Цель урока:
познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”
Задачи урока:
- развивать навыки музыкального восприятия произведений;
- продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить познания в области ее интонационной выразительности;
- развивать вокальные навыки при разучивании и исполнении песен
Средства урока:
- Музыкальный центр.
- Портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского – Корсакова.
- Комплект из цветных фотооткрыток оперы “Сказка о царе Салтане…”.
- Репродукции: И.Билибин “Бочка по морю плывет”, И.Билибин “Тридцать три богатыря”, И.Билибин “Царевна – Лебедь”, М.Врубель “Царевна – Лебедь”.
- Музыкальный материал: “Три чуда”, вступление к IV действию оперы Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”; музыкальные картинки к опере “Сказка о царе Салтане…”. Сюита для оркестра. Соч.57.
- Песенный материал: р.н.п. “Во саду ли, в огороде”; хор “ Не в саду, не в огороде” из оперы “Сказка о царе Салтане…”; песня “Ветер по морю гуляет” музыка Г.Струве, слова А.Пушкина.
- Театральные декорации: куклы, ширма.
Предварительная подготовка: театральная студия “Свеча” заранее готовит театральный отрывок по сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Структура урока.
№ |
Этапы работы |
Содержание |
Оборудование |
1 |
Организационно - подготовительный |
Музыкальное приветствие |
фортепиано |
2 |
Музыкально - образовательный |
Беседа о передаче сказочных образов в музыке. |
Портреты, книга “Сказка о царе Салтане…” |
3 |
Слушание и восприятие музыки |
Последовательность музыкальных картин в опере, темы – характеристики героев. Беседа о передаче сказочных образов средствами музыки. |
Репродукции, музыкальный центр, музыкальный материал |
4 |
Знакомство с песенным репертуаром. Исполнительство. Восприятие музыки |
Исполнение р.н.п. “Во саду ли, в огороде”, разучивание хора “Не в саду, не в огороде”, вокальный вариант темы царевны – Лебедь. Прослушивание и обсуждение музыкальных тем –характеристик. |
Учитель раздает напечатанный текст песенного репертуара, музыкальный материал |
5 |
Физкультминутка |
Дети выполняют плавные движения под музыку, импровизируют |
Музыкальный материал |
6 |
Театрализованное представление |
Фрагменты сказки в исполнении театральной студии |
Ширма, куклы, музыкальное сопровождение из оперы. |
7 |
Итог урока. |
Музыка обогащает сказку, делает образы сказки более яркими, красочными. Каждый герой имеет свою музыкальную характеристику. |
Репродукции, набор фотооткрыток с изображением фрагментов оперы “Сказка о царе Салтане” |
Ход урока.
I. Музыкальное приветствие.
II. Вступительная беседа.
Учитель. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.
Сегодняшний наш урок посвящен сказке А.С.Пушкина, которая вдохновила Н.А.Римского – Корсакова на создание оперы.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…
Вы узнали, откуда эти строчки?
Дети. Да, эти строчки из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Учитель. Верно, сказки А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Мелодичность произведений А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках. Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений Пушкина?
Дети. Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз.
Учитель. Поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Все это богатство мы найдем в опере Николая Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”. Этого композитора справедливо называют композитором – сказочником. Перу Римского – Корсакова принадлежит 7 опер, написанных на сказочные сюжеты.
III.
Слушание и восприятие музыки.Учитель. Последовательность музыкальных картин в опере “Сказка о царе Салтане…” та же, что и в стихах А.С.Пушкина. Звучит фанфарный призыв, призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Что вы представляете под эту музыку?
Дети. Колышущийся океан, широкая, величественная тема у оркестра. Неожиданно загудели литавры, забасили тромбоны и фаготы – возникает новая тема у оркестра. Тема звучит на пульсирующем фоне скрипок.
Учитель.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Чудится, что по волнам перекатывается тяжелый предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется царица (репродукция “ Бочка по морю плывет…” И.Билибин). Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков!
