Цель:
1. Познакомить с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.
2. Формировать умение различать на слух новый звук.
3. Учить читать слова с новой буквой.
4. Развивать внимание, память, речь.
Оборудование.
Учебник “Азбука” (автор: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин), панно на тему “Весна”, крестовина, зрительный тренажер “Волшебный треугольник”, карточки со словами на букву Ц.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: создание рабочего настроения.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Перед нами стоит задача – научиться плавно, быстро, осознанно читать. Кроме того, необходимо развивать свою речь, чтобы выражать мысли грамотно и красиво.
Дети:
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все звуки четко, внятно,
Чтоб было всем понятно.
У: А для этого приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.
1. Дыхательная гимнастика.
а) дыхание грудью – рука на животе:
- медленный вдох – медленный выдох;
- быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
- вдох по частям – выдох по частям;
- медленный вдох – быстрый выдох;
- вдох через нос – выдох через рот;
- глубокий вдох – выдох “выстрел”.
б) дыхание животом – рука на груди:
- глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;
А – для снятия физической и умственной усталости;
О – гармония, равновесие;
У – эмоциональное и психическое равновесие;
И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;
в) чтение на выдохе согласных:
2. Артикуляционная гимнастика.
У: А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.
- кошка лижет молоко;
- причмокивание, посасывание губ;
- чередование [о-ы].
У: С помощью звуков изобразим, что происходит днем и ночью.[1]
У: Какие звуки вы использовали?
Д: Согласные, глухие “тихие”.
У: А сейчас какие звуки использовали?
Д: Согласные, звонкие, “громкие”.
- Повторение о гласных звуках.
У: Проведем “конференцию” по проблеме гласных букв.
Д: – в русском языке всего десять гласных букв;
- при произношении гласные звуки не встречают преград;
- буквы верхнего ряда обозначают твердость согласных;
- буквы нижнего ряда обозначают мягкость согласных;
- особенные буквы – я, е, ю, е;
- гласные буквы образуют слог;
- сколько в слове гласных, столько и слогов.
У: Почему не можем сделать доклад по проблеме согласных букв?
Д: Не все согласные буквы изучили.
III. Работа над новым материалом.
1. Определение темы и цели урока.
У: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.
Нас приглашает в гости… Угадайте, кто?
- Да, это кузнец. Он живет в деревне. Отправимся на прогулку в деревню на… (загадка-обманка [2])
Все преграды одолев,
Бьет копытом верный… (конь)[2]
У: Но наша лошадка не тронется с места, пока мы не произнесем три раза скороговорку:
2. Физминутка с фонетической разминкой.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Цок-цок-цок-цок-цок-цок! [3]
У: Какие новые звуки прозвучали в скороговорке и в фонетической разминке? (звук [ц])
Наша лошадка что-то захромала – потеряла подкову. На окраине деревни – небольшой домик. Оттуда доносится: дзинь-дзинь. На пороге появляется кузнец.
Д: Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово![3]
3. Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему.
КУЗНЕЦ
У: - Сколько в слове слогов?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Назовите звонкие звуки, глухие звуки.
- Дайте характеристику звука [ц].
Вывод: [ц] – согласный, глухой, всегда твердый, непарный звук.
У. Как называется дом, где работает кузнец? Посмотрите на схему.
Д: Дом называется КУЗНИЦА.
4. Знакомство с буквами Ц, ц.
Вот какая буква ц –
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.[4]
5. Упражнение в слышании звука [ц] и определении его местоположения.
У: На крестовине висят карточки с рисунками-отгадками. Сейчас я прочту загадку [3], а вы быстро найдите нужную картинку.
6. Чтение слогов-слияний и слов с пометами.
“Азбука” стр. 175
На доске:
Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу, вас до цирка прокачу![3]
У: Рассмотрите рисунок на стр.174. Куда нас привезла лошадка?
Д: В цирк!
7. Чтение текста хором (стр. 175) и его анализ.
У: Прочитайте первое предложение. О чем здесь говорится? Дочитайте текст до конца. Соответствует ли иллюстрация содержанию рассказа? Придумайте заголовок.
Физминутка с использованием зрительного тренажера “Волшебный треугольник” и панно, на котором прикреплены карточки с изображением разных предметов, в названии которых есть буква ц.
У: Необходимо смотреть на точку, одновременно читая слияния, снизу вверх.
Д: НЯ-КЕ-БИ-СУ-РО-ТА.
У: А сейчас смотрим на панно, ищем глазками карточки с предметами, в названии которых есть звук [ц].
8. Чтение стихотворения С. Маршака хором и индивидуально.
“Азбука”, стр.176.
У: Кто работает в цирке?
Кем вы хотите быть, когда станете взрослыми?
9. Чтение пословиц о труде.
“Азбука”, стр.174.
У: Составьте пословицу из разрезных слов.
Итог работы.
IV. Работа над развитием речи.
У: О каком кузнеце говорится в загадке?
Сидит на одуванчиках в зеленом сарафанчике,
И по цветочкам стучит молоточком. (Кузнечик)
У: Представим, что у нас в руках молоточки. Будем выстукивать в словах звук [ц].
10. Музыкальная пауза. (Звучит песня “В траве сидел кузнечик”. Дети изображают разные движения кузнечика).
V. Обобщение. Итог урока.
У: С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
-Какую букву он обозначает?
-Кто приглашал нас в гости?
-Как мы сегодня работали?
-Что вам больше всего понравилось?
-Спасибо за урок!
Список литературы
[1] Макеева С.Г. Обучение грамоте на основе “Азбуки” .Ярославль, 1991г. 6,19 усл. печ. л.
[2] Шварц М. Загадки-обманки.
[3] Волина В.В. Праздник букваря. АСТ-ПРЕСС, Москва, 1995г. 384с.
[4] Шибаев А. Стихи.