Тип урока “Поисковый”.
Цель урока – составление схемы, по которой решаются задачи на построение циркулем и линейкой.
Материалы к уроку – инструменты, демонстрационные таблицы, учебники различных авторов.
Проблема урока – каким способом с помощью циркуля и линейки решаются задачи на построение?
План урока
- Постановка целей и задач урока – 3 мин.
- Вводная беседа учителя – 7 мин.
- Работа групп по предложенным учителем задачам – 30 мин.
- Защита задач – 30 мин.
- Подведение итогов урока – 7 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Описание хода урока
Введение в тему начинает учитель с выяснения того, что в ходе решения задач на построение треугольника по трем элементам учащиеся приобрели начальный опыт в решении задач на построение.
Работу осуществляли в два этапа:
- выполняли построение;
- отвечали на вопрос “Всегда ли задачи имеют решение”.
Данные вопросы обсуждаются по готовым чертежам, демонстрирующим построение треугольников:
А) по двум сторонам и углу между ними;
Б) по стороне и прилежащим к ней углам;
В) по трем сторонам.
Далее предлагается работа в группах: решить задачу.
1 группа: постройте треугольник по двум
сторонам и высоте к третьей стороне;
2 группа: постройте треугольник по периметру и
двум углам;
3 группа: постройте прямоугольный треугольник
АВС, если дан острый угол В и биссектриса ВД.
Учащимся предлагаются учебники:
1 группа: Геометрия 7-9, авт. Атанасян;
2 группа: Геометрия 7-11, авт. Погорелов;
3 группа: Геометрия 7-9, авт. Шарыгин.
В ходе работы над задачами учащиеся убеждаются в том, что с помощью циркуля и линейки, решая задачу на построение, необходимо руководствоваться схемой: анализ – построение – доказательство – исследование. От каждой группы 4 ученика (по каждому этапу) проводят защиту решенной задачи. Участники других групп задают вопросы, предлагают свои способы решения.
Домашнее задание: решить задачу: Построить треугольник по стороне, разности углов при этой стороне и сумме двух других сторон.
В ходе урока отражена ключевая учебно-познавательная компетенция. Учащиеся смогли:
1) сделать самостоятельный вывод по заданной
проблеме;
2) систематизировать излагаемые учителем факты;
3) применить ранее усвоенные знания в новой
ситуации;
4) доказать правильность отдельных положений;
5) сравнить новое с ранее изученным в поисках
ответа на познавательный вопрос;
6) самостоятельно установить пути, методы решения
предложенных задач.
Данный урок был защищен в Центре дистанционного образования “Эйдос”, при обучении на курсе “Ключевые компетенции в школьном обучении”.