Введение
Развитие творческой активности обучающихся – это развитие творческих способностей, которые формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет от задатков к способностям- и в этом состоит путь развития личности. Развиваясь от задатков способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят, как предпосылки, как исходный момент. Задатки многозначны, они могут развиться в различных направлениях, превращаясь в различные творческие способности, которые развивают творческую активность на уроках, во внеклассных мероприятиях, кружках, факультативах.
Как надо развивать творческие способности?
Развитие творческих способностей детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида имеет большое значение. Такие классы открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и на основании заявления.
Исходной теоретической основой стратегии обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении у детей нарушена познавательная деятельность, слабо развита мыслительная деятельность и речь, слабо развито и логическое мышление. А развитие творческих способностей таких детей помогает восстановить познавательную деятельность; способствует развитию речи, развитию мыслительной деятельности, развитию логического мышления. А это главное, чтобы помочь таким детям в первые школьные годы, заинтересовать их и чтобы у них не вырабатывалось отрицательное отношение к учению.
Вот почему развитие творческих способностей имеет важное значение для школы, то и как надо развивать творческие способности тоже имеет главное значение в учебном процессе.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей- раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самых творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Ни кто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят- со дня его рождения, когда он еще не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент- произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми способностями, математиков- математическими и т.д. А что если в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка- распространенная форма “помощи” детям, но она только ВРЕДИТ делу!
Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность- помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 1Приложение № 2
Приложение № 3
Сущность и особенность развивающих игр.
Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т.е. в них использован принцип народных игр: рот простого к сложному.
Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫАВТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопоставлять наглядно “задание” с “решением” и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий даже придумывать новые развивающие игры, т.е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.
Развивающие игры позволяют каждому подняться ДО “ПОТОЛКА” СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО “ПОТОЛКА” своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать “пищу” для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;
- в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение- сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляю то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСИКМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.
Уроки творчества.
Уроки творчества- это формирование творческого мышления и развития творческих способностей детей, развитие воображения, интуиции, быстроты, гибкости. Уроки творчества способствуют развитию абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи.
Крайне важным при проведении уроков творчества является соблюдение следующих условий:
- обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя;
- поощрение высказываемых оригинальных идей;
- новизна и разнообразие предметов, приемов и форм работы с целью развития любознательности детей;
- обеспечение возможностей для упражнения и практики, широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самим разным областям;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопросы и проявлять инициативу.
Можно использовать следующее учебно-тематическое планирование уроков творчества в специальных (коррекционных) 6 классах VII вида.
Уроки:
- Что значит быть творческим человеком.
- Рассыпанные буквы.
- Мир наших ощущений.
- Что дают ощущения нашему знанию.
- Представьте себе.
- Решение анаграмм.
- Проверьте свою сообразительность.
- Проверьте свою сообразительность.
- Повторительно-обобщающий урок I четверти.
- Учимся воспринимать мир.
- Мне поможет память.
- Творческое мышление. Учим каждого.
- Найти выход из ситуации.
- Найти выход из ситуации.
- Тайны нашего воображения.
- Мир диковинных существ.
- Мир будущего.
- Фантазия или реальность.
- Чудовище с озера. Лох-несс.
- Тайны мультипликации.
- Потренируем свое воображение.
- Волшебные спички.
- Учимся мыслить.
- Чему мы научились.
- Итоговый урок III четверти.
- Ребусы. Что это такое.
- Ребусы. Что это такое.
- Географические ребусы.
- Числовые ребусы.
- Пословицы в ребусах.
- Самостоятельная работа.
- Анализ самостоятельных работ.
- Чему мы научились.
- Корректировка навыков и приемов творческого мышления.
- Корректировка навыков и приемов творческого мышления.
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 4
Приложение № 5
Творческая деятельность детей на уроках “Геометрии МПИ”
При изучении геометрии у учащихся специальных (коррекционных) классов формируются геометрические знания, первичные представления о пространственных геометрических фигурах. На этих уроках дети проходят путь от конкретных предметов из окружающей действительности, являющихся моделями геометрических фигур, к идеальному образу. Вот поэтому необходимо сформировать первоначальные представления о цилиндре, конусе, шаре, призме, пирамиде как абстрактных образах объектов из окружающего мира, а затем направить на различную деятельность детей. Это лепка из пластилина различных геометрических фигур, конструкции из шашек7, различные игры6: “Угадайка”, “Найдите лишнюю фигуру”, “Ромашка”- на формирование идеального образа геометрической фигуры. Именно во время этой практической деятельности зарождается творческая активность детей и развиваются творческие способности, при выполнении творческих заданий10.
Все эти первые занятия проводились в форме диалога, благодаря чему ребенок учился учитывать точку зрения собеседника, точно и понятно формировать творческие свои мысли. Диалогичность является базовым интеллектуальным качеством, которое способствует формированию такой формы опыта, как открытая познавательная позиция. Кроме того, диалог стимулирует актуализацию и развитие творческого мышления, помогает ребенку понимать состояние собственного ума. На таких занятиях ученики не усваивают готовую информацию и факты, а открывают их, овладевая тем самым навыками творческой деятельности. Учащиеся при изучении геометрии имеют представление о развертке поверхности цилиндра и конуса, призмы, пирамиды, умеют изготовлять бумажные модели с помощью разверток, проявляя творческие способности. Знают формы и свойства геометрических фигур на плоскости.
