Цель игры:
- расширение кругозора учащихся;
- активизация творческих способностей;
- развитие находчивости, смекалки;
- повышение познавательного интереса к предмету.
Наглядность, оборудование: плакат с девизом игры; красочно оформленные плакаты с названиями станций маршрута игры; плакаты с ребусами и “музыкальными” примерами; “ромашка” для выбора игры, красиво оформленные маршрутные листы с указанием маршрута для каждого класса. Кабинеты- станции оформлены в соответствии с названиями.
Участники игры: учащиеся шестых классов.
Ход игры:
Команды – участницы построены. Вступительное слово учителя:
- Математика – вечно живое дерево науки. Она дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. В математике много удивительного. Ею занимались и занимаются люди разных профессий. Не только руки, ноги, тело человека требуют разминки и тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, мастерит, решает, разгадывает загадки. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Сегодня вы пришли, чтобы и поиграть, и подумать.
Ведущий 1:
- Герон, Виет, Платон и Лобачевский,
И Чебышев, Декарт и Пифагор,
И Архимед, и Софья Ковалевская
И в этом же ряду Ньютон.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Ведущий 2:
- Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“Наука математика – царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей;
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Ведущий 1:
- Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть.
Но будешь ты рабочим, может и ученым.
И будешь честно Родине служить!
Ведущий 2:
- Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и в борьбе
Дает математика знать о себе!
Ведущий 1:
- Сегодня в игре принимают участие гении 6-х классов..
( Каждый класс представляет свою команду, название и девиз).
Во время представления команды получают маршрутные листы, на которых указан порядок прохождения станций.
Учитель:
Вы гении. Я это знаю.
Ведь гений, это человек
Тот, кто идет к вершине знаний,
Зная, что такой вершины нет.
Все в ваших силах, в вашей власти
Открытиям предела нет.
Открытия сегодня ждут вас.
Удач вам и математических побед!
Команды начинают игру, переходя от станции к станции по маршрутам, указанным на полученном листочке.
I. Станция “Теоретическая”.
“Ум без догадки гроша не стоит” (народная мудрость).
1. Вставить пропущенное число:
а) 3; 7; 11; 15; …
б)
2 4 3
5 2 5
7 6 …
2. Найдите суммы:
а) 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = …
б) 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 = …
в) 1+2+3+4+5+…+18+19+20 = …
г) 1+2+3+4+5+…+98+99+100 = …
С чьим именем из истории связан этот пример?
3. Ребусы.
II. Станция “Историческая”.
1. Сообщение из истории математики.
а) “Кто такой Литр?”
б) “Что отсеивают с помощью решета Эратосфена и
как это делают?”
в) “Как изготовить лист Мебиуса?”
г) “Творчество Софьи Ковалевской”.
д) “Почему “Теорема Пифагора”, если она
известна за 2000 лет до Пифагора?”
2. Решение примеров:
а) V + VII
б) IX - VIII
в) C - XX
г) X * II + VI
д) C : V – XXXI
III. Станция “Игровая”.
“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным” Блез Паскаль.
“Ромашка”.
На столе “ромашка”, у которой несколько лепестков. На обратной стороне лепестков написано название игры. Команда вытягивает лепесток и таким образом выбирает для себя игру.
Игры на лепестках ромашки:
1. “Не собьюсь!”
Команды становятся в круг. Ведущий называет любое натуральное число, команды по очереди называют числа, продолжая счет, но вместо чисел, кратным четырем, говорят: “Не собьюсь”.
Кто ошибется, выходит из круга, пока не останется один человек.
2. “Математическое ли это слово?”
Ведущий зачитывает слова. Игроки поднимают руки, если это слово математическое.
Набор слов:квадрат; монолог; уравнение; дециметр; катет; диаграмма; высота; резус; скала; вершина; синус; додекаэдр; методист; подсказка; градус; мнемоника; апофема, аксиома; верлибр; апокриф; скиф; угол; интрига; пятерка; периметр; перманент; формуляр.
3. “Составь слова”.
Команде предлагается слово “перпендикуляр”. В течение трех минут из букв этого слова составляют как можно больше слов; за математический термин дается сразу три балла.
4. “Вспомни математику”.
Ведущий называет одну из букв русского алфавита. За три минуты команды должны вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике и начинающихся на эту букву.
5. “Пословицы и поговорки”.
Команды называют пословицы и поговорки, в которых использованы имена числительные. Времени дается три минуты.
6. Игра “Поле чудес”.
IV. Станция “Математическая шкатулка”.
1. Задача Пифагора.
Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у него учеников. “Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику. Четверть исследует тайны вечной природы. Седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению истины”.
Сколько учеников было у Пифагора?
2. Одна девочка писала: “Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок”. Учительница сказала, что верно. Как такое может быть?
3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
Пока половина команды решают эти задачи на листочках, другая половина отвечают на вопросы, не раздумывая:
- Что можно приготовить, но невозможно съесть?
- 5 кошек ловят 5 мышек за пять минут. Сколько времени понадобится одной кошке, чтобы поймать одну мушку?
- Что легче: килограмм железа или килограмм бумаги?
- Собака была привязана к 10 – метровой веревке, а ушла на 300 метров. Как это возможно?
- Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на две ноги?
- Крышка стола имеет 4 угла. Один из углов отпилили. Сколько стало?
- У бабушки жили дед Егор, внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки?
V. Станция “Музыкальная”.
“В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии” Н.Е.Жуковский.
Трое из команды решают музыкальные примеры:
- септет + дуэт
- октет – квартет
- квинтет + трио
- дуэт * трио
- нонет – секстет
Остальные члены команды за три минуты называют песни, в которых присутствуют имена числительные, кроме песен, где есть число два.
Подведение итогов.
Каждая команда сдает маршрутный лист счетной комиссии, состоящей из двух ведущих. Они подсчитывают количество набранных очков.
Команда, набравшая больше всех очков, гении. А все остальные – таланты.
Заключение:
- Гении и таланты, наша игра закончилась. Пусть это только игра, но ведь и Архимед, и Ковалевская, и Пифагор тоже были детьми. Может через десятилетия, столетия, тысячелетия и ваши имена будут прославлены.
- Желаем вам и дальше успешно усваивать математику;Все участники игры награждаются призами.
Список используемой литературы.
- Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике. Саратов “Лицей” 2002г.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны”. Москва “Наука” 1967г.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва “Просвещение” 1982г.
- Депман И.Я. За страницами учебника математики. Москва “Просвещение” 1989г.
- Корделеский Б.А. Математическая смекалка”. Москва “Наука” 1985г.
- Математика в школе. Журнал №24 2002г.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. Москва “Просвещение” 1984г.