Конспект урока по теме "Пока ты маленький" программы "Безопасность на дорогах для всех", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

Дать представление об опасностях на дороге, связанных с маленьким ростом ребёнка. Объяснить детям, как правильно вести себя на дороге в соответствии с конкретной ситуацией. Рассмотреть вопросы, связанные с трудностью увидеть ребёнка на дороге из-за маленького роста.

Изучить понятие “масштаб”.

Что должны знать дети:

  • Из-за маленького роста детям сложно увидеть и оценить ситуацию на дороге, а водители могут не сразу заметить их.
  • Дети должны осознать этот факт и вести себя соответственно.

Форма работы: групповая, учитель выступает в роли консультанта на уроке, а группа подготовленных детей проводят урок сначала в своём классе, потом в других классах начальной школы.

Подготовительная работа:

  • Педагог выходит с учениками на улицу с фотоаппаратом. Дети в блокнотах карандашом зарисовывают все дорожные знаки, которые они встречают на дороге. Учитель фотографирует их у светофора.
  • Учитель фотографирует детей у предметов, которые препятствуют обзору дороги у школы (мусорные контейнеры, стоящие автомобили и т.д.)
  • Домашнее задание к уроку - нарисовать себя около светофора.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте тему урока. (Пока ты маленький)

- Кто считает себя маленьким? (Никто).

- Давайте вместе выясним, о ком пойдёт сегодня речь.

2. Актуализация знаний

Ученик 1. Щульц Виктория.

Игра “Верно-неверно” на повторение пройденного материала.

Если утверждение верное - показываем зелёный круг, если утверждение неверное- показываем красный.

  • Я знаю дорогу наизусть, и поэтому иду, не обращая внимания на окружающие объекты.
  • Если я опаздываю в школу, то не бегу для того, чтобы прийти быстрее.
  • Когда я перехожу улицу, я не разговариваю с друзьями.
  • Сначала надо привыкнуть находиться одному на безопасной улице, преодолевая короткие дистанции.
  • Короткий путь самый безопасный.
  • Каждый новый маршрут надо изучать со взрослыми, стараясь определить возможные опасности.

Ученик 2. Стасюк Алина.

- Кто из героев решил разобраться сам и объяснить нам, как правильно вести себя на дороге? (Вуш)

wpe32.jpg (2141 bytes)

- Что это за значок на обложке? (компания “Рено”)

Учитель. Международная образовательная программа “Безопасность на дороге для всех” была придумана специалистами компании RENAULT (“Рено”) совместно с педагогами и сотрудниками служб безопасности дорожного движения. Беседа по плакату

Ученик 3. Тюкина Влада

- Разгадайте ребус - это и будет название вашей команды, в которой вы будете сегодня работать.

wpe33.jpg (4577 bytes) wpe34.jpg (5921 bytes)

3. “Открытие” нового знания.

Ученик 4. Жибарева Катя.

На доске рисунки с правильно выполненными заданиями и рисунки с ошибками. Дети комментируют эти рисунки, сравнивают их с фотографиями.

Вывод: рост всех детей класса ниже середины светофора. Значит, в сравнении со светофором, мы маленькие.

Учитель вводит понятие “масштаб”.

Ученик 5. Зайцев Саша.

- Высота светофорного столба - 3 метра, светофор для пешеходов с зелёным и красным человечками расположен на расстоянии 1 м 80 см от земли, а рост Андрея 1 м 30 см. Изобразите на миллиметровой бумаге Андрея, который стоит рядом со светофором, из расчёта, что 1 см на миллиметровой бумаге равен 30 см в реальной жизни. (Работа в группах)

Напишите вывод: почему светофор для пешеходов находится так высоко от земли. (Они такие высокие для того, чтобы каждый смог их увидеть). Самостоятельная работа в тетради.

Игра “Это я, это я, это все мои друзья”. Проводит группа детей.

- Если вы выполняете то, о чём спросим, кричите: “ Это я, это я, это все мои друзья”. Если так делать нельзя, тогда молчите.

  • Кто дорогу перейдёт
    Только там, где переход?
  • Кто из вас, идя, домой
    Держит путь по мостовой?
  • Кто летит вперёд так скоро,
    Что не видит светофора?
  • Знает кто, что красный свет-
    Это значит, хода нет?
  • А скажите, кто из вас
    Ждёт, коль светит жёлтый глаз?

Ученик 6. Лысенко Владик.

На улицах наших
Движенья так много
Везде всевозможных
Так много машин!
Но ты не теряйся,
Не бойся дороги,
А правилам этим
Учиться спеши!

-Посмотрите внимательно на рисунки. На каких из них ребёнок может быть сбит машиной потому, что водитель не видит его? (Работа в группах)

Показ на макетах.

А потому что водители машин, едущих по встречной полосе, не видят его;

Г потому что его видит водитель первой машины, но не видит водитель, который совершает обгон;

Д потому что он загорожен картой, и велосипедист не видит его.

На рисунка Б и В водитель увидел ребёнка и остановился, чтобы дать ему возможность перейти через дорогу.

- Посмотрите на наши фотографии, которые мы сделали во время экскурсии и скажите, что препятствует обзору дороги у школы. Обсуждение. Из-за них (мусорные контейнеры, рекламные щиты, киоски, кустарники и т.д.) нас не видят водители идущего транспорта, так как мы маленького роста.

Физкультминутка.

4. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в группах с проверкой.

Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получился рассказ: поднимать, переходит, увидеть, маленький, заметить, рассмотреть, пешком, внимателен, высоко, рост.

Саше- 9 лет. Он каждый день ходит в школу ___________. Так как Саша ещё ________, водители не всегда заранее могут ______ его. Его невысокий __________ мешает ему _________ приближающиеся автомобили. Поэтому Саша очень _________, когда ____________ дорогу. Светофор и дорожные знаки расположены ____________, и мальчик вынужден ___________ голову для того, чтобы _____________ их.

5. Подведение итогов.

  • Чтение советов Вуша по командам (стр. 9 учебника).
  • Награждение команд дипломами.
  • А для всех, кто сегодня помогал повторять и учить правила дорожного движения звучит эта песня (на мотив “Голубой вагон”).

Если вы отправились куда- то в путь
Не забудьте вспомнить ПДД
Соблюдая строго эти правила
Отведёте руку вы беде.

Припев:
Помните, помните
На дороге, в пути
Другом для вас всегда
Служит светофор.
Если зелёный свет
Вспыхнет вдруг, впереди
Смело вперёд иди
А машинам стоп!

Но а, если красный бойко подмигнёт
Непременно ты остановись
Не спеши дружок, прошу, не торопись
Огонька веселого дождись.
Припев: тот же

При подготовке данного урока использованы материалы журналов “Начальная школа” за 2002, 2005 г.