Тема урока "Чтение слов и предложений с буквами С, З. Знакомство с признаками «опасных мест» при письме гласных"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • познакомить с признаками “опасных мест при письме”
  • совершенствовать навыки чтения
  • развивать внимательность, орфографическую зоркость
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам (игрушкам)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник “Азбука” Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий. УМК “Гармония”
  • игрушки: слон, собака, заяц
  • портрет А.Л. Барто
  • иллюстрации игрушек: зайка, мишка, лошадка
  • пирамида-таблица
  • варианты звезд
  • картинки, с разными видами речи
  • изображение лисы и леса – схемы слов

ПЛАН УРОКА:

Орг. момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Введение в тему. Сообщение цели урока.

- К нам, на урок, пришли гости. Поддержать нас и помочь, а кто они вы узнаете – отгадав загадки.

1). Чтение загадок – отгадки игрушки (учитель демонстрирует данные игрушки)

Цель: развитие логического мышления.

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это? … (слон)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. … (собака)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. … (заяц)

- Как, одним словом назовем эту группу? (игрушки)

- Какие звуки мы слышим в начале каждого слова – названия игрушки? (звук [с] , [з])

- Дайте характеристику этим звукам? (Парные звуки. Звук [с] – глухой, твердый; звук [з]– звонкий, твердый)

- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить об этих звуках и их буквах. Будем читать слова и предложения, а в конце урока откроем очень важный “секрет”.

- Какая известная детская писательница написала стихотворения об игрушках? (А.Л. Барто)

На доску прикрепляется портрет А.Л. Барто

- О каких игрушках она сочинила стихотворения?

- Давайте, вспомним некоторые из них.

Учитель на доску прикрепляет иллюстрации игрушек, дети по выбору рассказывают стихотворения, а один ученик строит звуковые схемы к рисункам. (РИСУНОК №1)

2) Чтение стихотворений

Цель: развитие выразительности чтения, памяти.

Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

3) Речевая разминка

Цель: развитие речи, правильного произношения звуков.

- А сейчас, мы с вами разомнем язычок, чтобы наша дальнейшая работа прошла успешно.

Зарядка для языка (движения языка вперед – назад; круговые движения; “цоканье” и т.д.)

Скороговорка .

Соня Зине принесла еду в корзине.

- Вдох, а на выдохе произносим скороговорку.

Чистоговорка

Са – са – са - в лесу бегает лиса
За – за – за – уходи домой коза
Со – со – со – у Вовы колесо
Ос – ос – ос – на поляне много ос
Су – су – су – было холодно в лесу.

- А вы любите играть в игрушки? Сегодня мы тоже будем играть. Собирая пирамидку, мы повторим все, что изучили раньше.

- А для начала отдохнем, вспоминая ещё одно стихотворение Барто А.Л.

Физкультминутка

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.

И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!

III. Повторение пройденного материала.

1 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: ЗВУК – БУКВА

Цель: развитие фонетического слуха.

- Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяя шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово.

Зонт, ветер, енот, заря, домик, аист

- Какое слово получили? (звезда)

- Что вы можете сказать о получившемся слове? (многозначное слово)

Цель: развитие речи.

Дети раскрывают смысл слова. (РИСУНОК №2)

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – луна,
А дочурки…звезды.

- О каких звездах говорится в загадке? (о небесных звездах)

- Вот эти небесные звезды, а на них элементы букв. Давайте, назовем эти буквы.

На доске звезды, на которых написаны элементы печатных букв – дети называют буквы, если верно учитель переворачивает звезду, где дан правильный вариант.

2 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: СЛОГ.

- Какой слог образуется со звуками [с*] и [а]. (ся)

- Какие буквы нам помогают обозначать мягкость согласных? (я, ё, и, е, ю)

Работа по слоговой таблице.

Цель: развитие внимательности.

  • 1 ряд: чтение согласных букв с гласными буквами, которые придают мягкость
  • 2 ряд: чтение согласных букв с гласными буквами, которые придают твердость

- Будьте внимательны! Не забывайте, с какой буквой вы читаете слог.

3 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: СЛОВО.

РОСЫ МИЛ -
ЗОЯ МЕЛОК
ЗИМА МИЛЫЙ
КОЗА
СЫН

- Какое слово лишнее? Почему? (Зоя – имя девочки, пишем с заглавной буквы; мелок – не родственное слова другим словам в этом столбике)

4 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель: развитие речи.

- Составьте с одним из этих слов предложение, соответствующее схеме.

!______ _______ !_______ .

5 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: РЕЧЬ.

- Какая бывает речь? (устная и письменная речь)

Учитель показывает картинки, а дети соотносят её с устной или письменной речью. (РИСУНОК №3)

- Если речь письменная – топаем ножками, устная – хлопаем в ладоши.

- Определите, к какой речи отнесем картинку?

Показ картинки, на которой изображена мама, читающая сказку.

IV. Открытие “секрета” урока.

- А вы любите сказки?

У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Родной народ её творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец.

- Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?

“Несет меня лиса за темные леса!” (Петушок – золотой гребешок) (РИСУНОК №4)

Ах ты, Петя – простота,
Схлопотал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.

Рис. 4

Дети передают краткое содержание сказки, называя главных героев.

- Давайте хором произнесем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду.

- Что в них интересного? (они одинаково произносятся)

- А как вы докажите, что это два разных слова, а не одно и тоже? (они называют разное: животное и много деревьев)

Учитель открывает на доске составленные из карточек две одинаковые схемы.

- У меня правильные звуковые схемы этих слов? (да)

- Назовите первый гласный звук в слове лиса – название животного. Какой это звук? (безударный гласный [и])

Учитель берет в руки карточку этого звука.

- Назовите первый гласный звук во втором слове. ( такой же, безударный гласный [и] )

Учитель берет в руки вторую карточку этого звука.

- Что вы скажете о первых гласных звуках в этих словах? (они одинаковые)

- Могу ли я показать этот вывод так?

Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску. Появляется начало будущей схемы.

- А теперь посмотрим, как пишутся слова. Сначала – название животного.

Открывается первая запись: лиса.

- Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]? (буквой и)

Учитель прикрепляет к схеме букву.

- Читаем второе слово.

Он открывает: леса.

- Какая в нем буква на месте звука [и]? (буква е)

Запись на доске дополняется.

- Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме?(буквами и и е)

- Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на “письменную работу” посылать разные буквы. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? (нет)

- Почему? (можно не ту букву написать)

- А какому же это звуку нельзя доверять?

Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.

- Ударный он или безударный? (безударный)

- Так какому же звуку при письме нельзя доверять? (безударному)

- Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. Вот почему безударный гласный звук при письме – это “опасное место”.. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный. (надо поставить точку)

- Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок, который указывает на то, что на месте безударного гласного при письме есть “опасность”? Но тогда покажем “опасность” письма ещё и под буквами безударных гласных в записанных словах.

- Вот и подошло время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука? (что этот гласный безударный)

- А что теперь будет обозначать такая точка?

Что на месте безударного гласного звука при письме есть “опасность”.

Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять.

- Значит теперь, когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, мы будем помнить, что отмечаем “опасное место при письме”.

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

- Посмотрите, какую пирамидку мы собрали. На партах у вас тоже лежат пирамидки, но одно кольцо не раскрашено:

  • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
  • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
  • если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Учитель использует метод “Светофор”:

  • зеленый – иди,
  • желтый – подожди,
  • красный – стой.