Технология обучения беглому, правильному, выразительному чтению

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Актуализация технологии

В практике своей работы, в период обучения грамоте, я часто сталкиваюсь со следующими трудностями:

  • Разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита.
  • Учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам.
  • Отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.

Приблизиться к более рациональному обучению грамоте мне помогла букварная теория Эльконина, который пересмотрел основные принципы методики обучения грамоте, её лингвистические и психологические основы с целью облегчить детям процесс усвоения чтения и сделать этот процесс развивающим.

Поменялось и основополагание обучения грамоте. Стало очевидным, что предметом изучения не должны являться отношения между буквой и звуком, с целью выделения звука из слова и обозначение его буквой, а предметом исследования должно быть слово, как единица языка, органически связанное с его звуковой формой и его значением.

Обучение стало носить дифференцированный характер, направленный на сильного и слабого ученика.

2. Описание технологии обучения беглому, правильному, выразительному чтению.

2.1. Знакомство с алфавитом.

Для более успешного заучивания букв алфавита использую дидактическую игру т.к. игра — основной вид познавательной деятельности в предбукварный период обучения. Дети не только пропевают буквы, но и выполняют движения:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Постирали все белье — движения руками “стирка белья”.

Ж, З, И, Й, К, Л, М –

Апельсинку быстро съем — движения “чищу”, “ем” апельсин.

Н, О, П, Р, С, Т, У –

Погуляем на мосту — шаги на месте.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –

Ух, какая чаща! — движения руками в стороны.

Ъ, Ы, Ь —

не запомнятся никак! — грозят пальчиком

Э, Ю, Я –

Вот и все мои друзья — показывают на алфавит.

2.2. Эффективные приёмы работы для овладения общим способом чтения.

Если опираться на методику В.И. Горецкого и А.Ф. Шанько, которую я использовала ранее в традиционной школе, то вначале дети учатся анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук, и соотносят его с буквой. Затем, показывая прием слияния С+Г, учителя используют традиционные приёмы: “тянут”, “поют” “сливают” гласный, часто так и не добиваясь желаемого успеха. Чтение получается отрывное, побуквенное. дети, дойдя до конца слова, забывают его начало.

2.3. Приём слияния согласного и гласного (С+Г) звука.

В своей практике я показываю, как “выпустить” гласный звук. Говорю кратко и четко: “держи на губах согласный, поставь преграду, открой окошечко (показываю как) и выпусти гласный ”.

Например: “Подержи” на губах М поставь преграду (дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный А .

Дети очень легко понимают прием “выпусти” т.е. убрать преграду, выпустить голос.

Для отработки звукового произношения букв я придумала игру “Звуковые цепи”, идеей которой послужила игра “Кованые цепи”.

Детей “разбиваю” на “гласные” и “согласные” звуки. На голове у “гласных” коронки букв. “Согласные” образуют цепь, крепко держась за руки, и превращаются в тот звук, какую букву предлагаю.

Например: Показываю букву в, говорю, каким звуком обозначена буква, дети произносят ее, крепко держась за руки, наглядно демонстрируя, что они, преграда для гласного звука. “Гласный” разбегается и встречает “преграду”. Если же преграда разбита, дети “выпускают” гласный звук, образуя слог-слияние, “выпустить”, значит убрать “преграду”

Этот приём имеет два преимущества. Образуя свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов и учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной.

Главным действием, на основе которого происходит воссоздание звуковой формы слова при упреждающей ориентации на гласную букву и фонему, является преобразование слов путем изменения гласных.

Именно изменение гласных букв приводит к такой ориентации:

  • После ознакомления с 4-5 согласными буквами основной механизм чтения слогов-слияний и слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов.
  • Называя фонемное значение согласной буквы, дети легко справлялись с чтением новых слов.

Гласные буквы изучаются одновременно с алфавитом и вводятся парами. Под руководством учителя дети заселяют домик гласных букв:

img1.gif (4424 bytes)

Причём приём чтения сохраняется - “подержи” на губах преграду (согласный) и “выпусти” гласный звук.

Если согласный “заходит” в дом, читается открытый слог, “выходит” - закрытый.

Напрашивается вопрос: “Чем же будут заняты дети, которые уже овладели приемом чтения?”

Для них я подбираю целую серию игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.

Например:

1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: ДОВА (вода).

3. Замени гласную, чтобы согласный стал мягким: МАЛ-МЯЛ, ВЫЛ-ВИЛ, ВАЛ-ВЯЛ и др.

Замечательная книга ГА. Бакулиной “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” дает прекрасную возможность использовать описанные учебные задания как дифференцированный материал для младших школьников, в период обучения грамоте.

В эту работу активно включаются и ученики, овладевшие приемом чтения.

Занимательный материал для читающих детей в этот период обучения грамоте подбираю из книги В.И. Городиловой “Чтение и письмо”.

Задания вида:

а) Прочти текст, назови слова, в которых присутствует буква а, о, у и др.

б) Придумай слова на тему: “Школа”, “Осень”, “Сад” и т.д.

в) Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение:

МА...ИНА, КО...А, М...ШКА и др.

Для совершенствования беглого чтения и отработки навыков грамотного письма, подобрала ряд дидактических игр.

Я пришла к выводу, что имеет смысл задавать ритм чтения в начале работы над слогом. С этой целью подобрала четверостишия, определяющие темп чтения. Медленный характер исполнения песни и такое же “отстукивание” карандашом, настраивает детей на плавное, неторопливое чтение слогов.

Например:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.

Но вот меняется характер песни:

Листопад, листопад,
Много дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Меняется и ритм.

