Использование опорных картинок на уроке русского языка "НЕ с разными частями речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать понятие о правописании НЕ с разными частями речи
  2. Научить определять случаи выбора слитного или раздельного написания НЕ с разными частями речи. Научить различать НЕ как частицу, приставку или часть корня.
  3. Способствовать развитию речи, умению формулировать правила

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Теоретический материал.

Частица НЕ

Частица НЕ - упрямая частица
Все повернуть по-своему стремится
Ты хочешь счастья,
А она придет -
И выйдет все
Как раз наоборот,
С такой частицей
Нет опасней дружбы.
Она убьет неверием своим.
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, -
Не таким плохим.
Но если ты
Ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят,
С годами поостыл,
Частица НЕ - упрямая частица -
На этот случай может пригодиться
На помощь поскорей
Её зови, Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви.
(Ф.Кривин)

Сегодня у нас очень трудный урок, тема его: “Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ” Нам нужно выяснить, как пишется НЕ с разными частями речи, а это для вас материал неновый.

Запишите тему урока...

В: Как пишется НЕ с прилагательными?

О:

В: Как пишется НЕ с деепричастиями?

Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем работать несколько необычно.

Представьте, что мы с вами мультипликаторы и составляем учебный мультфильм на заданную тему. Работа эта важная. Получатся у вас опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и на экзаменах.

Итак, внимание проект. Действующие лица:

Чудо-человечки (части речи, предлоги, союзы, слова)

Знак “Въезд запрещен” - обозначает: “Никогда не пишется слитно”. Плакаты, флажки, которые держат человечки, содержат примеры на правила. 1-я серия “Раздельное написание” Вы пока только внимательно слушайте.

Жила-была частица НЕ. Все она всегда вечно отрицала: не надо, не хочу, не буду. Но сама по себе она была доброжелательна и очень общительная. Общение она строила с частями речи, которые были своенравны.

Пойдет НЕ к существительным и прилагательным, а они говорят: “Уходи, сегодня мы дружим с союзом А”.

Не внимание, а равнодушие проявляли они к гостье.

Придет НЕ к местоимениям, а ее к ним предлоги не подпускают, НЕ У КОГО совета НЕ спросить, как поступить, НЕ С КЕМ обидой поделиться.

НЕ - к наречиям. А их два брата на -О и -Е и не на -О и ~Е. Ко второму брату НЕ никогда и не подходила. Оно всегда не по-товарищески поступало. А первый брат тоже был в дружбе непостоянен. У него в гостя уже сидел знакомый нам союз А, да еще слова ДАЛЁКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИКОГДА, НИСКОЛЬКО и твердили нисколько не скучно нам без тебя. И уделяло наречие на ~О и -Е внимание то одним, то другим, а с НЕ разговаривать не захотело,

И вот НЕ у причастий. Те, тоже разделившись на полные и краткие по-разному реагировали на НЕ, Полные, увидев союз А или зависимые слова, НЕ не замечали. А краткие и вовсе никогда ни на шаг НЕ не подпускали. Братья эти отговаривались от своей гостьи: “Собрание не закончено, не завершенная вовремя работа не пускает”.

Глаголы же и деепричастия вообще категорически с НЕ знаться не желали, держали всегда ее на расстоянии от себя. У них даже девиз был:

НЕ выучил, не делал,
Не знаешь - не спеши!
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.

2 серия “Слитное написание”

На другой день части речи решили подружиться с НЕ, потому что от существительных и прилагательных ушел союз А, от наречий ушел не только А, но и слова ДАЛЕКО..., да еще примчались отрицательные наречия и решили навсегда остаться с НЕ, лишь наречия не на -О т -Е поступали по-прежнему не по-товарищески.

От местоимений ушли предлоги, зато пришли неопределенные местоимения и поклялись в вечной дружбе с НЕ.

И от причастий ушли А и зависимые слова. Однако непреклонными оставались глаголы и краткие причастия.

Самое обидное было то, что дружба эта была неискренней, что и понимала НЕ, веря теперь лишь отрицательным наречиям и неопределенным местоимениям.

Но были у НЕ и верные друзья, т.е. слова, которые без нее никак не могли, т.к. иначе не имели никакого смысла. Хотя слово “лепо” - отголосок древнего “лепота” - красота. Вот эти слова были признательны НЕ, ценили и уважали ее. Сказка, которую вы услышали непростая, она имеет научную основу. Проследим же ее… (Работа с опорными картинками с использованием теоретического материала (правил))

Внимание! В том случае, когда НЕ пишется раздельно - она частица, когда слитно - приставка, а когда без нее слова не могут употребляться - часть корня.

Перерисуйте эта схемы, но не увлекайтесь рисованием, у вас будет возможность дорисовать их дом.

Домашнее задание.

- Пустые флажки и плакаты заполнить примерами.

- Рисунки скрепить, подписать, сдать на следующем уроке.

I. Рассказать, пользуясь опорным конспектом, о правописании НЕ с разными частями речи.

II. Выполнение карточек

1. Подберите к словам синонимы с приставкой НЕ (скучно, враг, медленный, плохо, беда)

2. Определите морфологическую форму и синтаксическую роль выделенных слов, объясните их правописание:

ПЕСЕНКА ВИДЕЛА БЫЛИ И НЕБЫЛИ, С ПЕСЕНКОЙ ГДЕ МЫ БЫЛИ И НЕ БЫЛИ?

3. Запишите, объясните правописание.

РЫБНИЦА - РЕКА (НЕ)БОЛЫНАЯ, НО ОЧЕНЬ БУРНАЯ. РОСТУ ОНА БЫЛА (НЕ)ВЫСОКОГО, НО СТРОЙНАЯ.

III. Работаем по цепочке. Задание: слушаете предложение, выбираете интересующую нас орфограмму, объясняете и помещаете в таблицу:

Слитное написание Раздельное написание
приставка Часть корня Отрицание при глаголе, деепричастии, кратком причастии Наличие противопоставления или зависимого слова Наличие предлога после НЕ

Текст

  1. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш. А кругом на полях (не)пробудная тишь.
  2. Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, но жизнь – (не)бремя, а крылья, творчество и радость.
  3. (Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, (не)чувствуя, что он вкушает их плоды.
  4. Грач – птица вовсе (не)бесполезная.
  5. (Не)русский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу.
  6. Вдали (не)страшно, точно летний гром, загромыхала артиллерия.
  7. У человеческой памяти есть свойство отсеивать (не)обязательное.
  8. (Не)гордись званием, а гордись знанием.
  9. Ничем (не)приглушенные огоньки ярко блестят сквозь летний и чистый степной воздух.
  10. Окна были (не)занавешены.
  11. Ребята (не)годовали.
  12. Не(с)кого спрашивать, когда сам виноват.

IV. Работаем с перфокартами. Слушайте предложение, выбирайте интересующую нас орфограмму и распределяете выбранные слова по ячейкам.

- Мы бредем по тем дорожкам, где не кошена трава.

- Хор у нас был небольшой, но чудесный.

- Молодые гимназисты выполняли упражнения далеко не безупречно.

- Солнце невыносимо печет.

- Из-за неприкрытой двери доносились чьи-то голоса.

- Не скромный, а хвастливый человек.

V. Вспомните и запишите пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки.

- Посадка в чужие сани уже началась.

- Красна ферма прибылью.

- Тот, кто не учится, ходит в потемках.

Вывод по материалам урока.