Тип урока: обобщение и систематизация знаний, пройденного материала
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Происхождение театра кукол. Знаменитые герои театра кукол”
- Развивать интерес к театральному искусству театра кукол.
- Научить выполнять театральные этюды с использованием рук.
Структура урока:
- Приветствие.
- Культура и техника речи.
- Основы культуры театра кукол.
- Ритмопластика.
- Основы кукловождения.
- Пластические этюды (Этюды с куклами)
Театральный словарь:
Батлейка. Вага. Вертеп. Гапит. Гансвурст. Гиньоль. Грядка. Даланг. Дубль. Задник. Зеркало сцены. Карагез. Котурны. Марионетка. Мимирующая кукла. Ростовая кукла. Папье-маше. Перчаточная кукла. Петрушка. Полишинель. Пульчинелла. Панч. Касперле. Кашпарек. Маккус. Карагёз. Теневая кукла. Тростевая кукла. Планшетная кукла. Ширма. Грядка.
Схема урока:
- Организационный момент.
- Повторение и закрепление основных театральных терминов.
- Знаменитые герои театра кукол.
- Разминка рук.
- Театральные этюды.
- Основы кукловождения.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Насколько помнят себя люди, всегда - в детстве, быту, религиозном обряде - существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека. Из веры в способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлением в простых и понятных формах, движении, и вырос театр кукол.
Мир кукольного театра.
Жизнь куклы исчисляется тысячелетиями. И берет она свое начало от ритуальной куклы – идола, служившей посредником между миром духов и людей. Подобное отношение к куклам свойственно самым разным народам. В Японии существовал ритуал: бумажных кукол бросали в реку, чтобы избавить людей от несчастий и принести богатый урожай. А славян от болезней и несчастий защищали 12 куколок – оберегов.
Прошло время, и кукла утратила свою магическую силу: погремушка, которой шаман отгонял злых духов, превратилась в забаву для малыша, конь – знак солнца – в глиняную свистульку, а богиня плодородия Венера – в расписную мамку с младенцами на руках. Являясь прообразом и копией человеческой жизни, игра с куклой оказывала целительное воздействие, порождая “ радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром” (Ф. Фребель). Общение с куклой претерпевало различные метаморфозы. Так и появился удивительный мир по имени “кукольный театр”.
Первое упоминание о кукольном искусстве относится к IV веку до нашей эры. Оно связано с религиозными празднествами. В Египте куклами разыгрывались мифы о гибели и воскрешении бога плодородия Осириса. На Руси куклы – божества – Коляда, Купала, Морена, масленица – были участниками праздников, связанных со сменой времен года. Яванский теневой театр кукол возник из существовавшего на острове обычая вызывать умерших предков. В Древней Греции куклы представляли собой огромные фигуры, которые назывались “автоматами” и “оживлялись” только в самые торжественные моменты религиозного действа. В Греции и возникло театральное искусство, которое принято “ вифлиемским ящиком”. Артисты- кукольники бродили по дорогам, показывая истории о рождении Иисуса Христа и жизни царя Ирода. Кукольные представления были любимы во всех странах, но в каждой действовал свой народный герой; в Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Испании – дон Кристобаль, в германии – Касперле, в Англии – Панч, в Турции – Карагёз.
Шумные, озорные, резкие, порой жестокие – все они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и самой Смерти вселяли в зрителей оптимизм. Суть сценок была неизменна, но постоянно пополнялась деталями в духе времени и традиций.
Народный театр имел успех, и кукольники - профессионалы стали приглашаться со своими героями в аристократические гостиные. К началу XIX века кукольный театр постепенно входит в домашнюю жизнь европейской городской семьи. Домашние кукольные спектакли возникли и в России. А к середине XIX века кукольный театр уже рассматривался не только как развлечение, но и как действенное педагогическое средство, развивающее духовное и творческое начало. ХХ век породил бесчисленное множество кукольных театров. В их распоряжении были самые разные сюжеты и системы кукол. Постепенно появляются и специальные театры для детей. Один из первых организовался в России сразу после революции в Загорске, в музее Игрушки. А в 1931 г. Открылся московский театр, художественным руководителем которого стал С.В. Образцов. С его приходом кукольный театр приобрел новую жизнь: его герои стали друзьями малыша, учили думать и сравнивать, чувствовать и переживать….
Конечно, кукольный театр – это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков – всего того, что и есть, по сути, творчество.
Кукольный театр, - как ни один другой! – возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он вновь и вновь учит нас быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми, способными по-настоящему оценить и полюбить истинное богатство родного слова.
Закрепление и систематизация основных театральных терминов театра кукол
Приложение2, Приложение3, Приложение4, Приложение5, Приложение6
Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Потом сделали небольших кукол и поставили их внизу - под перегородкой. А сверху поселили кукол, которые изображали богов. Вот и получилось: люди - внизу, боги – наверху.
Знаменитые герои театра кукол.
Безобидный, казалось бы, театр деревянных, тряпичных, картонных героев. И, тем не менее, именно на его долю выпало немало тяжких испытаний, суровых наказаний, горестных утрат.
Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Убивали кукольников, но оставались куклы. А если уничтожали и кукол, то оставалась память о них, оставались традиции. У каждого народа есть свои умельцы, которые снова и снова делали кукол и играли ими. Театр кукол выжил и оказался бессмертным. Его бессмертие держалось не только любовью к нему зрителей - хотя это было главным. Но и тем, что кукольники успели к тому времени придумать таких героев, которые стали - как пословица или поговорка – всенародно нарицательными, их знали все. Любили их шутки, колкие словечки.
Разминка рук.
- Задание 1. “Раскрепощение пальцев рук”
- Задание 2. “Раскрепощение кисти рук”
- Задание 3. “Раскрепощение предплечья”
- Задание 4. “Раскрепощение плеча”
Театральные этюды.
Театральный Этюд “Превращение”
Домашнее задание.
Изготовить перчаточную куклу. Придумать театральные этюды с использованием рук.