Цель: повторить имя числительное комплексно (с т.з. значения, формы, возможностей функционирования в тексте) в форме заочной экскурсии по г. Печора.
Оборудование: карта-схема г.Печора, книги о Печоре, стихи о Печоре.
Использованная литература: журналы “Русский язык в школе”, “Русский язык в украинской школе”, Кульневич “Не совсем обычный урок”.
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие, запись в тетрадях числа, классной работы.
2. Сегодня на уроке у нас две цели:
- Познакомиться поближе с историей города
- Повторить, обобщить, систематизировать полученные знания о числительных.
А достигнем мы этих целей с помощью экскурсии.
Что такое экскурсия? (дети дают различные ответы, один из них дает точное определение).
Итак, экскурсия - это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Сегодня мы совершим заочную экскурсию по г. Печора. Экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого: карта-схема, виды города. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - нужная часть речи, без которой не обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе.
3. Проверка домашнего задания.
a) Девочки – план-описание автобуса.
Мальчики – технические характеристики.
Использовали ли вы в домашнем задании числительные? (да) Какие? (дети дают ответы)
4. Сейчас, пожалуй, можно совершить настоящую экскурсию.
Наш город совсем небольшой, но многие, кто родился здесь и живет, называют его своей родиной. Посвящают ему свои стихи.
Ученица: Еще В.А.Русанов, исследователь Коми края, проезжая мимо этих мест, писал: “Придет время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд”.
Ученики: зачитывают наиболее понравившиеся стихи о Печоре (“Таежная Печора”, “На высоком берегу”, “Огни Печоры”).
Учитель: Через стихи земляков мы узнали немного больше о нашем городе. А теперь попробуем рассказать о нем с точки зрения географии.
Ученик: читает текст, который записан на доске.
Текст№1. Печора находится в два раза ближе к северному полюсу, чем к линии экватора. Численность населения 63,8 тысяч человек (1996г.). Наш город основан в 1940г. Но стал он городом 18 января 1949г., ему более 59 лет. Печора – это железнодорожный, воздушный и речной порт.
Учитель: Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте же вспомним и расскажем все, что мы знаем о числительных.
Как отличить числительное от других частей речи?
Какие бывают числительные по значению и составу?
Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Как склоняются порядковые и количественные числительные?
Записать из текста словосочетания “существительное + числительное” в нужные графы таблицы. (Листочки с таблицей были даны ученикам перед уроком).
простые количественные порядковые
целые дробные собирательные составные
Учитель: Представьте, сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км/ч. чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 км/ч. на трассе автобус может развивать скорость до 70 и даже 80 км/ч.
Скажите, какое правило, применимое к числительным, спрятано в этом тексте? (склонение числительных от 50 до 80).
Задание в тетрадях: просклонять числительное 50, взаимопроверка.
Учитель: Мы едем по городу. Чтобы лучше это представить, обратимся к карте-схеме. Мы видим четкое разграничение 2-х частей, прямые улицы, кварталы, река, которая придает городу живописный вид.
Ученики: рассказывают о городе, остальные стараются записать как можно больше числительных в таблицу.
Текст №2. Город с первых лет строился двумя поселками: Канин-Нос и станция Печора. Основателями города стали железнодорожники и речники.
В июне 1937 года на пустынном правом берегу высадились первые строители железной дороги и самого года. В июне 1940 года в районе нынешнего ДЕПО и вокзала начал работу строительный отряд. Первый кол, первые палатки, первые землянки, наконец, первые бараки стали называться станцией Печора.
Летом 1941года центром Кожвинского района становится Канин-Нос, а в сентябре этого же года открылась первая школа.
В 1942 году наметилась первая улица Железнодорожная. Появлялись 12-квартирные жилые дома по улице Ленина.
Сейчас в Печоре насчитывается более 100 улиц и переулков. Есть улицы и переулки, в названиях которых можно найти числительные. Улица 8 Марта, 1, 2, 3, Лесокомбинатовская и др.
Учитель: Много ли вы записали числительных? Какие? (ответы дают ученики). А сейчас попробуем сделать морфологический разбор.
Ученики: Записывают в тетрадь предложение и делают разбор числительного ста.
Сейчас в Печоре более ста улиц.
Учитель: В Печоре существует и много памятников. Какие памятники вы знаете? (Русанову, Дубинину и др.)
Близится 9 мая – день Победы, поэтому мы более подробнее остановимся на памятнике “Никто не забыт”.
Учитель читает текст, который записан на доске.
Текст №3. 9 мая 1975 года открыт памятник погибшим солдатам ВОВ 1941-1945 “Никто не забыт”, скульптор Исаак Шпинер. Изготовлен памятник в городе Харькове. 9 мая 1976 года зажжен вечный огонь, а также состоялось открытие Аллеи Славы – 10 надгробий с именами павших печорцев в ВОВ. Пионеры и комсомольцы стояли по пятеро с обеих сторон, чтобы отдать честь героям, павшим в боях.
Какие числительные употреблены в тексте? Какие не были еще использованы? Запишите их в таблицу. С помощью чего образуются собирательные числительные? Что вы можете сказать о числительном оба (обе)?
Учитель: Заканчивается наше путешествие в современном городе. Но для того, чтобы прочитать последний текст, нам нужно вспомнить, как отличить числительное от других частей речи.
Текст №3. Закончился ХХ век. В течение пятидесяти девяти лет строилась Печора. На смену одноэтажным домам пришли девятиэтажные, появились новые здания. Печора утроилась за эти годы. Построили школы-одиннацатилетки, средние учебные заведения. На дорогах более пятнадцати автобусных маршрутов.
Распределить слова, в которых есть цифры по группам: существительное, прилагательное, глагол, числительное.
5. В конце урока дети сдают тетради, таблицы. Итоги урока подводятся на следующий день, выставляются оценки.
Мультимедийные приложения