Тема урока: "Задачи на построение"

Разделы: Математика


Тип урока “Поисковый”.

Цель урока – составление схемы, по которой решаются задачи на построение циркулем и линейкой.

Материалы к уроку – инструменты, демонстрационные таблицы, учебники различных авторов.

Проблема урока – каким способом с помощью циркуля и линейки решаются задачи на построение?

План урока

  1. Постановка целей и задач урока – 3 мин.
  2. Вводная беседа учителя – 7 мин.
  3. Работа групп по предложенным учителем задачам – 30 мин.
  4. Защита задач – 30 мин.
  5. Подведение итогов урока – 7 мин.
  6. Домашнее задание – 3 мин.

Описание хода урока

Введение в тему начинает учитель с выяснения того, что в ходе решения задач на построение треугольника по трем элементам учащиеся приобрели начальный опыт в решении задач на построение.

Работу осуществляли в два этапа:

  • выполняли построение;
  • отвечали на вопрос “Всегда ли задачи имеют решение”.

Данные вопросы обсуждаются по готовым чертежам, демонстрирующим построение треугольников:

А) по двум сторонам и углу между ними;
Б) по стороне и прилежащим к ней углам;
В) по трем сторонам.

Далее предлагается работа в группах: решить задачу.

1 группа: постройте треугольник по двум сторонам и высоте к третьей стороне;
2 группа: постройте треугольник по периметру и двум углам;
3 группа: постройте прямоугольный треугольник АВС, если дан острый угол В и биссектриса ВД.

Учащимся предлагаются учебники:

1 группа: Геометрия 7-9, авт. Атанасян;
2 группа: Геометрия 7-11, авт. Погорелов;
3 группа: Геометрия 7-9, авт. Шарыгин.

В ходе работы над задачами учащиеся убеждаются в том, что с помощью циркуля и линейки, решая задачу на построение, необходимо руководствоваться схемой: анализ – построение – доказательство – исследование. От каждой группы 4 ученика (по каждому этапу) проводят защиту решенной задачи. Участники других групп задают вопросы, предлагают свои способы решения.

Домашнее задание: решить задачу: Построить треугольник по стороне, разности углов при этой стороне и сумме двух других сторон.

В ходе урока отражена ключевая учебно-познавательная компетенция. Учащиеся смогли:

1) сделать самостоятельный вывод по заданной проблеме;
2) систематизировать излагаемые учителем факты;
3) применить ранее усвоенные знания в новой ситуации;
4) доказать правильность отдельных положений;
5) сравнить новое с ранее изученным в поисках ответа на познавательный вопрос;
6) самостоятельно установить пути, методы решения предложенных задач.

Данный урок был защищен в Центре дистанционного образования “Эйдос”, при обучении на курсе “Ключевые компетенции в школьном обучении”.