На уроках геометрии МПИ дети также изучают геометрические фигуры на плоскости: точка, прямая. Отрезок, луч, угол, в пространстве- плоскость. Знают окружность и круг. Умеют сравнивать углы, отрезки. Имеют ориентацию на плоскости и решают различные творческие задачи- на прямоугольной системе координат по точкам строят фигуры8,9.
У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах. Применяя на уроках практическую творческую деятельность- развивается познавательная деятельность и все виды мышления.
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 6Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Изучение элементов геометрии создает благоприятные предпосылки для формирования у школьников пространственных понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. И уже усвоение геометрического материала не будет вызывать трудности при переходе учащихся специальных (коррекционных) классов в 7 классы. У них уже практически развито наглядное образное мышление, знают понятия, свойства, определения геометрических фигур, умеют пользоваться чертежами и измерительными инструментами. Это успех! Дети будут учиться лучше, применяя и используя на уроках геометрии свое индивидуальное творчество: в изготовлении геометрических фигур на плоскости и в пространстве, в решении творческих задач, написании сочинений, сказок о фигурах и т.д.
Современное обучение направлено на признание индивидуальности ученика. В своей работе одним из главных критериев математического развития личности считают пробуждение творческого начала в каждом ребенке. На уроках “Геометрии МПИ” стараюсь помочь сделать учащимся специальных (коррекционных) классов первые шаги в творчестве, стараясь на свой жизненный опыт и практическую деятельность. Поэтому для меня главная задача урока - это создать психологический комфорт умственной деятельности для получения знаний, умений, навыков и применения этих знаний, умений, навыков в жизни. На уроке нужно дать возможность каждому ученику высказать свое мнение, не торопить, не перебивать; тон общения должен быть доброжелательным. На уроках геометрии наглядность обязательна и все должно быть выполнено красиво, ярко, изыскано, чтобы заинтересовать, привлечь внимание всех школьников, развивать их творческие способности. Подтверждение сказанному – урок. Факультативное занятие: “Геометрия вокруг нас” в специальном (коррекционном) классе 6 Г.
Развитие творческих способностей на занятиях кружка
“Волшебная береста”
На занятиях кружка “Волшебная береста” учащиеся специальных (коррекционных) классов применяют вычислительные навыки по математике и свойства и формы геометрических фигур в жизни при изготовлении различных поделок из бересты: закладки в книги, плетение сосудов15, изготовление игрушек, корзиночек, туесков11,12,13,14. Эти занятия не только вооружают школьников умениями и навыками при изготовлении туеса и поделок из бересты, но и помогают силу творца, способность подчинить своей воле бересту и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность, учат читать чертежи, планировать, мыслить, логически рассуждать, планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы16,17.
В результате каждое изделие из бересты с художественной отделкой, имеет свое индивидуальное лицо. И дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой им радостно и весело их сделать, потому что стремление воображения к воплощениям и есть полная основа и движущее начало творчества. На этом же кружке на бересте рисуют картины.
Хорошая, организованная, продуманная деятельность ребенка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельность, решать творческие постановленные задачи - все это развивают творческие способности, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Детям становится интереснее и понятнее учиться, у детей развивается речь, улучшается память.
(прилагаются снимки занятий кружка “Волшебная береста”)
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 11Приложение № 12
Приложение № 13
Приложение № 14
Приложение № 15
Приложение № 16
Приложение № 17
На своих уроках для развития творческих способностей у детей с нарушением познавательной деятельности использую методику мастерских.
Особенности методики
Мастерская- это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы- элементы технологии: индукция, самоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое- вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к именующемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.
Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.
Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении. В эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.
Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы- могучее средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв- это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а по рой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Творчество. Мастерская дает ученикам творческий “опыт дерзновения”, а не “опыт послушания”. В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера- акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества18,19, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания.
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 16Приложение № 17
Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.
Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.
Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:
- студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);
- погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину)- занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу “интенсива”, которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;
- цикловой метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.
Приложение можно взять у автора.
Приложение № 13
Приложение № 14
Приложение № 16
Приложение № 17
Заключение
Кому нужны творческие способности?
Творческие способности нужны, прежде всего, всем учащимся.
Благодаря развитию творческих способностей восстанавливается познавательная деятельность и появляется интерес к изучению других учебных предметов, интерес к учебному труду, развивается творческая активность и повышается качество обучения.
У этих детей кругозор уже шире. К любому делу они относятся творчески.
Все это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной, практической деятельности независимо от того будет ли этот ребенок в дальнейшем занят в какой либо отрасли народного хозяйства, в сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником.
Научим же детей творчески трудиться и любить труд! Способными на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная их позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны быть творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие — в большей, но обязательно все.
Творческая деятельность привлекает к себе всех детей. Видимо, это большие трудности могут дать и большие радости высшего человеческого порядка, радость открытия, радость преодоления, радость творчества. Человеку с творческим складом ума легче увлечься любой профессией и достичь высокой производительности труда. И занять активную жизненную позицию.
Литература
- Боголюбов Н.С. Поделки из природного материала, Москва, Просвещение, 1998 г.
- Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду с разными материалами, Москва, Просвещение, 2001 г.
- Игнатова В.В. Уроки творчества, Красноярск, Сибирский технологический институт, 1994 г.
- Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития), Москва, Педагогика, 2001 г.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Москва, Просвещение, 1990 г.
- Панчищина В.А. Организация работы на уроках геометрии, Томск, изд-во Томского университета, 2001 г.
- Финягин В.В. Изделия из бересты. Издательство Астрель 2000 г.