского воинства.

Георгиевский орден был разделен на 4 степени. Первая степень имела три знака: крест, звезду и ленту. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом воинской доблести и славы, перейдя на некоторый медали СССР и Российской Федерации. С 1849 года имена Георгиевских кавалеров начали записывать на мраморных стенах Георгиевского зала большого Кремлевского дворца.[1] < Рисунок 1> < Рисунок 2>

3. Выступление второго экскурсовода.

Великий князь Николай Николаевич Младший (1856-1929) доводился Николаю II двоюродным братом. В начале войны назначен Верховным главнокомандующим. Одна из первых побед – взятие у австрийцев крепости Перемышль, связана с его именем. В России эта победа отмечалась очень шумно. Император Николай II наградил великого князя высокой наградой – орденом Святого Георгия второй степени. После Февральской революции ушел в отставку и уехал в Крым, а в 1918 эмигрировал во Францию. Он стал одним из немногих великих князей, оставшихся в живых после прихода к власти большевиков. [3] < Рисунок 3>

4. Выступление третьего экскурсовода.

Генерал Николай Владимирович Рузский (1854-1918). Слава и боевые георгиевские награды пришли к Рузскому в Первую мировую войну. В 1919 году генерал-адъютант Н.В. Рузский командует 3-ей армией Юго-Западного фронта. За бои, предшествовавшие взятию Львова, награждается орденом Святого Георгия 4-ой степени, а за взятие 21 августа 1914 года самого Львова получает 3-ю степень этого ордена – белый крест на шею. В 1918 году был расстрелян большевиками, как заложник. [4] < Рисунок 4>

5. Выступление четвертого экскурсовода, (изображение на экране).

В этой кровопролитной войне основными наградами для солдат и всех низших чинов стали Георгиевский крест и Георгиевская медаль. В 1915 году один из полков в районе Буары под Варшавой дважды атаковал немцев, не сделав ни единого выстрела. Немцы не выдерживали штыковых атак, к тому же натиск русских был столь неожиданным и стремительным, что около тысячи врагов побросали оружие и сдались. В этих двух штыковых атаках неприятель потерял около двух тысяч человек убитыми. Командиру полка для раздачи нижним чинам было вручено сразу 500 Георгиевских крестов. [5]

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

6. Выступление пятого экскурсовода.

Петр Николаевич Нестеров (1887-1914). Русский военный летчик, штабс-капитан, начальник 11-го корпусного отряда 3-й авиароты. Основатель высшего пилотажа в России (“Петля Нестерова” или “мертвая петля” 1913 г.). Погиб в воздушном бою с австрийским самолетом-разведчиком 8 сентября 1914 года. Русский летчик догнал вражеский самолет и протаранил его на полной скорости. На мгновение оба самолета как бы зависли в воздухе, а потом камнем упали на землю и рассыпались на части. [4] < Рисунок 5>

7. Выступление шестого экскурсовода.

В 1916 году Н. Гумилев писал стихотворение “Наступление”

“Та страна, что могла быть раем,
Стала логивищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня”. [2]

1916 год связан с Брусиловским прорывом. Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926 гг.). В первую мировую войну командовал 8-ой армией, с 1916 года Юго-Западным фронтом. Из всех сражений первой мировой войны только одно получило имя участвовавшего в нем генерала. Это Брусиловский прорыв, в результате которого был прорван фронт на 350 км. Австро-венгерские войска начали беспорядочно отступать. Но Брусилову не удалось развить первоначальный успех. Не хватало резервов и боеприпасов. За время войны генерал был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней, а за операцию 1916 года получил оружие, украшенной бриллиантами.

В Гражданской войне не принял участия, демонстративно сохраняя нейтралитет. Только с 1920 года начал сотрудничать с новой властью. В 1926 году умер от воспаления легких. [5] < Рисунок 6>

8. Заключительное слово учителя.

В больших и малых событиях, сражениях участвуют люди. Они и творят историю. Мы учимся у них, гордимся ими, помним о них. За скупыми строчками учебника скрываются человеческие судьбы. Сегодня мы попытались немного узнать о некоторых из них.

Война показала полную абсурдность мировой войны, ее античеловеческий характер. В Первой мировой войне было убито около 10 млн. человек, вдвое больше остались калеками; война унесла столько же человеческих жизней сколько, сколько все вместе взятые войны за тысячелетие до нее.

Война обострила все накопившиеся в российском государстве противоречия, подведя Россию к той роковой черте, за которой ожидало народ, одно из самых суровых испытаний. Измученная, истерзанная Первой мировой войной, истомленная голодными кошмарами, Россия устремилась в жестокие объятия большевизма.

9. Заключительная беседа по вопросам.

1) Как менялось отношение к войне в российском обществе?

2) Назовите главную военную награду Первой мировой войны?

3) Чем вошел в историю П.Н. Нестеров?

4) Перечислите героев первой мировой войны?

10. Обсуждение пробемно-познавательного задания. Почему воинский долг на земле неизменен? Учащиеся записывают вывод по уроку в тетради.

Д/з

1) повторить §§ 8-9

2) подготовиться к тестированию по §§ 8-9

Литература

  1. Кузнецов А.А Награды Российской Империи. Олма, М., 2007 г., 207 стр.
  2. А.В. Фоменко. Ради жизни на земле. М., Просвещение, 1990 г., 287 стр.
  3. К. Рыжков. Сто великих россиян. М., Вече, 2005 г., 648 стр.
  4. А.О. Амелькин, С.В. Кретинин, А.И. Филюшкин. Всемирная история в лицах для детей. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство,1996 г., 558 стр.
  5. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История России. XX- начало XXI века. 11 класс. М., Русское слово, 2007 г., 472 стр.