Ринг знатоков

Разделы: Информатика


ТРИ команды (зеленые, синие, красные): по 8 учащихся (1 капитан), остальные учащиеся – группа поддержки.

Жюри из учителей, учащихся.

Девиз:

“Человек стремится к знанию, и, как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком”. (Ф.Нансен)

Цели и задачи:

  • Активизация деятельности учителя и учащихся.
  • Развитие интереса к предмету.
  • Выявление интеллектуально одаренных учащихся.
  • Развитие логического мышления у учащихся.
  • Воспитание коллективизма и сопереживания учащихся.

Реквизит:

  • Листы бумаги.
  • Ручки.
  • Компьютеры.
  • Жетоны для зрителей.
  • Оценочные листы для жюри.
  • Черный ящик.
  • Счеты.
  • Календарь (отрывной).
  • Кубик-Рубик.
  • Психрометр.

Оформление зала:  Высказывания великих математиков, физиков, философов.

Содержание игры:

  1. Представление членов жюри.
  2. Представление команд.
  3. Разминка “ВИКТОРИНА”.
  4. Конкурс “ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭРУДИТ”.
  5. “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”.
  6. Конкурс СМЕКАЛИСТЫХ.
  7. Домашнее задание “ПАНТОМИМА”.
  8. Подведение итогов.
  9. Вручение призов.

ХОД ВЕЧЕРА

1. Представление команд: девиз, эмблема {4 мин} - max 5 баллов.

2. Разминка “ВИКТОРИНА”: вопросы из различных разделов по физике, математике и информатике. {5 мин} – 1 балл за правильный ответ:

Математика Физика Информатика
1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50) 1. Тройка лошадей пробежала путь в 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30 км) 1. Емкость, в которой находится порошок для лазерного принтера? (Картридж)
2. Наименьшее двузначное число? (10) 2. Как в бане отличить по внешнему виду трубу с горячей водой от трубы с холодной водой? (Конденсат) 2. Минимальный элемент изображения на экране монитора? (Пиксель)
3. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1) 3. Какие физические тела - “ни рыба, ни мясо”? (Аморфные) 3. Часть экрана при работе с Far Manager? (Панель-Окно)
4. Можно ли при делении чисел получить ноль? (Да) 4. Емкость, которую Архимед использовал в лабораторных целях? (Ванна) 4. Поименованная совокупность данных на носителе? (Файл)
5. Как называется знак корня? (Радикал) 5. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы) 5. Буква, цифра, знак препинания? (Символ)
6. 1% от 1тыс. Рублей? (10 рублей) 6.Почему стекла в окнах иногда дрожат? (Резонанс) 6. Элементарное вычислительное устройство? (Калькулятор)
7. Назовите корни квадратного уравнения .

(Нет действительных корней)

7.Какие сапоги защищают от мороза лучше: тесные или просторные? 7. Поколение программного продукта? (Версия)
8. Первая русская женщина математик? (С.Ковалевская) 8. Почему лыжи не проваливаются в снег? 8. Какое число приказывает? (Три)
9. Наука, изучающая свойства фигуры в пространстве? (Стереометрия) 9. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5 кг) 9. Проводник, соединяющий системный блок компьютера с периферийным устройством? (Кабель)

3. Конкурс “ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭРУДИТ”. {5 - 8 мин}

1). По 2 человека от каждой команды берут задания, отвечают на заданный вопрос и ответ оформляют на ПК (нарисовать и распечатать). 5 баллов.

зеленые красные синие
У каких тел все в строгом порядке? Какой прибор служит для измерения времени? Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане?

2). Остальные выполняют задание “ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО” – max 5 баллов.

Для этого:

  • команды берут карточки – таблицы с 9 клетками, в которых записаны определения терминов, связанных с информатикой;
  • комплект из 72 карточек с терминами, соответствующими определениям на картах-таблицах (Приложение 1);
  • заготовки для записи правильных ответов.

На заготовках ставится соответствующий номер ответа или сам термин.

Синие

Автомат, управляемый программой и имитирующий действия человека Единица измерения количества информации, равная 8 битам Совокупность данных на носителе, снабженная именем
Указатель места на экране Особое состояние компьютера Сетевой компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам
Взломщик компьютерных программ Устройство ввода информации в компьютер Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты

Красные

Знак, используемый для записи чисел Программа для записи файлов в сжатом виде Нестандартное устройство для вывода информации в компьютере
Программа для обслуживания периферийного устройства Разновидность носителя информации Линия связи
Процесс разметки магнитного диска, подготовка его к записи информации Единица измерения диаметра дискет Гибкий магнитный диск

