Реализация личностно-ориентированного образования через групповую форму организации учебной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Эта тема была выбрана мною, потому что личностно-ориентированное образование в настоящий момент имеет очень широкое распространение и к тому же наша школа является экспериментальной площадкой, работающей по модели “Экология и диалектика”, а личностно-ориентированное образование является одним из условий работы школы по этой модели.

Актуальность рассмотрения мною групповой формы работы на уроке обусловлена следующими причинами.

В условиях перестройки всей социально-экономической системы в нашем государстве требуются люди, обладающие умением устанавливать отношения партнерства, сотрудничества, взаимопомощи. В процессе делового общения возникает множество суждений, взглядов по поводу решения некоторой проблемы, поэтому способность приходить к единой точке зрения, не смотря на плюрализм мнений очень важна и необходима.

Таким образом, социальный заказ общества и потребность системы образования делают актуальной проблему групповой формы организации учебной деятельности на уроках математики в условиях личностно-ориентированного образования.

Большая неоднородность состава учащихся средней школы является её специфической особенностью. Личностно-ориентированное образование предполагает, что обучение учащихся строится в соответствии с их индивидуальными способностями, что различный уровень овладения учебным материалом – от очень глубокого до весьма поверхностного – следует считать вполне нормальным для разных учащихся.

Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с крайними, противоположными друг другу уровнями развития (от очень высокого до очень низкого).

В данной ситуации учитель должен выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. Но при этом слабым ученикам уделяется недостаточное внимание, а сильные и талантливые ребята и вовсе выпадают из поля зрения учителя. При таком отношении сильные ученики теряют интерес к учению, им становится скучно на уроках, и в результате, к концу обучения, талантливые дети превращаются в посредственных учеников. Что же касается слабых ребят, то задания среднего уровня кажутся им непосильными. Появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики, в конце концов, отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути: механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание. В конце концов, у слабых возникает отвращение к учению. Все эти негативные явления известны давно.

Я пыталась преодолеть их, организуя дифференциацию внутри одного класса, с целью дальнейшей эффективной организации групповой формы работы на уроках.

Учитывая психолого-дидактические исследования, опыт групповой работы, выделяются 4 типологические группы.

Группа А. Учащийся имеет полные, глубокие и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения. Умеет пояснять аргументировать, доказывать, обобщать. Может приводить собственные примеры. Использует рациональные способы и приёмы решения задач.

Группа В. Учащийся имеет хорошие, прочные знания основных фактов. Не всегда может аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры. Знает основные методы решения задач, не всегда рационально решает задачи.

Группа С. Учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Умеет отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Может воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач.

Группа Д. Ученик с трудом усваивает факты, понятия, правила и способы решения задач. Не может воспроизвести определения, примеры или текст учебника. Не всегда понимает смысл математических предложений, условия задач.

Типологические группы - это группы для учителя. На их основе, в классе создаются рабочие звенья, позволяющие учителю осуществлять дифференцированный подход и своевременную помощь каждой группе.

Работа учащихся в группах может применятся на различных этапах урока, и на различных ступенях изучения каких-либо тем, разделов и т.д. Групповая работа требует серьёзной подготовки и со стороны учителя. Такое занятие должно быть разработано во всех деталях. Учитель обязан чётко сформулировать основные и дополнительные задания для групп, тщательно продумать организацию работы (состав групп в классе, время выполнения заданий, способы оперативного контроля т т.д.), учесть возможные неполадки.

Остановлюсь на одном из способов организации групповой формы работы. Класс делится на 3 группы: “сильные”, “средние”, “слабые”.

“Сильные” сидят за столом им создаются условия коллективной работы. Им предлагаются для самостоятельного решения более сложные задачи. Для контакта с этой группой учитель затрачивает минимум своего времени, для осуществления контроля за этой группой хорошо использовать методику готовых решений, т.е. за 10 минут до конца урока показать заранее заготовленные на листочках решения сложных задач, которые в течение оставшегося вполне по силам разобрать этим ученикам.

Цель работы со “слабыми” учениками – закрепление решения опорных задач. Идёт работа у доски и в тетрадях. Учитель работает с этими учащимися медленно, анализируя условия, выполняя чертёж, вычисляя и обосновывая каждый этап решения задач.

С группой средних учеников организуется полусамостоятельная работа. Ей предлагаются задачи, как и для группы “слабых” учеников, но в большем объёме, за выполнение которых ученик может получить оценку. Учащемуся этой группы предоставляется право выбора:

А) если материал затруднений не вызывает, то он выполняет работу самостоятельно, корректируя своё решение с решением на доске;

Б) если есть сомнения в своих силах, то он может подключиться к работе группы “слабых” учеников.

Можно организовать формирование более мобильных групп, обеспечивая добровольное передвижение учащихся из одной группы в другую с учётом достижения определённых результатов обучения.

Групповые занятия по математике дают хорошие результаты и в образовательном и в воспитательном отношении. В процессе таких занятий сплачивается и развивается ученический коллектив класса. Почти все учащиеся проявляют интерес к групповым занятиям, которые прививают школьникам навыки делового общения в уч6ебной деятельности. На любом традиционном уроке подсказки, желание помочь товарищу решительно пресекаются, а урок в группах одной из своих целей имеет развитие сотрудничества.

Опытная работа проходила в два этапа. На первом этапе было проведено исследование с целью получения массового материала, на основе которого можно отследить индивидуальные особенности каждого ученика, познавательный интерес к учёбе по математике, и разбить класс на типологические группы. В этом мне помогла книга “От 7 до 17”.

С 2000 года на каждого ученика нашей школы заведена книга, это нечто амбулаторной карты больного в поликлинике. Книги собраны в папки по классам. Книга имеет разделы:

  1. Интересы и склонности ученика.
  2. Врождённые качества.
  3. Страница психолога.
  4. Критерии оценки общественной активности.
  5. Отслеживание деятельности учащихся во внеклассной работе.
  6. Страничка родителей.
  7. Лист творчества ученика.
  8. Личные качества ученика.

Заполняются книги классными руководителями, психологами, работающими в классах, врачом. Книги хранятся в библиотеке. Я также часто заглядываю в них для изучения особенностей ребят, с которыми работаю.

Например, изучая книгу Головина Дениса, выделяю следующие его особенности:

  1. Уровень интеллекта – высокий.
  2. Ответственен, исполнителен, активен на уроках, умеет отлично слушать учителя и своих товарищей.
  3. Предпочтение отдаёт математике, физике.
  4. Высокий уровень развития долговременной памяти.
  5. Нравится процесс учения.
  6. Умеет анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать знания.
  7. Общителен.

Построение работы с Денисом: на первый взгляд может показаться, что проблем с его обучением нет и не может быть. Да, действительно, уровень его развития высокий и он много делает для саморазвития и самообразования, помогая тем самым учителю в процессе обучения. Но сложности есть. Уровень его класса – средний, и проблема данного ученика не потерять тот уровень, который он имеет, а ещё и, используя его высокий потенциал – повысить. Вот таким образом происходит работа с книгой по изучению каждого ученика.