Тема. Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков». Знакомство с повестью.
Цель. Ознакомление с историей создания повести, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения.
Задачи:
- научить анализировать литературное произведение;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- учить овладевать навыками актерского искусства;
- организовать работу учащихся в группах по методу сотрудничества;
- формировать навыки коммуникативного характера.
Оборудование: книга № 1, 2, 3 Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»; карта Страны, детские рисунки, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями, музыка к физминутке; приз «Розовый фламинго», фигурка мальчика, мяч, глобус для сценки, костюмы для учебников.
Урок проходит по следующим этапам:
- Организационный момент, где идет обсуждение эпиграфа урока.
- Проверка домашнего задания.
1) Конкурс – выставка на лучшую обложку книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку».
2) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Вредный кот». - Первичное знакомство с повестью Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» начинается с расшифровки названия, рассказа учителя о повести и инсценировки начала повести подготовленными детьми.
- Танцевальная физкультминутка, с помощью которой дети отправляются вслед за героями в Страну невыученных уроков.
- Работа с первыми главами повести происходит по этапам: чтение, словарная работа (индивидуальная работа по карточкам), работа в группе по карточкам, по содержанию текста и над образом героя, используя дифференцированные задания.
- В итоге урока начинается составление карты Страны невыученных уроков, дифференцированное домашнее задание, рефлексия с помощью веселого и грустного человечков.
ХОД УРОКА
Ученья корень горек, да плод сладок.
I. Обсуждение с учащимися смысла пословицы, связать с темой раздела «Уроки и перемены»
II. Проверка домашнего задания.
1) Конкурс – выставка на лучшую обложку книги
Г.Куликова «Как я влиял на Севку» (рисунки на
доске).
Лучшему художнику вручается приз «Розовый
фламинго» птица, которую не мог перестоять Севка
Мымриков.
2. Чтение наизусть стихотворения Б.Заходера
«Вредный кот».
– В чем смысл этого стихотворения?
– Встречаются ли такие ученики в жизни?
III. Знакомство с повестью-сказкой Л.Гераскиной
1.Работа с текстом до чтения.
– Представьте, что кот вдруг заговорил, и ожили
бы окружающие предметы. Хотелось ли вам этого?
Тогда советую поскорее начать читать историю,
которую придумала Лия Гераскина. А как
называется это произведение, вы узнаете, отгадав
эту запись (антиципация гласных букв).
В СТРН
НВЧННХ РКВ.
– Какие вопросы хотели бы обсудить перед началом
чтения произведения? (книги № 1 разных лет
издания)
– Полистав учебник, определите, какое по жанру
это произведение? (В нашем учебнике только
фрагмент повести.)
Существует ли в жизни такая страна? И как попасть
в эту страну, кто ее жители? Сплошные тайны и
загадки. Значит, это повесть – сказка. Эта
повесть вышла в свет в 1961 году, издавалась у нас в
стране более 10 раз и является самой популярной из
книг писательницы. И уже есть книга 2 и 3. (Книги №
2, 3.)
– Почему книга пользуется на протяжении
стольких лет необычайной популярностью, почему
ее читают и перечитывают много раз с большим
удовольствием?
– Сразу ответить трудно, но думаю, что после
прочтения и вдумчивой работы над повестью, мы
сумеем ответить на этот вопрос.
2. Первичное знакомство.
– Чтобы приоткрыть некоторые тайны, я прочитаю
вам самое начало повести.
– Что уже узнали? (Рассказчик Витя.)
– А сейчас приглашаем вас в театр. Ваши
одноклассники приготовили вам небольшую сценку,
из которой вы узнаете, как герой повести попал в
Страну невыученных уроков.
(Инсценировка 1-й и 2-й части повести из учебника.)
– Понравилась ли вам игра наших актеров?
– Заинтересовала вас повесть?
– Прежде чем работать дальше, может быть нам тоже
нужно окунуться в волшебный мир этой страны и
последовать за Витей.
Физкультминутка. («Финская полька»)
3. Работа с текстом повести.
а) Чтение 3-й части про себя.
– Что вас удивило и обрадовало? (Спутником стал
кот Кузя.)
– Почему кот вызвался пойти с хозяином?
– Что написано о Стране?