Зеленые

Основное электронное устройство компьютера, его “мозг” Поколение программного продукта Форма взаимодействия пользователя с компьютером
Группа файлов, объединенных по какому-то признаку, снабженная именем Элемент окна текстового редактора, используемый для установки полей, отступов и т.п. Устройство для работы с магнитными дисками
Жесткий магнитный диск Характеристика процессора Участок дорожки магнитного диска

Заготовки

синие

     
      
     

 

красные
     
     
     

 

зеленые
     
     
     

Ответы:

синие   красные   зеленые
64

робот

7

байт

69

файл

  72

цифра

6

архиватор

57

принтер

  59

процессор

11

версия

15

диалог

37

курсор

25

зависание

66

сервер

  22

драйвер

17

диск

29

канал

  30

каталог

38

линейка

19

дисковод

71

хакер

32

клавиатура

1

абак

  70

Форматирование

23

дюйм

18

дискета

  12

винчестер

62

разрядность

65

сектор

  • 9 - правильных ответов – 5 баллов
  • 7-8 - правильных ответов – 4 балла
  • 5-6 - правильных ответов – 3 балла
  • 3-4 - правильных ответов – 2 балла
  • 2 - правильных ответов – 1 балл
  • 1 - правильных ответов – 0 баллов

4. “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” - {5 мин}

В “Черном ящике” находится то, что придется отгадать каждой команде по заданным вопросам, если команда не отгадывает, что лежит в черном ящике после прочтения первого вопроса, то читается второй вопрос. Пока команда полностью не будет уверена в правильном ответе, если ответ неверен, то очки не засчитываются.

Вопросы для первого “Черного ящика”:

  1. Состоит из двух самостоятельно действующих приборов.
  2. Первая часть слова является ОНОНИМОМ людей с девиантным поведением.
  3. Без воды не работает.
  4. Работа основана на изменении температуры при испарении.
  5. Измеряет влажность воздуха.

(ПСИХРОМЕТР)

Вопросы для второго “Черного ящика”:

  1. Год рождения игры – 1974 г.
  2. Изобретатель – преподаватель архитектуры из Будапешта.
  3. Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллион лет.
  4. Игра называется “игрой столетия”. Она полезный спутник в дальней дороге.
  5. Внешний вид – правильный многогранник. Игра носит имя автора.

(КУБИК РУБИК)

Вопросы для третьего “Черного ящика”:

  1. То, что лежит в этом ящике много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило.
  2. Даты этих изменений известны:
    • первый раз – 46 г. до н. э.
    • второй раз – 1582 г.
  3. Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел.
  4. Имена тех, с кем связывают данное изобретение, - Юлий Цезарь и папа римский – Григорий ХIII.
  5. Худеет с каждым днем толстяк и не поправляется никак.

(КАЛЕНДАРЬ)

Вопросы для четвертого “Черного ящика”:

  1. Появились более 1500 лет назад.
  2. Большой популярностью пользовались в России.
  3. Состоит из набора костяшек, нанизанных на стержни.
  4. Пользовались купцы для своих расчетов.
  5. Позволяли ускорить счет.

(СЧЕТЫ)

После прочтения:

  • 1 вопроса – 5 баллов,
  • 2-х вопросов – 4 балла,
  • 3-х вопросов – 3 балла,
  • 4-х вопросов – 2 балла,
  • 5-и вопросов – 1 балл.

5. Конкурс СМЕКАЛИСТЫХ. {3 – 5 мин}

Четыре конкурса по одному человеку на каждое задание.

1. Волшебные палочки (у доски, рис.1). (1 балл).

ЗЕЛЕНЫЕ КРАСНЫЕ СИНИЕ
Переложите четыре палочки так, чтобы образовалось три равных квадратов Переложите две палочки так, чтобы образовалось пять равных квадратов Переложите семь палочек так, чтобы получилось четыре квадрата

 Рисунок 1

2. Нарисовать фигуру одним росчерком пера (у доски), не отрывая карандаш от бумаги. (1 балл).

Рисунок 2

 3. Сколько треугольников в заданной фигуре (за столом). (1 балл).

Рисунок 3

Ответ: (27)

4. Слова из букв “ЗМЕЙКА” (за столом). (1 балл).

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны ”змейкой”, т.е. они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх), но не по диагонали.

синие   красные   зеленые
Р Е Ч К И Г Е Л И
Ы Т Е А Л О В К Д
     
Р О К М Р А М Е Р
П У С Е Ъ З Й А Т
     
Е Н А Л П Р А Р Ь
Р С К Е Б О П О Л

Ответы:

Четыре Логика Евклид
Корпус Разъем Таймер
Сканер Пробел Пароль

6. Домашнее задание “ПАНТОМИМА”. Изобразить модель, процесс или явление из области физики, математики, информатики. – {4 - 5 мин}, max – 5 баллов.
(Задание в шарике).

7. Подведение итогов. (Приложение 2).

8. Вручение призов.