Цель урока:
Дать представление об опасностях на дороге, связанных с маленьким ростом ребёнка. Объяснить детям, как правильно вести себя на дороге в соответствии с конкретной ситуацией. Рассмотреть вопросы, связанные с трудностью увидеть ребёнка на дороге из-за маленького роста.
Изучить понятие “масштаб”.
Что должны знать дети:
- Из-за маленького роста детям сложно увидеть и оценить ситуацию на дороге, а водители могут не сразу заметить их.
- Дети должны осознать этот факт и вести себя соответственно.
Форма работы: групповая, учитель выступает в роли консультанта на уроке, а группа подготовленных детей проводят урок сначала в своём классе, потом в других классах начальной школы.
Подготовительная работа:
- Педагог выходит с учениками на улицу с фотоаппаратом. Дети в блокнотах карандашом зарисовывают все дорожные знаки, которые они встречают на дороге. Учитель фотографирует их у светофора.
- Учитель фотографирует детей у предметов, которые препятствуют обзору дороги у школы (мусорные контейнеры, стоящие автомобили и т.д.)
- Домашнее задание к уроку - нарисовать себя около светофора.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте тему урока. (Пока ты маленький)
- Кто считает себя маленьким? (Никто).
- Давайте вместе выясним, о ком пойдёт сегодня речь.
2. Актуализация знаний
Ученик 1. Щульц Виктория.
Игра “Верно-неверно” на повторение пройденного материала.
Если утверждение верное - показываем зелёный круг, если утверждение неверное- показываем красный.
- Я знаю дорогу наизусть, и поэтому иду, не обращая внимания на окружающие объекты.
- Если я опаздываю в школу, то не бегу для того, чтобы прийти быстрее.
- Когда я перехожу улицу, я не разговариваю с друзьями.
- Сначала надо привыкнуть находиться одному на безопасной улице, преодолевая короткие дистанции.
- Короткий путь самый безопасный.
- Каждый новый маршрут надо изучать со взрослыми, стараясь определить возможные опасности.
Ученик 2. Стасюк Алина.
- Кто из героев решил разобраться сам и объяснить нам, как правильно вести себя на дороге? (Вуш)
- Что это за значок на обложке? (компания “Рено”)
Учитель. Международная образовательная программа “Безопасность на дороге для всех” была придумана специалистами компании RENAULT (“Рено”) совместно с педагогами и сотрудниками служб безопасности дорожного движения. Беседа по плакату
Ученик 3. Тюкина Влада
- Разгадайте ребус - это и будет название вашей команды, в которой вы будете сегодня работать.
3. “Открытие” нового знания.
Ученик 4. Жибарева Катя.
На доске рисунки с правильно выполненными заданиями и рисунки с ошибками. Дети комментируют эти рисунки, сравнивают их с фотографиями.
Вывод: рост всех детей класса ниже середины светофора. Значит, в сравнении со светофором, мы маленькие.
Учитель вводит понятие “масштаб”.
Ученик 5. Зайцев Саша.
- Высота светофорного столба - 3 метра, светофор для пешеходов с зелёным и красным человечками расположен на расстоянии 1 м 80 см от земли, а рост Андрея 1 м 30 см. Изобразите на миллиметровой бумаге Андрея, который стоит рядом со светофором, из расчёта, что 1 см на миллиметровой бумаге равен 30 см в реальной жизни. (Работа в группах)
Напишите вывод: почему светофор для пешеходов находится так высоко от земли. (Они такие высокие для того, чтобы каждый смог их увидеть). Самостоятельная работа в тетради.
Игра “Это я, это я, это все мои друзья”. Проводит группа детей.
- Если вы выполняете то, о чём спросим, кричите: “ Это я, это я, это все мои друзья”. Если так делать нельзя, тогда молчите.
- Кто дорогу перейдёт
Только там, где переход?
- Кто из вас, идя, домой
Держит путь по мостовой?
- Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
- Знает кто, что красный свет-
Это значит, хода нет?
- А скажите, кто из вас
Ждёт, коль светит жёлтый глаз?
Ученик 6. Лысенко Владик.
На улицах наших
Движенья так много
Везде всевозможных
Так много машин!
Но ты не теряйся,
Не бойся дороги,
А правилам этим
Учиться спеши!
-Посмотрите внимательно на рисунки. На каких из них ребёнок может быть сбит машиной потому, что водитель не видит его? (Работа в группах)
Показ на макетах.
А потому что водители машин, едущих по встречной полосе, не видят его;
Г потому что его видит водитель первой машины, но не видит водитель, который совершает обгон;
Д потому что он загорожен картой, и велосипедист не видит его.
На рисунка Б и В водитель увидел ребёнка и остановился, чтобы дать ему возможность перейти через дорогу.
- Посмотрите на наши фотографии, которые мы сделали во время экскурсии и скажите, что препятствует обзору дороги у школы. Обсуждение. Из-за них (мусорные контейнеры, рекламные щиты, киоски, кустарники и т.д.) нас не видят водители идущего транспорта, так как мы маленького роста.
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в группах с проверкой.
Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получился рассказ: поднимать, переходит, увидеть, маленький, заметить, рассмотреть, пешком, внимателен, высоко, рост.
Саше- 9 лет. Он каждый день ходит в школу ___________. Так как Саша ещё ________, водители не всегда заранее могут ______ его. Его невысокий __________ мешает ему _________ приближающиеся автомобили. Поэтому Саша очень _________, когда ____________ дорогу. Светофор и дорожные знаки расположены ____________, и мальчик вынужден ___________ голову для того, чтобы _____________ их.
5. Подведение итогов.
- Чтение советов Вуша по командам (стр. 9 учебника).
- Награждение команд дипломами.
- А для всех, кто сегодня помогал повторять и учить правила дорожного движения звучит эта песня (на мотив “Голубой вагон”).
Если вы отправились куда- то в путь
Не забудьте вспомнить ПДД
Соблюдая строго эти правила
Отведёте руку вы беде.Припев:
Помните, помните
На дороге, в пути
Другом для вас всегда
Служит светофор.
Если зелёный свет
Вспыхнет вдруг, впереди
Смело вперёд иди
А машинам стоп!Но а, если красный бойко подмигнёт
Непременно ты остановись
Не спеши дружок, прошу, не торопись
Огонька веселого дождись.
Припев: тот же
При подготовке данного урока использованы материалы журналов “Начальная школа” за 2002, 2005 г.