Тема: Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков». Знакомство с повестью

Разделы: Начальная школа


Тема. Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков». Знакомство с повестью.

Цель. Ознакомление с историей создания повести, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения.

Задачи:

  • научить анализировать литературное произведение;
  • формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
  • учить овладевать навыками актерского искусства;
  • организовать работу учащихся в группах по методу сотрудничества;
  • формировать навыки коммуникативного характера.

Оборудование: книга № 1, 2, 3 Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»; карта Страны, детские рисунки, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями, музыка к физминутке; приз «Розовый фламинго», фигурка мальчика, мяч, глобус для сценки, костюмы для учебников.

Урок проходит по следующим этапам:

  1. Организационный момент, где идет обсуждение эпиграфа урока.
  2. Проверка домашнего задания.
    1) Конкурс – выставка на лучшую обложку книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку».
    2) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Вредный кот».
  3. Первичное знакомство с повестью Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» начинается с расшифровки названия, рассказа учителя о повести и инсценировки начала повести подготовленными детьми.
  4. Танцевальная физкультминутка, с помощью которой дети отправляются вслед за героями в Страну невыученных уроков.
  5. Работа с первыми главами повести происходит по этапам: чтение, словарная работа (индивидуальная работа по карточкам), работа в группе по карточкам, по содержанию текста и над образом героя, используя дифференцированные задания.
  6. В итоге урока начинается составление карты Страны невыученных уроков, дифференцированное домашнее задание, рефлексия с помощью веселого и грустного человечков.

ХОД УРОКА

Ученья корень горек, да плод сладок.

I. Обсуждение с учащимися смысла пословицы, связать с темой раздела «Уроки и перемены»

II. Проверка домашнего задания.

1) Конкурс – выставка на лучшую обложку книги Г.Куликова «Как я влиял на Севку» (рисунки на доске).
Лучшему художнику вручается приз «Розовый фламинго» птица, которую не мог перестоять Севка Мымриков.
2. Чтение наизусть стихотворения Б.Заходера «Вредный кот».
– В чем смысл этого стихотворения?
– Встречаются ли такие ученики в жизни?

III. Знакомство с повестью-сказкой Л.Гераскиной

1.Работа с текстом до чтения.

– Представьте, что кот вдруг заговорил, и ожили бы окружающие предметы. Хотелось ли вам этого? Тогда  советую поскорее начать читать историю, которую придумала Лия Гераскина. А как называется это произведение, вы узнаете, отгадав эту запись (антиципация гласных букв).
В      СТРН      НВЧННХ      РКВ.
– Какие вопросы хотели бы обсудить перед началом чтения произведения? (книги № 1 разных лет издания)
– Полистав учебник, определите, какое по жанру это произведение? (В нашем учебнике только фрагмент повести.)
Существует ли в жизни такая страна? И как попасть в эту страну, кто ее жители? Сплошные тайны и загадки. Значит, это повесть – сказка. Эта повесть вышла в свет в 1961 году, издавалась у нас в стране более 10 раз и является самой популярной из книг писательницы. И уже есть книга 2 и 3. (Книги № 2, 3.)
– Почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?
– Сразу ответить трудно, но думаю, что после прочтения и вдумчивой работы над повестью, мы сумеем ответить на этот вопрос.

2. Первичное знакомство.

– Чтобы приоткрыть некоторые тайны, я прочитаю вам самое начало повести.
– Что уже узнали? (Рассказчик Витя.)
– А сейчас приглашаем вас в театр. Ваши одноклассники приготовили вам небольшую сценку, из которой вы узнаете, как герой повести попал в Страну невыученных уроков.
(Инсценировка 1-й и 2-й части повести из учебника.)
– Понравилась ли вам игра наших актеров?
– Заинтересовала вас повесть?
– Прежде чем работать дальше, может быть нам тоже нужно окунуться в волшебный мир этой страны и последовать за Витей.

Физкультминутка. («Финская полька»)

3. Работа с текстом повести.

а) Чтение 3-й части про себя.

