В современных экономических условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки.
Поиск путей повышения качества готовности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию деятельных технологий, напрвленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.
Под моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, согласно определению Л.Г.Семушиной и Н.Г.Ярошенко, понимается такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о профессиональной деятельности и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами и приемами практической работы по выполнению своих трудовых обязанностей [1 ст.193].
Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач [2 ст.59]. Студентам предлагается проанализировать реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.
Почему я использую кейс-метод?
Учетные дисциплины такие как, «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Аудит» и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
В процессе изучения курса в зависимости от сложности тем я использую кейсы различной сложности:
– Первая степень сложности: есть практическая
ситуация, есть решение. Студенты определяют,
подходит ли решение для данной ситуации.
Возможно ли иное решение?
– Вторая степень сложности: есть практическая
ситуация. Студентам предлагается найти
правильное решение.
– Третья степень сложности: есть практическая
ситуация. Студент сам определяет проблему и
находит пути решения.
Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.
1. Определяю темы дисциплины, по которым можно
провести занятия в данной форме.
2. Формулирую текст кейса, пакет заданий,
методические указания по выполнению кейса.
3. Подбираю пакет информационных документов
(договора, счет-фактуры, спецификации, приказы и
другие).
4. Разрабатываю критерий оценки знаний и умений.
Для повторения базовых теоретических основ и более глубокого изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу, нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для выполнения практических заданий.
Ниже приводится модель урока по кейс-методу.
Тема: «Организация бухгалтерского учета материалов».
Цели урока:
- научить понимать практическую ситуацию и принимать конкретное решение;
- научить применять теорию на практике;
- развивать аналитические способности по выработке альтернативных решений.
План урока.
1. Подготовительный этап. Преподаватель ставит перед студентами задачу: отразить движение материалов на счетах бухгалтерского учета, согласно принятой учетной политики. В качестве задания дается конкретная практическая ситуация по движению материалов и предлагается оформить первичные документы, определить метод оценки материалов, метод организации бухгалтерского учета материалов.
2. Самостоятельная работа студентов в микрогруппах:
– изучение кейс-задания и методических
указаний;
– оформление первичных документов;
– составление бухгалтерских проводок по
хозяйственным операциям и запись их на счетах
бухгалтерского учета;
– подготовка вопросов по изучаемой теме для
других микрогрупп.
3. Дискуссия: сообщение микрогрупп (выводы по решению практической ситуации, ответы на вопросы других микрогрупп и преподавателя).
4. Итоги и оценка знаний и умений.
Оценивается работа микрогрупп и отдельных студентов. Преподаватель обосновывает оценку, используя следующие критерии:
– ответы по существу вопроса;
– грамотность оформления документов;
– точность составления корреспонденции счетов;
– активность работы (индивидуальная, в
микрогруппах).
Предложенная мной модель урока может быть взята за основу. В зависимости от специфики дисциплины, степени сложности задания преподаватель вносит изменения в план, цели урока, а также выбирает различные формы организации работы студентов.
Таким образом, будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод, завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическими умениями.
Преподавателю кейс-метод дает возможность по-иному думать и действовать, постоянно обновлять свой творческий потенциал.
Литература.
1. Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко Содержание и
технологии обучения.– М.: Мастарство, 2001.
2. А.И.Сидоренко, В.И.Чуба Ситуационная
методика обучения: Теория и практика.– Киев:
Центр инноваций и развития, 2001.