Введение
Урок занимает в деятельности учителя и учашихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса, существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства,такие как экономичность, возможность для содержательного и интимно-личностного общения учащихся между собой и удовлетворяет потребность учащихся в общении и тем самым воспитывает у учащихся такие нормы и привычки поведения, которые им необходимы в будующей взрослой жизни .Но также имеет и ряд существенных недостатков.
Главный из них состоит в том, что в основе этой формы занятий положен принцип одинаковасти способностей обучающихся.
Пока будет существоват классно-урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения. Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения, являются объективно существующие различия обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также и способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Дифференциация обучения выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучающиеся могут усваивать материал разными способами на разных уровнях, приобретая при этом умение, самостоятельно находить способы решения задач.
Дифференциация образования является залогом предоставления каждому обущающимуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом развития обучающегося с самыми разными способностями и направлениями интересов.
Сущьность дифференциация состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы обучающихся к достижению цели.
Целью данной работы является поиск различных способов, которые смогли бы помочь учителю не оставить “за бортом” ученика, который по той или иной причине отстаёт по темпу обучения. И при всех навалившихся на учителя трудностях, не скатиться до обучения “среднего ученика”, так как при оринтации на среднего, сильный ученик начинает работать налегке, а слабый совсем отстаёт.
Обучение “По способу”
Понимая о различии своих учеников и зная хорошо каждого из них в работе общей схемы организации дифференцированного обучения учащихся, использую не только разноуровневые задания, но и различные способы обучения. К этим способам относятся
- репродуктивный
- проблемное изложение
- частично-поисковый ( эвристический)
- исследоватеьский
Для себя выделяю как бы четыри группы учащихся. Но это не группы постоянного состава, то есть сегодня обучающйся может находиться в одной группе, а в следующий раз в другой, в зависимости от его подготовки и эмоционального состояния на тот момент.
1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.
3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.
4 группа – неуспевающие обучающиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.
Эти группы никак не выделяются учителем, обучающиеся даже недогадываются о них. Учитель выделяет их только для себя и это важно.
Пример с урока математики в 6 классе по теме
“Решение уравнений”
Учитель предлагает записанную на доске устную работу для обучающихся..
Задания подобраны так, что позволяют повторить материал, который будет использоваться при изучении новой темы.
Задания:
1. Вычислить:
- 127,15 + 14,12 – 127,15
- -5 + 6 + 5 – 7 – 6
2. Упростить:
- 2х + 7 - 2х
- 7в + 2а – 7в – 2а
3. Как в выражении избавиться от числа?
4. Решить уравнения:
- х + 5 = 17
- 3х = 15
- 8х + х = 18
- 3х = 4 – х
Обучающиеся, без особого труда справляются с предложенными заданиями, вслух проговаривая решения (Фронтальная работа)
Все задания решены, кроме последнего уравнения. Последнее решить не могут. Заминка. Учитель обыгрывает ситуацию, предлагает посовещаться в парах, в группах. И дождавшись, когда ученики понимают и проговаривают вслух, что решить уравнение не могут, предлагает им ответить на вопросы, которые могут быть заранее записаны на доске.
Уравнение ли это?
Какими свойствами обладают уравнения?
Чем это уравнение отличается от остальных?
Почему не можем решить это уравнение?
Какие преобразования помогли бы привести
уравнение к стандартному виду?
Учащиеся работают сначало самостоятельно, затем совещаются в парах, в группах.
Учитель все время наблюдает за работой, если возникает небходимость, отвечает на вопросы учающихся. Обсуждаются первые четыре вопроса. Ответ на последний вопрос учеников затрудняет больше всего. Поэтому на него даётся дополнительное время. Наблюдая за работой ребят в группах, учитель выделяет тех, которые могут ответить на последний вопрос и понимают в чем дело. Этим учащимся предлагается сесть отдельно и довести работу до конца. Остальные учащиеся открывают учебник и при помощи учебника отвечают на последний вопрос.
В учебнике объеснение ведетя на похожем примере. Учащимся предлагается прочитать пункт учебника, ответить на последний вопрос и выделить способ решения уравнения. Ребята форму работы выбирают сами, кто работает индивидуально, кто в паре, кто в группе. Следующий этап - это ответы на вопрос, обсуждение. В процессе обсуждения в первую очередь обязательно заслушиваюся учащиеся, которые работали без учебника. Итогом обсуждения должен стать способ решения уравнений и запись алгоритма решения в тетрадь.
Затем один из успешных на этом уроке учащийся решает данное уравнение на доске с подробным объяснением, для тех, кто все - таки не смог разобраться сам.
Итак, на уроке было ислользованно три способа обучения:
- исследоватеьский
- частично поисковый
- проблемное изложение
- репродуктивный
Проводя такие уроки, убедилась, что, сообразуясь и учитывая свои способности, ученик получает право и возможность выбирать способ усвоения учебного материала сам. Такая работа, организуемая учителем, выглядит объективной в глазах ученика и поэтому не создается почвы для обид.
Заключение
Главным результатом дифференцированного обучения “По способу”, можно отнести следующее:
- развитие интереса к математике
- повышение мотивации на обучение
- развитие самостоятельности в нахождении способов решений учебных задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенный способ является результативным, так как имеет то преимущество, что не оставляет ни одного ученика без работы, и каждому дается возможность попробовать себя во всех типах деятельности.
Система такой работы может быть рекомендована для объяснения нового материала не только на уроках маттематики.
Список литературы.
- Границкая, А.С. Научить думать и действовать [Текст] / А.С Границкая; - М. Просвещение, 1991г.
- Капиносов, А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в 5 – 9 классах. [Текст] / А.Н Капиносов // Математика в школе. – 1991. -№5. – С. 16 – 19.