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Дети. Неужели и это рисует музыка?
Учитель. Да. Звучит тема Гвидона. Какая она?
Дети. Светлая мелодия у кларнета, переходит к низкому тембру валторн.
Учитель. Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их?
Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона. И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.
Учитель. Верно, а вот эти строчки из сказки А.С.Пушкина:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор -
С ними дядька Черномор.
(Репродукция Тридцать три богатыря. И.Билибин)
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Репродукция “Царевна – Лебедь” И.Билибин)
Учитель. Давайте послушаем симфоническую картину “Три чуда” из оперы. Как три чуда изображены в музыке Римского – Корсакова?
Дети. Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации. Белочка поет “Во саду ли, в огороде”.
(Можно исполнить р.н.п. “Во саду ли, в огороде” вместе с игрой на музыкальных инструментах).
IV. Знакомство с песенным материалом. Разучивание и исполнение.
Учитель. Давайте теперь разучим хор из этой оперы “Не в саду, не в огороде” (идет работа над произведением).
Чем хор “Не в саду, не в огороде” отличается от народной песни?
Дети. Куплет за куплетом звучит одна мелодия, но в оркестре меняются тембры инструментов, мелодия как бы расцвечивается.
Учитель. Снова звучит фанфарный призыв. В музыке слышится шум “бурливого моря”.
Дети. Это на берег выходят витязи – богатыри.
Учитель. А теперь давайте обратимся к образу прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля “Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота отличает этот образ! Немало произведений создано художником под влиянием музыкальных образов Римского – Корсакова. Н.А.Римский – Корсаков был любимым композитором и другом художника Михаила Врубеля. Из каких интонаций строится тема царевны – Лебедь в опере?
Дети. Тема царевны – Лебедь будто соткана из интонаций русских народных песен.
Учитель. Композитор Н.А.Римский – Корсаков использует р.н.п. “На море утушка”. Он грустную “Утушку” делает торжественно – ликующей, еще более выразительной. Мелодия “Утушки” при этом сохраняет свою “народную правдивость”. Давайте разучим вокальный вариант этой темы.
(Работа над темой и ее исполнение).
Учитель. Сегодня царевна – Лебедь проведет с нами физкультминутку.
V. Физкультминутка.
(Звучит К.Сен-Санс. Лебедь. Учащаяся театральной студии вместе с куклой показывает движения и дети их повторяют).
VI.
Театрализованная часть урока. Звучит музыка из оперы.Учитель. Ребята! Вы слышите плеск воды, крик птицы. Мне кажется нас посетили сказочные персонажи из оперы “Сказка о царе Салтане…”.
(Начинается театрализованное представление, звучит музыка из оперы.)
На ширме кукла – Лебедь и Гвидон.
Лебедь: “Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела упала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.
На ширме опечаленный князь Гвидон. Звучит тема царевны – Лебедь из оперы и появляется Царевна – Лебедь.
Лебедь: “ Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?”
Гвидон: “Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”
Лебедь: “ А кого же на примете ты имеешь?”
Гвидон: “ Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит.
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь: “Да! такая есть девица.
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я”.
(Звучит тема царевны, превращение Лебедя в Царевну, Гвидон и Царевна уходят).
Учитель. Ребята! Мы посмотрели фрагменты театрализованного представления сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане …”. Еще раз прослушали музыкальные характеристики героев из оперы Н.А.Римского – Корсакова. Наш сегодняшний урок подошел к своему завершению.
VII
. Итог урока.Учитель. Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане…”. Эта опера открывает нам целый мир сказочных сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н.А.Римского – Корсакова она стала еще живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее. Дома вы можете в своих альбомах нарисовать “музыкальную картинку” из этой оперы, а сегодняшнее наше путешествие в мир сказки заканчивается, но мы обязательно встретимся с ней еще не один раз на наших уроках музыки.