Этот приём использую для отработки беглого чтения слогов, напечатанных на небольших карточках(на, ми, ро, вы и т.д.) Назвала игру “Листопад”. Медленный темп показа – медленное, плавное чтение, чёткая, быстрая смена карточек – быстрое чтение, при этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается при этом и четкость произношения.

2.4. Чтение слов способом причитывания слогов к одному и тому же слогу, либо наоборот.

Вначале отрабатываю чтение слов с открытым слогом.

Например:

Затем подбираю большой материал слов, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову.

Например

1) В конце слова - СОМ, СОР, СОК

2) В начале слова - МАК, РАК, БАК

З) В середине слова - МАЛ, МЫЛ, МИЛ.

Чтение слов дети сопровождают хлопком, я же тем временем помогаю увидеть всё слово.

Например: МАК, СОК, МАЛ.

Дуга сверху дает мне возможность увеличивать или замедлять темп показа в зависимости от уровня обученности ученика.

Отработав данный прием, подбираю упражнения вида:

БОР
а) ЗА ВОД
СОВ

б) НО – СОК – МЕР – ЖИК

И опять: стрелка — это сигнал к способу показа: медленный, быстрый, очень быстрый.

Увеличивая скорость показа, неизменно растет и СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ.

2.5. Отработка приёма “Чтение целым словом”.

Перед учащимися ставится новая задача “СМОТРИ В СЕРЕДИНУ СЛОВА”.

а) Л Е С

б) Ш УР А

в) КУ С ТЫ

М О Х

К УР Ы

КУ К ЛЫ

С выделением середины слова.

Красный кружок дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово!

Постепенно вводится чтение предложений. Предложения также подбираются строго в определенном порядке:

а) Чтение предложений со словами в два слога:

Каждый раз, переходя к новому виду работы над беглым чтением, чётко ставлю цель перед детьми. В данном случае мы не просто читаем предложения, мы – “связываем” слова узелками. (Читаем по пометам).

БЫЛО ЛЕТО.
МАМА УIIIЛА.
САНИ НОВЫ.
КАТЕ ДАЛИ МЫЛО.
ОНА МЫЛА РУКИ, ЛИЦО И ШЕЮ. и др.

б) Чтение предложений со словами в 2-3 слога:

ДЕТИ РЕШАЛИ ЗАДАЧИ.
МАМА КУПИЛА СУХАРИ.
ПАПА ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ. и др.

в) Чтение предложений со словами в 3-4 слога:

НАТАША УРОНИЛА ТАРЕЛКУ.
МАЛЫШИ ПОЛУЧИЛИ ИГРУШКИ.
СЕРЕЖА НАРИСОВАЛ САМОЛЕТ.
ДЕВОЧКИ ВОДИЛИ ХОРОВОДЫ. и др.

Наконец, дети переходят к чтению текстов с дополнительными пометами:

БЫЛ ЖАРКИЙ ДЕНЬ. ДЕТИ ГУЛЯЛИ У РОЩИ. ОЛЯ РВАЛА ЦВЕТЫ.
КИМ СОБИРАЛ ЯГОДЫ. ВДРУГ ДЕТИ УСЛЫШАЛИ ШУМ. ЭТО РЫЧАЛ
БОБИК и др.

3. Результаты работы по данной технологии.

Уже к концу 1 четверти в 1 классе все дети усваивают прием чтения целым словом, а к концу года читают выше положенной нормы, предусмотренной Программой Министерства просвещения РФ. Быстрое чтение активизирует процесс мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения от начальной до средней школы.

Основы моих разработок вошли в “Копилку передовых мыслей” Педагогического университета г.Бийска, факультета начальных классов.

4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., Просвещение, 1991.

2. Горецкий В.Г. Теоретические основы и содержание курса учебного чтения в начальной школе// Начальная школа — 1989. — N 1. — с. 9.

3. Запал З. Постепенное включение чтения в учебный процесс Начальная школа — 1985 — N 2. — с. 74.

4. Затопина Т.Е. Учить видеть красоту слова!! Начальная школа — 1985 — N 7. — с. 25.

5. Исакова Л.О. Изучение ударения учащимися шестилетками П-I1i класса Начальная школа — 1986. — N 7. — с. 66.

6. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала “Азбуки” в обучении грамоте Начальная школа — 1986.— N 5. – с. 17.

7. Климанова Л.Ф. Развитие советской методики чтения за 70 лет// Начальная школа — 1987. — N 11. — с. 16-20.

8. Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе. — М., Просвещение. 1985.

9. Куклина Н.Н. Как я развиваю речь детей// Начальная школа — 1985. — N 11. — с. 20.

1 0. Лавринович И. И. О чтении детей. М., 1960.

11 . Линкова И. Час книги. — М., Книга, 1988.

12. Макарова В.И. Использование игровых моментов при обучении грамоте// Начальная школа — 1986. — N 6. — с. 13.

13.Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. — М., 1996.

14.Одиноков В. Чтение как искусство. — Новосибирск, 1986.

1 5.Паль Р. Человек приду книгу. — Советская Россия, 1983.

16.Полевская М.Ф. Формирование навыков чтения в 1-2 классе!! Начальная школа—1988. — N6. — с.27.

1 7.Полозова Г.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам. — М.: Просвещение, 1990.

18.Семанова М.Л. Анализ художественного произведения. — М.: Просвещение, 1987.

1 9.Цукерман Г.А. Игровые формы обучения чтению!! Начальная школа — 1989. — N 5. — с. 28.

20.Чирва Книга в твоих руках. — М.: Просвещение, 1985.

21. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – Знание, 1991. – N 1

22. Яковлева В.И. Обучение пересказанного прочитанного// Начальная школа – 1985. – N 1. – с. 53