– Что вас удивило и обрадовало? (Спутником стал кот Кузя.)
– Почему кот вызвался пойти с хозяином?
– Что написано о Стране?
– Наверное, события, полные страха и тревог, должны скоро начаться, а пока прочитаем. 4-ю часть читают вслух дети.
– Обрадовался ли Витя присутствию своего кота? Почему?
– О какой особенности котов узнал мальчик? (Они внимательно следят за всем, что двигается, они охотники.)
– Что доказывает, что Страна невыученных уроков действительно волшебная?
– Какие у вас возникли вопросы по ходу чтения 4-й части? Что-то было непонятно!
– Рассмотрите иллюстрацию. К какой части ее художник нарисовал? Отыщите в тексте строки, которые можно поместить под иллюстрацией.

б) Словарная работа. (Карточки и толковые словари.)

– А сейчас вы поработаете индивидуально. Каждый выберет себе карточку с заданием по словарной работе:

– Кто остановится на задании: соединить стрелочкой слово и его значение?
– Кто считает, что сумеет найти значение непонятных ему слов в толковом словаре, выберет эту карточку (вензель, портсигар)?

Ответы детей.

– Что значит, по-вашему, буквы на портсигаре Д. П.? (Дмитрий Перестукин – отец Виктора.)

в) А теперь группа будет выбирать себе задание. (После выполнения задания каждая группа озвучивает свою работу, остальные дают рецензию.)

Все задания на карточках.

1 задание. Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане. Пронумеруй!

3 часть

– «Боялся – голова закружится».
– «Мяч будет моим проводником».
– «Если тебе будет очень плохо, зови меня на помощь».

4 часть

– «За холмами мы увидели большой замок с высоченными воротами и каменным забором».
– «Как хорошо, что Кузя увязался за мной».
– «Мяч катился, перепрыгивая через пни и поваленные деревья».

2 задание. Составь план 3-й и 4-й части.

3 часть

  1. ________________________________________________.
  2. ________________________________________________.
  3. ________________________________________________.

4 часть

  1. ________________________________________________.
  2. ________________________________________________.
  3. ________________________________________________.

3 задание. Составь план по образцу, используя краткий пересказ.

1 часть.  Витя хотел выпрыгнуть из окна и побежать к ребятам, но  тут вдруг появились ожившие учебники и стали его упрекать в неряшливости и неприлежании.
2 часть.  Учебники решили отправить Витю в Страну невыученных уроков.
3 часть. ___________________________________________________.
4 часть ___________________________________________________.

г) Работа над образом  героя.

– Давайте понаблюдаем, как рождается образ Вити Перестукина: его поступки, поведение, характер, отношение автора к нему, какие у вас возникли чувства к Вите.

1 задание. Допишите прилагательные – эпитеты, с помощью которых автор описывает Витю.

Безвольный, …

2 задание. Прочитайте слова  – характеристики. Отметьте, что относится к Вите в начале повести.

Ленивый
неряшливый
безвольный
честный
внимательный
добрый
вспыльчивый

3 задание. Составьте устный рассказ о Вите по плану:

  1. Кто он.
  2. Каким показан в повести.
  3. Речь героя (что и как говорит).
  4. Твое отношение к нему.

– Итак, каким же мы видим Витю в начале повести?

ленивый
неряшливый
безвольный
честный

– На следующих уроках эту работу продолжим, проследим, как будет меняться Витя.

IV. Составление карты Страны. (Карта на доске.)

– Как вы думаете, скоро ли Вите удастся вернуться домой?
– С кем он еще может встретиться в путешествии?
– Сейчас начнем составлять карту этой волшебной страны, и в течение следующих уроков мы будем следить за передвижением Вити и узнавать об этой удивительной стране.
– Понравился ли вам урок?
– Кто хочет прочитать эту повесть?

V. Домашнее задание

  1. Кого эта повесть заинтересовала, прочитайте ее целиком.
  2. Приготовиться читать по ролям 3 – 4 части.
  3. Прочитать 5-ю часть, нарисовать жителей загадочного замка.

VI. Проблема на ладошке. (Фигурка мальчика.)

– В наши дни и у нас в школе есть дети, которые ленятся учиться, как это было с Витей.
– Что бы вы посоветовали Вите, пожелали бы что? (Фигурка передается из рук в руки, дети высказывают свое мнение.)
Обращение к эпиграфу урока.

VII. Рефлексия

– Кто доволен своей работой на уроке, покажите веселого человечка. А кто испытывал затруднения – грустного человечка.