Пояснительная записка
“Мир кривых
гораздо разнообразнее и богаче мира точек,
но только математики ХХ века
сумели овладеть его богатством”
Р.Винер
Данный элективный курс предназначен для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математический знаний и умений – элективный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию математических способностей, мотивации предпочтения математическому профилю для продолжения образования.
Задачи курса:
- продемонстрировать сущность научного подхода, специфику математики;
- показать роль математики в прикладных исследованиях;
- научить приемам исследования и решения математически формализованных задач, организовать поисково-исследовательскую деятельность.
- помочь в формировании навыков самостоятельного изучения математических текстов, делового общения;
- оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- приобрести уверенность в себе, научиться самостоятельно мыслить.
Программа курса составлена на материале алгебры, математического анализа и аналитической геометрии, не дублирует школьный курс, а расширяет и углубляет содержание учебника математики.
Курс состоит из трех частей. Первая часть посвящена истокам возникновения кривых: прямой, окружности, эллипсу, спиралям; поиску плоских кривых в вышивках, в резных кружевах деревянного и каменного зодчества (используется краеведческий материал). Рассмотрена богатая приложениями тема “Симметрия”.
Во второй и третьей частях изучаются конические сечения, циклоидальные кривые, их свойства и приложения. Кривые доставляют не только эстетическое удовольствие, их свойства позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные практические задачи, лежат в основе активной преобразующей роли математики в науке, технике, искусстве.
Притягательная сила и очарование кривых отчасти объясняется тем, что одну и ту же кривую можно построить различными способами:
- результат пересечения поверхности кругового конуса с плоскостью;
- траектории движения точек;
- огибающие семейства линий;
- графики уравнений в системе координат.
Эти вопросы рассмотрены в заключительной части курса.
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
должны уметь:
Аттестация учащихся предусматривает успешное выполнение одного из ниже перечисленных пунктов
- решений задач, тестирование (три работы с положительными результатами), активное участие в диспутах, дискуссиях;
- написание реферата на заданную тему и выступление с сообщением на занятии;
- выполнение по теме курса исследовательской работы индивидуально или группой (2-3 человека);
- презентация альбомов кривых;
- изготовление демонстрационного материала (конические сечения, маятник Гюйгенса, линейка для эпициклов, устройства для вычерчивания окружности и эллипса, “математические” вышивки);
- выполнение проекта по любому вопросу темы.
Курс рассчитан на 26 аудиторных часов (2 часа в неделю). Программа выстроена таким образом, что при необходимости время на изучение той или иной темы можно варьировать.
Название раздела
|
Количество часов |
|||||
всего |
теория |
практика |
||||
Практические и графические работы |
Дискуссия, диспут |
Метод проектов |
Презентации |
|||
Введение | 4 |
2 |
1 |
1 |
||
Конические сечения | 7 |
3,5 |
2 |
1,5 |
||
Циклоидальные кривые | 7 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|
Построение плоских кривых | 8 |
1,5 |
2,5 |
1 |
1,5 |
1,5 |
Итого: |
26 |
11 |
6,5 |
2 |
4 |
2,5 |
Содержание курса
- Введение 4 часа
- Понятие кривой. Истоки орнаментики. Бордюры. Плоские кривые в декоративно-прикладном искусстве (вышивки, наличники), в архитектуре (на примерах памятников Старой Руссы и Новгородской области).
- Симметрия и асимметрия. Роль симметрии в познании мира. Симметрия в живой и неживой природе, живописи, архитектуре.
- Функциональные зависимости реальных процессов. Нефункции.
- Геометрическое место точек. Метод Дюрера. Построение окружности и эллипса.
- Огибающая. Семейства линий и их огибающие. Окружность, эллипс, парабола, астроида –огибающие семейства прямых. Кардиоида и нефроида – огибающие семейства окружностей.
- “Математическое” вышивание. Построение циклоидальных кривых.
- Кинематический метод построения кривых. Построения циклоиды. Эпициклы. Эпициклоиды и гипоциклоиды. Линейка для построения эпициклов. Альбом кривых (презентация).
4.2 Метод координат. Декартовая прямоугольная система координат на плоскости. Полярная система координат. Полярная ось. Полюс. Связь декартовой и полярной систем координат. Построение графиков y=ax и r = aj . Другие системы координат. “Построение кривых. Какой метод лучше?” (дискуссия).
В качестве источника информации по рассмотренным в курсе темам предлагаются:
- Барр Ст. Россыпи головоломок М., 1987.
- Берман Г.Н. Циклоида М., 1981.
- Болтянский В.Г. Огибающая. М., 1961.
- Васильев Н.Б. Прямые и кривые.- М., 1970.
- Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике.- М.,1985.
- Волошинов А.В. Математика и искусство.- М., 2000.
- Ильин В.А. Аналитическая геометрия.- М., 1981.
- Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии.- М., 1986.
- Левитин К. Геометрическая рапсодия.- М., 1976.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.- М.,1989.
- Пидоу Д. Геометрия и искусство.- М.,1979.
- Понтрягин Л.С. Метод координат.- М., 1987.
- Попов Ю.П. Математика в образах.- М., 1989.
- Райхмист Р.Б. Графики функций: задачи и упражнения М.,1997
- Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир.- М., 1982.
- Шипачев В.С. Аналитическая геометрия. М., 1997.
http://rusproject.narod.ru/article/polar2.htm
http://www.pm298.ru/spec3.shtml
http://vm.msun.ru/Vec_exe/Urok2/Urok2.htm
http://kvant.mirror1.mccme.ru/1977/09/nefroida.htm
http://sibupk.nsk.su/New/04/chairs/c_equip/www/wolchin/umm/ng/book/001/032.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/15/1001528/1001528a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/15/1001522/1001522a1.htm