Формирование бережного отношения к деревьям у младших школьников в процессе организации проектно-исследовательской деятельности

Разделы: Начальная школа


Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, хочу предложить программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка “Юный друг природы”. Программа кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает работу по направлениям:

  • познавательное;
  • познавательно-развлекательное;
  • исследовательское.

Предлагаемый примерный план работы кружка предусматривает проектно-исследовательскую деятельность. Работа строится на материалах проекта “Мое дерево”,разработанного кандидатом биологических наук Н.А.Рыжовой [8, с. 48-52].

Сентябрь

Утренник “Мир вокруг нас”. Театрализованное представление на экологическую тему: “Новые приключения Маши и Вити”. Работа над проектом “Мое дерево”: знакомимся с деревом, изучаем почву. Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Октябрь

Музыкальное занятие. Можно дать прослушать детям разные произведения!. Задача — выбрать из них, шумы напоминающие шум деревьев в дождливую погоду, определить шум осеннего дерева. Работа над проектом “Моё дерево”: изучаем листья; изучаем плоды и семена.

Ноябрь

Предложить детям составить рассказ “Наше дерево осенью”. Работа над проектом “Моё дерево”: изучаем кору и ствол.

Декабрь

Рисование: “Деревья зимой”. Работа над проектом “Моё дерево”: изучаем снег, животных. Птичья столовая.

Январь

Беседа “Лиственные и хвойные деревья зимой”. Викторина “Что растет в моем краю”. Работа над проектом “Мое дерево”: сочинение “Как зимуешь, друг?”. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Февраль

Работа над проектом “Моё дерево”: День дерева. Каждый ребенок делает поделку из цветной бумаги на тему мое любимое дерево. Проводится выставка.

Март

Дидактическая игра “Первоцветы. Узнай растение по листу”. Беседа “Встреча пернатых друзей”. Работа над проектом “Моё дерево”: составление математических задач с использованием результатов наблюдений.

Апрель

Турнир-викторина “Охраняемые растения Красноярского края”. Игра-путешествие “По лесным тропинкам”. Работа по проекту “Мое дерево”: составление рекламы своему дереву. Озеленение школьного двора. Путешествие по экологической тропинке (II часть).

Познавательное направление работы кружка включает цикл

познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры- путешествия.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способности передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных.

2. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.

3. С деревом ребёнку проще общаться “на равных”, легче представить его своим другом.

Перед началом работы над проектом рекомендуется провести беседу о деревьях. Цель – выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Для этого можно использовать следующие вопросы:

- Чем деревья отличаются от других растений?
- Какие деревья вы знаете?
- Деревья живые или нет? Почему вы так думаете?
- Какие деревья растут около нашей школы?
- Как вы думаете, кто сажает деревья в городе? Для чего?
- А кто сажает деревья в лесу?
- Как вы думаете, в нашем городе много деревьев или мало? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, где деревьям живется лучше – в лесу или городе? Почему вы так считаете?
- Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда– нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
- Представьте, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет в нашем городе? На всей Земле? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

По окончании обсуждения обязательно нужно сделать вывод.

Важной задачей работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных.

Экологический проект “Мое дерево” может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.

Проект включает несколько этапов работы. Первый этап подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива. Подготовительный этап включает оформление специальной тетради “Мое дерево”, в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. (см. Приложение).

Исследовательский этап состоит из ряда заданий: “Знакомство с деревом”, “Изучение кроны, листьев”, “Изучение коры, ствола”, “Изучение плодов, семян”, “Изучение животных, связанных с деревом” и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов.

Помимо чисто исследовательских заданий, ребятам предлагается ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, определить “настроение” дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы “дереву не было скучно и одиноко”, делают кормушки для птиц.

Третий этап – обобщение материалов - включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании бережного отношения школьников к природе.

Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.

Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка - все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все! шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли; нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок “мыслит формами, красками, звуками”. Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).

Первый этап - подготовительный. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда - несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения.

Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.

Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени, В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть - обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным - таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть - анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть, что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в воспринимаемом предмете ил явлении. Если воспринимаемый предмет малоизвестен детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствует большей тонкости анализирующего восприятия.

Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере участвования навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть - обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя). Четвертый этап - заключительный. Цель его — в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

Как показывает опыт работы, при однородном, даже однократном восприятии, даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями; по которым они протекали в процессе первичного восприятия. Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бобылева, Л.Д., Бобылева, О.В. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] /Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа.-2003.-№5.- с. 64-75.
  2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева //Дошкольное воспитание.-2005.-№7.- с.10-15.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пос. для студ. /С.Н. Николаева.- М.: Академия, 2002.-336 с.
  4. Отношение школьников к природе [Текст] / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной.- М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
  5. Рыжова, Н.А. Экологический проект “Здравствуй, дерево” [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.-2002.- №3.- с. 38-57.
  6. Рыжова, Н.А. Экологический проект “Здравствуй, дерево” [Текст] / Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитане.-2002.-№7.- с. 37-48.
  7. Рыжова, Н.А. Экологический проект “Здравствуй, дерево” [Текст] / Н.А Рыжова //Дошкольное воспитане.-2002.- № 9.- с. 50—54.
  8. Рыжова, Н.А. Экологический проект “Моё дерево” [Текст] / Н.А. Рыжова // Начальная школа.- 1997.- № 4.-с. 48-52.