– Наверное, события, полные страха и тревог,
должны скоро начаться, а пока прочитаем. 4-ю часть
читают вслух дети.
– Обрадовался ли Витя присутствию своего кота?
Почему?
– О какой особенности котов узнал мальчик? (Они
внимательно следят за всем, что двигается, они
охотники.)
– Что доказывает, что Страна невыученных уроков
действительно волшебная?
– Какие у вас возникли вопросы по ходу чтения 4-й
части? Что-то было непонятно!
– Рассмотрите иллюстрацию. К какой части ее
художник нарисовал? Отыщите в тексте строки,
которые можно поместить под иллюстрацией.
б) Словарная работа. (Карточки и толковые словари.)
– А сейчас вы поработаете индивидуально. Каждый выберет себе карточку с заданием по словарной работе:
– Кто остановится на задании: соединить
стрелочкой слово и его значение?
– Кто считает, что сумеет найти значение
непонятных ему слов в толковом словаре, выберет
эту карточку (вензель, портсигар)?
Ответы детей.
– Что значит, по-вашему, буквы на портсигаре Д. П.? (Дмитрий Перестукин – отец Виктора.)
в) А теперь группа будет выбирать себе задание. (После выполнения задания каждая группа озвучивает свою работу, остальные дают рецензию.)
Все задания на карточках.
1 задание. Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане. Пронумеруй!
3 часть
– «Боялся – голова закружится».
– «Мяч будет моим проводником».
– «Если тебе будет очень плохо, зови меня на помощь».
4 часть
– «За холмами мы увидели большой замок с высоченными воротами и каменным забором».
– «Как хорошо, что Кузя увязался за мной».
– «Мяч катился, перепрыгивая через пни и поваленные деревья».
2 задание. Составь план 3-й и 4-й части.
3 часть
- ________________________________________________.
- ________________________________________________.
- ________________________________________________.
4 часть
- ________________________________________________.
- ________________________________________________.
- ________________________________________________.
3 задание. Составь план по образцу, используя краткий пересказ.
1 часть. Витя хотел выпрыгнуть из окна и побежать к ребятам, но тут вдруг появились ожившие учебники и стали его упрекать в неряшливости и неприлежании.
2 часть. Учебники решили отправить Витю в Страну невыученных уроков.
3 часть. ___________________________________________________.
4 часть ___________________________________________________.
г) Работа над образом героя.
– Давайте понаблюдаем, как рождается образ Вити Перестукина: его поступки, поведение, характер, отношение автора к нему, какие у вас возникли чувства к Вите.
1 задание. Допишите прилагательные – эпитеты, с помощью которых автор описывает Витю.
Безвольный, …
2 задание. Прочитайте слова – характеристики. Отметьте, что относится к Вите в начале повести.
Ленивый
неряшливый
безвольный
честный
внимательный
добрый
вспыльчивый
3 задание. Составьте устный рассказ о Вите по плану:
- Кто он.
- Каким показан в повести.
- Речь героя (что и как говорит).
- Твое отношение к нему.
– Итак, каким же мы видим Витю в начале повести?
ленивый
неряшливый
безвольный
честный
– На следующих уроках эту работу продолжим, проследим, как будет меняться Витя.
IV. Составление карты Страны. (Карта на доске.)
– Как вы думаете, скоро ли Вите удастся
вернуться домой?
– С кем он еще может встретиться в путешествии?
– Сейчас начнем составлять карту этой волшебной
страны, и в течение следующих уроков мы будем
следить за передвижением Вити и узнавать об этой
удивительной стране.
– Понравился ли вам урок?
– Кто хочет прочитать эту повесть?
V. Домашнее задание
- Кого эта повесть заинтересовала, прочитайте ее целиком.
- Приготовиться читать по ролям 3 – 4 части.
- Прочитать 5-ю часть, нарисовать жителей загадочного замка.
VI. Проблема на ладошке. (Фигурка мальчика.)
– В наши дни и у нас в школе есть дети, которые
ленятся учиться, как это было с Витей.
– Что бы вы посоветовали Вите, пожелали бы что?
(Фигурка передается из рук в руки, дети
высказывают свое мнение.)
Обращение к эпиграфу урока.
VII. Рефлексия
– Кто доволен своей работой на уроке, покажите веселого человечка. А кто испытывал затруднения – грустного человечка.